ПОИСК
История современности

В день Введения в храм Пресвятой Богородицы взрослые учили маленьких детей молиться, а на Андрея молодежь пекла калиту и устраивала веселые игры

17:00 26 ноября 2011
поп с семейством
28 ноября начнется Рождественский пост, на который приходится несколько церковных праздников

В понедельник, 28 ноября, начинается Рождественский, или Филиппов пост, являющийся одним из самых продолжительных в году: он длится 40 дней и заканчивается 7 января, на Рождество Христово. По церковному учению, говение установлено для того, чтобы христиане смогли подготовиться к праздничному дню, очистили себя покаянием, молитвой, духовным и телесным воздержанием и с чистым сердцем, телом и душой встретили явившегося в мир Сына Божия.

Правда, зимний пост (именуемый в народе Пилипiвкой) является не таким строгим, как Великий. Продуктов животного происхождения, конечно, употреблять не позволяется, но зато можно по субботам и воскресеньям готовить к обеду блюда из рыбы и выпивать немного красного вина. Кроме того, на Филипповку приходится много православных праздников и памятных дней, которые наши предки обязательно отмечали.

Если в гости придет молодой чернявый парубок, да еще и с деньгами в кармане, значит, следующий год для семьи будет успешным

Итак, что же можно есть в течение Рождественского поста? В первый понедельник (собственно 28 ноября) и затем по средам и пятницам позволяется только растительная пища без масла. Рыбу и морепродукты можно подавать к столу по субботам и воскресеньям и в дни церковных праздников. А сыр, творог и другие молочные продукты разрешается есть больным, старикам, путешествующим, воинам, роженицам и детям до семи лет. Причем желательно попросить у священника благословения на расширение меню.

С проведением Рождественского поста у наших предков было связано много обычаев и обрядов. Например, к Филипповке обязательно нужно было завершить все полевые работы, чтобы до весны земля успела отдохнуть. Ну а когда дела заканчивались, люди с радостью гуляли, отмечая православные праздники. Начинали 4 декабря, в день Введения в храм Пресвятой Богородицы (третья Пречистая). Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, привели свою трехлетнюю дочь в храм в Иерусалиме, где потом девочка жила и воспитывалась почти 12 лет.

РЕКЛАМА

Отмечать третью Пречистую наши предки начинали с посещения церкви. После литургии вся семья спешила домой и c некоторой опаской ожидала, кто же из знакомых или соседей первым придет в гости. Если явится молодой чернявый парубок, да еще и с деньгами в кармане, значит, следующий год будет успешным: и урожай богатый Бог пошлет, и все домочадцы будут здоровы. Постучит в двери пожилой мужчина — заболеет кто-нибудь и злыдни в доме заведутся. Но хуже всего, если порог переступит старуха. Не миновать кому-то смерти.

В западных областях Украины существовала хорошая традиция — проводить в этот день духовные уроки с детьми. Взрослые учили малышей новой молитве или песне, стихотворению религиозного содержания. Лучше всего, если это было обращение к Богородице.

Хозяйки на Введение обсыпали коров зерном, смазывали им вымя сливочным маслом, окуривали сухими травами, оставшимися с летнего праздника Ивана Купалы. Верили, что благодаря такому ритуалу скотина будет здоровой.

По погоде в этот день судили о том, какой она будет на Святки: «На Введення мороз — всi свята з морозом, тепло — всi свята з теплом». Еще в праздник предсказывали погоду весной. Если к вечеру неожиданно налетал ветер со снегом, значит, ранней весной ливни наделают бед. Также считалось: сколько на Введение воды, столько на Юрия травы…

РЕКЛАМА

Как только за окном темнело, девчата открывали двери, давая знак Богородичной звездочке на небе, щоб дивилася щовечора у цю хату. Малышня, подпрыгивая у окошка, зазывала:

Зiрничко-зiрничко, розтвори вiчки,

РЕКЛАМА

Заходи до хати, лягай з нами спати.

Там, де Пречиста, на душi чисто!

Кстати, в другое время маленьким детям стро-настрого запрещали смотреть в темное окно: «Дiти бачать те, що старi вже не бачать, а воно може послiдувати за ними на все життя».

