ПОИСК
Здоровье и медицина

Пять магнитных шариков, которые проглотила годовалая Маша, образовали 12 отверстий в пяти местах кишечника

10:08 2 декабря 2011
Маша
Виолетта КИРТОКА, «ФАКТЫ»
Врачи киевской клиники «Охматдет» в этом году впервые столкнулись с таким опасным инородным телом, которое малыш может проглотить легко и незаметно

Хирург показывает рентгеновский снимок, на котором в области живота ребенка хорошо видны пять сияющих кружочков.

рентген— На самом деле шарики находились в разных петлях кишечника, но так как магниты очень сильные, то слиплись прямо в животе малышки, — объясняет заведующий отделением ургентной хирургии Национальной детской специализированной больницы «Охматдет» Александр Гришин. — При этом кишечник сплелся в клубок, возникла непроходимость, но самое опасное — магниты с силой давили на стенки. За четверо суток инородные тела образовали пролежни — ткани кишечника начали отмирать, возникло воспаление. Без преувеличения могу сказать, что жизнь ребенка была под угрозой.

— Мы не смогли определить точное время, когда дочка проглотила магниты, — говорит мама девочки 27-летняя киевлянка Виктория. — 150 шариков, которые в виде сувенира нам подарили еще до рождения Маши, гроздьями висели на дверце холодильника. Они находились достаточно высоко. Но недавно дочка научилась подставлять стульчик к тому месту, куда хочет добраться. Особенно ей нравилось смотреть на себя в зеркальную поверхность холодильника. Думаю, в эти моменты она и «пробовала» шарики на вкус.

О том, что с дочкой что-то не так, мы поняли, когда после еды ее начало рвать. На следующий день ей тоже было плохо. В больнице Маше сделали рентгеновский снимок, на котором стали видны шарики, я сразу вспомнила, откуда они…

РЕКЛАМА

— Операция по удалению магнитов длилась более трех часов, — добавляет Александр Гришин. — Сложность была в том, что шарики притягивали хирургические инструменты и тянули за собой петли кишечника. Места, где образовались некрозы, пришлось удалить. Теперь в течение нескольких месяцев малышке придется соблюдать диету и периодически приезжать к нам на осмотр. Надеюсь, все обойдется без осложнений.

«В организме девочки магниты находились четыре дня, хотя для начала некроза достаточно шести часов»

— Когда мы приступили к операции и увидели кишечник девочки, сразу поняли, в каком месте расположены инородные тела — там были темные пятна, которые говорили о некрозе, — рассказывает доцент кафедры детской хирургии Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца Василий Притула. — Два магнита мы обнаружили на границе двенадцатиперстной кишки и тонкого кишечника, гораздо дальше находился следующий. Через двадцать сантиметров от этого места нашли еще одну зону отмерших тканей, правда, там уже не было шарика. Он продвинулся ниже, к последнему магниту, который лежал в слепой кишке, и в ее стенке тоже образовалось отверстие — мы прямо через него извлекали шарики. Затем удаляли часть кишки с поврежденными стенками, сшивая здоровые ткани. В подобных случаях мы удаляем всю поврежденную часть кишечника, включающую в себя некротические участки, и накладываем только один шов. Но Маше решили максимально сохранить кишечник.

РЕКЛАМА

— Дочка сейчас в таком возрасте, когда хочется все потрогать, попробовать, она тянет в рот незнакомые предметы, — говорит мама девочки. — Зная об этом, мы перестали гулять в песочнице, чтобы Маша не наелась песка. Дома прячем от нее мелкие предметы, следим за игрушками, которыми она играет: если в них есть батарейки, то они обязательно должны быть надежно спрятаны, а крышка завинчена. А тут не уследили…

После операции прошло больше десяти дней. Малышку скоро отпустят домой. Но об этой пациентке врачи вряд ли забудут. Рассматривая извлеченные шарики, они анализируют, как такое могло случиться. В их практике еще не было настолько масштабной травмы внутренних органов от инородных предметов.

РЕКЛАМА

врачи Притула и Гришин*Василий Притула и Александр Гришин вместе оперировали годовалую Машу. Чтобы наглядно продемонстрировать силу притяжения шариков, к ним подвесили 200-граммовый металлический молоток

— Для начала некроза достаточно, чтобы давление на слизистую оказывалось в течение всего шести часов, а в кишечнике Маши магниты находились… четыре дня! — добавляет Александр Гришин. — Вот судите сами о притяжении этих, на первый взгляд, безобидных шариков: оно очень мощное, и чтобы разомкнуть кольцо магнитов, взрослому человеку нужно приложить силу. Такой магнитный цветочек легко удерживает 200-граммовый металлический молоток!

— Часто о проглоченной монете или игрушечной детали родители говорят так: зачем торопиться к врачам, если сама выйдет.

— Проглоти девочка всего один шарик, он, скорее всего, и вышел бы, не причинив вреда. Но, судя по всему, Маша «пробовала» блестящие шарики по одному в течение дня или двух. Поэтому они оказались в разных местах и в итоге образовали клубок из петель кишечника.

Нынешним летом врачам «Охматдета» уже приходилось иметь дело с магнитными шариками. Правда, обошлось без большой операции.

— Отец одной нашей пациентки рассказывал, что купил себе магнитный конструктор, состоящий из 300 шариков, — говорит заведующая диагностическим отделением Национальной детской специализированной больницы «Охматдет» Ирина Коломоец. — Три из них незаметно проглотила его двухлетняя дочь. Два шарика были в верхней части желудка девочки, а третий примагнитился к ним, когда находился в пищеводе. То есть стенки пищевода и желудка пережимались с двух сторон.

Эндоскопический аппарат, оснащенный миниатюрной видеокамерой, сразу обнаружил один шарик. Ткани под ним были уже черными с желтыми воспаленными краями, образовалось отверстие. Накинув специальный сачок, я аккуратно начала вытаскивать шарик, за ним потянулись и два других.

Чтобы не проводить ребенку большую операцию, мы решили прямо в желудок поставить зонд, через который вводили протертую еду, иначе пища дополнительно травмировала бы рану в пищеводе. Назначили противовоспалительную терапию. Вскоре отверстие затянулось. На днях ребенка приводили на контрольный осмотр. На месте ран я увидела только тоненький рубчик. Если можно так сказать, хорошо, что все закончилось без серьезных операций и длительного лечения.

Демонстрируя силу притяжения крошечных магнитных шариков, Ирина Владимировна подносит их к своему большому пальцу сверху и снизу. Шарики… притягиваются друг к другу даже через почти сантиметровый слой тканей!

«Предметы, попадающие в желудок, под воздействием сока становятся жесткими и с острыми краями»

— Долгое время в нашем рейтинге самых опасных предметов, которые глотают дети, лидировали плоские батарейки, — добавляет Ирина Коломоец. — Если такой предмет удобно ложится в пищеводе, желудке или кишечнике, выделяющийся сок тут же начинает разъедать металл, а содержащийся внутри батарейки электролит выходит наружу, прожигая ткани. Такие травмы пищевода, как правило, требуют длительного болезненного многоэтапного лечения. Теперь же, судя по двум случаям, наиболее опасными являются магнитные шарики. Они могут нанести непоправимый вред.

проглоченные предметы*В коллекции эндоскопистов клиники «Охматдет» есть и насадки для флаконов с противокашлевыми препаратами, и приспособления для чистки носа грудничкам. Все они побывали в желудках детей. А в батарейке, извлеченной десять дней назад, видны отверстия, образовавшиеся под воздействием желудочного сока. Из них до сих пор выделяется жидкость, которая приводит к ожогам пищевода и желудка

Врачи коллекционируют инородные предметы, которые глотали их пациенты.

— Правда, золотые украшения все же отдаем родителям, — улыбается Ирина Владимировна. — Совсем недавно годовалый ребенок проглотил кулон, а другой малыш — обручальное кольцо.

— Очень важно, чтобы родители и врачи помнили: если есть подозрение, что ребенок проглотил какой-то предмет, нужно поскорее показать его эндоскопистам, сделать рентгеновский снимок, а не ждать, когда инородное тело «само выйдет», — говорит Александр Гришин. — Иначе могут возникнуть серьезные последствия. Вот сейчас у нас лечится годовалый ребенок, которого два месяца не направляли к специалистам. Педиатр не особо прислушивался к словам мамы, хотя она всем говорила, что ее малыш, похоже, проглотил 50-копеечную монету. Этого никто не проверил. Когда мама пришла в десятый раз, ребенка направили на рентген, и на снимке четко было видно: пищевод перекрывает монета.

У малыша произошло сужение пищевода ниже того места, где находился предмет. Теперь наш маленький пациент может глотать только слюну, и то с трудом. Если бы предмет вытащили сразу, не было бы такой критической ситуации. Мы регулярно растягиваем пищевод с помощью специальных устройств, но малыш все еще не может нормально есть.

Когда врач достала из своего «заветного» ящика длинный предмет, я ужаснулась: не может быть, чтобы и его проглотил ребенок!

— Это наконечник, который надевают на флакон с противокашлевым средством, — объясняет Ирина Владимировна. — Как рассказывал отец моего пациента, ребенок закашлялся во сне. Папа тут же взял лекарство и брызнул в горло малыша. Однако наконечник отскочил от флакона, и малыш его проглотил. Это произошло в одну секунду. То, что, кажется, невозможно «съесть», на самом деле легко попадает внутрь, если надавить на корень языка — тогда автоматически открываются гортань, пищевод… Видите резиновое приспособление для чистки носа у грудных детей? Оно попало в желудок двухмесячного малыша. Мама просила меня отдать этот предмет, так как он дорого стоит, к нему идет множество насадок. Однако я все же оставила его в нашей коллекции.

— Но ведь он выглядит вполне безобидно: не содержит электролитов, не магнитится…

— Запомните: все инородные предметы, которые попадают в желудок, под воздействием выделяемого сока становятся жесткими, с острыми краями. Их нужно извлекать как можно быстрее. Поэтому, если вы подозреваете, что ваше чадо проглотило что-то не то, а врачи не дают направления на дополнительные обследования, приезжайте без всяких направлений к нам, в приемное отделение «Охматдета». Мы все проверим. Лучше убедиться, что все в порядке, чем потом бороться с осложнениями.

— В моей практике двадцать лет назад был случай, который я никогда не забуду, — добавляет Александр Гришин. — Родители привели 15-летнюю красавицу дочку. Девушке не могли поставить диагноз. Ее консультировали и лор-врач, и гастроэнтеролог, но никто не понимал, почему время от времени у нее возникали носовое кровотечение, рвота с кровью. Мы предположили, что у пациентки язва желудка. Ночью у нее неожиданно началось сильнейшее кровотечение. В течение двух минут все, кто был рядом, стали алого цвета. Наши реанимационные действия не имели успеха. Девушка погибла у меня на руках. И только на вскрытии обнаружился некроз, образовавшийся в стенках пищевода и аорты, которые находятся рядом. Пока отверстие было небольшое, кровь сочилась из него понемногу, но с каждым днем некроз увеличивался и привел к мощному кровотечению…

Подробно расспросив родителей, что делала их дочка перед тем, как у нее появились первые симптомы, где была, что ела, мы выяснили: она подавилась рыбной костью. Скорее всего, кость проткнула стенки пищевода и аорты, а затем рассосалась. Но и такая небольшая травма, которая вызвала воспаление, привела к гибели нашей пациентки. Поэтому еще раз хочется напомнить: поводом для визита в клинику, где есть эндоскопическое отделение, должна быть даже застрявшая в горле рыбная косточка. Тем более сейчас существуют самые современные нетравматичные методы извлечения инородного предмета.

13463

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров