На Ивана Купалы девушки на рассвете купались в росе, «щоб всю хворь iз себе змити, сили та краси в Івана попросити»
Через три дня (6 июля) канун самого загадочного и волшебного народного праздника — Ивана Купалы. По православному календарю 7 июля — рождество Иоанна Крестителя. Купальской ночью нужно успеть многое: перепрыгнуть через очищающий костер, собрать лечебные травы, выяснить с помощью гадания имя суженого и, конечно же, добыть цвет папоротника
Девице завязывали глаза и опускали ее в яму, наполненную венками из свежих и увядших цветов
Празднование Ивана Купалы начиналось накануне (6 июля). Вечером люди выходили на поляны поближе к реке или озеру. Ну а если в селе водоема не было, то шли к лесу. На берегу устанавливали Купалу — куклу-деревце, символизирующее бога земных плодов. Украшали его незамужние девчата, и в разных областях Украины это делалось по-своему. Так, на Средней Надднепрянщине, Подолье и Волыни девушки срезали ветки (или молодые деревья) вербы, украшали их цветами, венками и лентами. На Полтавщине вязали соломенное чучело и наряжали его в костюм замужней женщины, привязав бусы и девичьи ленты. В некоторых селах руки Купалы обвивали венками. Купале несли гостинец — свежеиспеченный хлеб, считавшийся главным плодом земли.
Еще мастерили чучело Марены, или Мары, «яка морить землю стужею, а людей — хворобою та голодом». А потому эту куклу нужно было всячески ублажать, а после праздника уничтожить. На Полтавщине Мару делали из веток вишни и клена, а на Слобожанщине плели из травы.
Вокруг Марены и Купалы девчата водили хороводы и пели песни о любви и будущем браке. В это время парубки старались похитить Мару и поломать ее. Чтобы перехитрить молодых людей и уберечь Марену, девушки делали ее «дубликат» из сорняков, терновника, крапивы и пырея.
Деревца Купалы и Мары купали в воде, а потом с криком и смехом ломали на части, чтобы каждой девушке досталась веточка. Самые ловкие старались отломать вершок, который должен был принести счастье. Веточки несли на огороды и раскладывали там, чтобы лучше росли огурцы. На Галичине было принято закреплять ветки Купалы под крышей хаты, чтобы богатство в доме не переводилось. Остатки Купалы и Марены топили в реке. Этот обычай связан с древнеславянской верой в то, что на Ивана солнце в воде купается. Прежде чем зайти в реку, полагалось трижды произнести: «Водице-студенице, ти вмива∙ш луги, береги, камiння-кремiння. Омий i мо∙ тiло i душу».
Поскольку Марена считалась еще и старшей русалкой, то в ее честь было принято наряжать самую красивую девушку. На Киевщине молодежь водила Марену в лес. Девице завязывали глаза и опускали ее в яму, наполненную венками из свежих и увядших цветов. Она брала первый попавшийся венок и передавала наверх. Вытащит венок из свежих цветов — село ожидает богатый, веселый и благополучный год. Достанет увядший — жди голода и несчастий.
Тот, кто сорвет цветок папоротника, услышит, как переговариваются деревья, и узнает, где закопан клад
На Ивана Купалы наши предки очищались огнем. В ночь перед праздником парубки складывали возле реки кучу хвороста. Зажечь костер поручали старейшим жителям деревни. До появления вечерней звезды деды должны были одним из примитивных способов добыть огонь. Купальским кострам приписывалась очистительная сила. Люди верили, что, прыгая через них, можно избавиться от сглаза, порчи и бесплодия. В купальскую ночь матери, у которых болели дети, сжигали их сорочки на костре, надеясь, что после этого малыши выздоровеют. А еще с помощью пепла можно было выяснить, кто в селе ведьма. Чтобы разоблачить нечистую, брали немного пепла и угольков, завязывали их в тряпицу и, спрятав на груди, шли домой, не оглядываясь. Поверье утверждает, что на следующий день ведьма обязательно появлялась на пороге и просила: «Вiддай менi те, що в тебе ∙!»
Но больше всего надежд на купальский костер возлагали молодые люди. С его помощью парубки и девчата выясняли, удачным ли будет их брак. Перед тем как прыгнуть, влюбленные обменивались венками и брались за руки. Если пара перескочит через пламя и не разнимет рук, значит, до конца своих дней они будут вместе.
Кстати, хотя на праздник и брали детей, но прыгать через костер им не разрешали. Мальчики и девочки надевали на головы веночки и перескакивали через кучи крапивы или чертополоха.
Самым красивым и таинственным обрядом купальской ночи, бесспорно, считается гадание на девичьих венках. С их помощью красавицы выясняли, выйдут ли в этом году замуж и с какой стороны сватов ждать. Девушки убегали от парубков, прикрепляли зажженные свечи к венкам и пускали их на воду. Пока венки плыли, девицы шли за ними по берегу и пели: «Плинь, плинь, вiночку, гарний, з барвiночку, за миленьким, за миленьким». Если венок плыл ровно и свеча не гасла, это был знак, что девушка скоро выйдет замуж, если крутился на месте — еще дiвуватиме, потухнет свеча — жених бедным будет, утонет венок — готовься к похоронам. А еще следили, к какому берегу венок пристанет. Ведь оттуда и жених придет.
Считалось, что в день рождества Иоанна Крестителя вода приобретает особую магическую силу, как человеческая душа после таинства крещения. Поэтому после гаданий молодежь отправлялась купаться. Резвились в воде и детишки, правда, сначала малыши должны были отнести свои веночки в родительский огород и положить на капусту, чтобы кочаны большими выросли.
Семейные люди тоже окунались в воду, но быстро выходили на берег. Они собирались своим кругом, чтобы сварить на костре уху или кулеш, поесть вареников и грибных голубцов и, конечно же, выпить наливки и горилки. Все блюда на праздничной трапезе были постными, ведь до окончания Петрова поста (12 июля) мяса и молочных продуктов есть не полагалось.
Однако далеко не все в купальскую ночь веселились, самые отважные смельчаки отправлялись в лес добывать цветок папоротника. По поверьям, он цветет лишь несколько секунд в полночь и сорвать его можно, только выполнив специальный ритуал. Возле куста папоротника нужно расстелить белую скатерть или рушник, на котором 12 раз был освящен пасхальный кулич. Вокруг себя на земле полагается освященным ножом очертить защитный круг и окропить все святой водой. Когда папоротник расцветет, цветок сам упадет на скатерть. Ее нужно быстро свернуть, спрятать под рубашку и бежать, не оглядываясь. Легенда утверждает, что черт с помощниками погонится за человеком, будет звать его голосами родственников, молить о помощи, завывать, плакать и угрожать лишь бы храбрец обернулся. Кто не выдержит и поддастся искушению — не только потеряет папоротник, но и сам упадет замертво.
Зачем же нужен волшебный цветок, что ради него рискуют жизнью? По народным поверьям, в ночь на Ивана Купалы творятся разные чудеса, например, в это время деревья переходят с места на место и шумом ветвей разговаривают между собой, рассказывая, под чьими корнями спрятаны клады. Тот, у кого есть цвет папоротника, может увидеть это действо и понять разговор деревьев, а значит, завладеть несметными богатствами.
Разговляться после Петровки полагалось молочными блюдами
Праздник Ивана Купалы считался лучшим днем для заготовки лекарственных растений. Наши предки верили, что лекарственные травы, собранные с росой в ночь или на заре, — самые целебные. Зелье это называлось иванками, его освящали в церкви и хранили за иконами. Так, чередой запасались, чтобы лечиться от золотухи, медвежьими ушками — от нарывов, ромашкой и полынью — от желудочных болезней, а тысячелистником — для аппетита. Рвали иванки, приговаривая: «Земле-мати, благослови траву брати».
С верой в чудодейственную силу природы связан также обычай купаться на рассвете в росе — «щоб всю хворь iз себе змити, сили в Iвана попросити». Женщины и девушки купались в росе не только для здоровья, но и чтобы красота не завяла. До восхода солнца шли на луг, собирали целебные и приворотные травы. Кстати, иванки срывали, будучи обнаженными, так как считали, что, если собирать цветы «на чари» в одежде, зелье не поможет. Затем девушки ложились на мокрую траву и перекатывались 12 раз по часовой стрелке, приговаривая: «Чоловiче Господнiй, Iване, прийди менi у помiч. Розмотай з мене хворь, намотай красу та силу!» После одевали новые сорочки и усаживались плести венки из лекарственных растений. Эти венки девчата освящали в церкви, а потом клали на чердаке родительской хаты, где они высыхали и хранились на случай болезни кого-то из близких. Считалось, что отвар из этих трав может победить любой недуг.
На следующий день после Ивана Купалы в селах начинали готовиться к празднику Петра и Павла (12 июля): белили хаты, украшали рушниками стены, наводили порядок на подворье. Поскольку на Петра и Павла заканчивался пост, хозяйки делали творог, необходимый для приготовления традиционных праздничных угощений — вареников и мандрыков. По поверьям, разговляться после Петровки полагалось именно молочными блюдами, «щоб корови краще до∙лися». Кроме того, хозяйка присматривала крупного петуха, который пойдет на «тройной» борщ: его варили в трех горшках в память о том, что апостол Петр, до того как прокричал петух, трижды отрекся от Христа.
УХА, СВАРЕННАЯ НА КОСТРЕ
Для приготовления понадобится: рыба разных видов, несколько луковиц, лавровый лист, молотый перец, соль.
Самая вкусная уха — сваренная на огне в казане. Казан тщательно вычистить, чтобы уха не имела привкуса железа. Рыбу (карп, сом, карась) помыть, почистить, выпотрошить, убрать жабры, снова помыть и нарезать на куски.
Положить на дно казана мелкую рыбу — карасей, потом добавить нарезанный кольцами лук, затем — куски карпов, щуки, сома и снова лук. Залить водой. Когда закипит, посолить и поперчить. Варить на слабом огне час. Уху не помешивать, а только время от времени встряхивать казан. Перед тем, как снять уху с огня, положить лавровый лист.
Читайте нас в Facebook