Несмотря на мороз, девушки в одной сорочке и босиком выбегали за ворота, чтобы отнести добрым соседям подарок — рушник

Через три дня, 7 декабря, православный люд отмечал день великомученицы Екатерины. Эту святую наши предки считали покровительницей учащихся (Катерина была образованной и мудрой девушкой), а также заступницей женихов и невест, семьи. Жила Екатерина в Александрии в конце III — начале IV столетия, она была дочерью греческого правителя, христианкой. Девушка долго искала жениха, который превзошел бы ее в уме, благородстве, красоте и богатстве. Однажды ей во сне явился Христос и преподнес обручальное кольцо. Тогда девушка поняла, кто станет ее женихом. В то время правил жестокий император-язычник Максимиан, который потребовал от Екатерины отречься от Иисуса. Он подослал к ней философов и мудрецов, чтобы они убедили ее в превосходстве язычества. Но девушка не только устояла, но и сумела обратить их в христианскую веру. Разгневанный император приказал мучить Екатерину, долго держал ее в темнице, а затем велел отрубить голову.

В Украине святую Катерину особо почитали молодые люди, желавшие создать крепкую семью. Накануне праздника парубки строго постились, чтобы по молитвам святой Господь послал им добрую жену. Девушки в этот день тоже думали о своих суженых и просили о них великомученицу. Один из самых популярных способов узнать, услышала ли их святая, был таким: утром до восхода солнца срезали несколько веточек вишни и ставили в воду. Если ко дню святого Василия (14 января) зацветут — значит, Екатерина о девушке помолилась и к следующему празднику святого Василия она уже выйдет замуж.

Правда, еще нужно было позаботиться о том, чтобы посватался человек молодой, добрый и богатый. Для этого вечером накануне праздника девчата собирались у одной из подруг и вместе варили ужин — борщ и кашу. После полуночи, пока еще не запели петухи, горшочки со снедью заворачивали в рушники и выходили во двор, чтобы позвать долю. По очереди девчата взбирались на ворота и, держа в руках горшочек, трижды произносили: «Доле, доле, йди до нас кашу їсти!» Если в этот момент кукарекал петух, значит, счастливая доля услышала и откликнулась на приглашение. Если тихо — оглохла доля и не придет. Но худшая примета — увидеть на небе падающую звезду. «Закотилася, згасла моя доля», — печалилась тогда девушка.

А утром самые смелые девчата, несмотря на мороз, в одной сорочке и босиком выбегали за ворота, чтобы отнести добрым соседям подарок — вышитый рушник. По поверьям, это должно было приблизить свадьбу.

Впрочем, как бы ни повела себя в день святой Екатерины судьба, ее испытывали еще несколько раз. С нетерпением девчата ждали ночи накануне апостола Андрея Первозванного, 13 декабря, чтобы снова устроить гадания. Считалось, что на Андрея можно узнать не только, скоро ли выйдешь замуж, но и откуда приедет жених, его профессию, окажется он пьяницей или трезвенником и даже имя и характер парубка. Способов выяснить все это девчата знали немало.

Например, укладываясь спать, ставили под кровать миску с водой и клали сверху дощечку или палочку — мiсток. При этом полагалось произнести такие слова: «Як я буду спати, нехай по тiм мостi вороний кiнь скаче та буйною гривою пряде, а мiй князь, що до вiнця мене вiзьме, перед яснi мої очi стане». Затем девушка старалась поскорее заснуть, чтобы увидеть во сне своего «князя».

А еще на Андрея девушка завязывала глаза и шла к ограде во дворе. Взявшись за один из кольев тына, снимала повязку и внимательно его рассматривала: ровная жердь — значит, парубок будет стройным и красивым, кривая — окажется пьяницей, толстая — посватается богач. Ну а чтобы узнать имя суженого, девицы выходили за ворота и у первого встречного мужчины спрашивали, как его зовут.

Профессию будущего мужа подсказывал петух. Девушка ставила на пол зеркало, тарелку с водой, клала уголек, кусочек хлеба и насыпала немного пшеницы. Затем в комнату пускала петуха и смотрела, куда птица направится. Если начнет пить воду — суждено выйти за пьяницу, станет петух клевать зерно — муж окажется хорошим хозяином, заинтересуется угольком — будет супруг помогать в домашних делах, клюнет петушок хлебца — решит во всем полагаться на жену, а заглянет птица в зеркало — посватается парубок панского рода или… бездельник.

На Варвары учили новые колядки и вышивали

В Рождественский пост молодежь часто собиралась на вечорницi. Так, на Андрея подружки встречались у одной из них дома и лепили балабушки, на которых можно было погадать. Каждая девица пекла свою балабушку, причем воду для теста полагалось принести от колодца во рту. Чтобы не перепутать, где чья булочка, их украшали разными узорами. Готовую сдобу раскладывали на рушнике, к которому подводили голодного пса. Чью балабушку он схватит и сразу проглотит, той и замуж первой идти. Если собака только надкусит булку — жених вскоре изменит и бросит. Утащит пес балабушку с рушника, значит, сваты приедут из дальних краев.

После гадания девицы готовили к праздничному вечеру разные постные блюда, главным из которых была калита — большой круглый медовый корж с дыркой посередине. Это лакомство считалось символом солнца и всего мира. Месили тесто по очереди, спокойно, без суеты, желая при этом добра и здоровья всем, кто отведает калиты.

Когда праздничный стол был накрыт, приходили парубки. По традиции молодые люди приносили девушкам гостинцы: сладости, разноцветные ленты, платочки… Все это девчатам предлагали в обмен на калиту.

Медовый корж парубки подвешивали на красной ленте к длинной палке и устраивали веселую игру «Кусання калити». Одного из ребят назначали Паном Калитянским, его обязанностью было, дергая за ленту, опускать и поднимать корж. Остальные парубки по очереди становились Паном Коцюбовским. Участники игры должны были отгадать загадку и, изловчившись, откусить от пряника кусочек побольше. Считалось, что парубок, отведавший калиты, познал истину, мир и теперь может жениться. Однако довольно часто за весь вечер никому из парней не удавалось укусить корж. Это была заслуга проворного Пана Калитянского. Тогда калиту снимали с ленты, разламывали и давали каждому по кусочку. Девчата, принимая пряник, говорили: «Калита, калита, солодка була, тепер ми її з'їли, за женихами полетiли».

Парубкам после неудачи в игре «Кусання калити» давали возможность реабилитироваться в другом испытании. Перед юношей ставили миску с медом, на дно которой клали перстень. Считалось, что парень, который достанет губами кольцо и при этом не испачкает нос в меду, скоро женится и будет счастливым.

Молодежь, несмотря на пост, развлекалась всю ночь. Парубки, осмелев, снимали с петель ворота и разбирали заборы возле домов, где жили девушки на выданье. Таким образом они протестовали против того, чтобы девицы быстро выходили замуж и покидали их веселую компанию. Родители стерегли ворота, поскольку, согласно поверью, «у кого вкрали, старости заблукати можуть».

Люди семейные на Андрея ходили в гости к кумовьям и родителям. А еще готовили разные целебные снадобья, в основном от простуды.

В день великомученицы Варвары (17 декабря) посещали церковь, а потом девушки собирались вместе, вышивали свадебные платочки и учили новые колядки. 

КОТЛЕТЫ ГРЕЧНЕВЫЕ С ГРИБАМИ

Для приготовления потребуется: на стакан гречневой крупы — 3 стакана воды, 50-70 граммов сухих грибов, 1 столовая ложка крахмала, 2-3 столовые ложки подсолнечного масла, 2 средние луковицы, 2-3 столовые ложки томатной пасты, соль, специи по вкусу, панировочные сухари.

Сварить вязкую гречневую кашу на грибном бульоне. Подготовленные грибы мелко порезать или перекрутить на мясорубке и смешать с кашей. Положить ложку крахмала. Все хорошо перемешать и сформировать котлеты. Обвалять их в сухарях и обжарить. Отдельно приготовить соус из поджаренного лука и томата с мукой. Перед подачей котлеты полить соусом и посыпать зеленью.

995

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров