В цистерне с цементом, куда ныряли герои «Джентльменов удачи», на самом деле была закваска для приготовления кваса
Говорят, знаменитый комедиограф Леонид Гайдай запрещал смеяться на съемочной площадке, мол, тогда зрителю в зале будет не до веселья. Но в отношении «Джентльменов удачи» это правило не сработало. Еще во время написания сценария его авторы Георгий Данелия и Виктория Токарева хохотали до коликов в животе. Еще бы, ведь они придумали не только сюжетные повороты, но и смешные словечки, которые на следующий после премьеры день подхватила огромная страна: «редиска», «сосиска», «петух Гамбургский», «Навуходоносор», «пасть порву», «моргалы выколю». О картине рассказывает один из снявшихся в ней актеров Анатолий Яббаров, сыгравший эпизодическую роль бандита Митяя.
«Василия Алибабаевича должен был сыграть Фрунзик Мкртчян»
— Георгий Данелия и Виктория Токарева писали сценарий в расчете на конкретных актеров?
— Изначально предполагалось, что главные роли в картине сыграют Евгений Леонов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров и Фрунзик Мкртчян. Именно он должен был быть Василием Алибабаевичем. Собственно, его звали как-то по-другому — авторы специально под Фрунзика придумали этому герою армянское имя. Но Мкртчян не смог приехать, был занят в каких-то торжествах республиканского масштаба, его просто не отпустили.
*В «Джентльменах удачи» Анатолий Яббаров сыграл бандита Митяя (слева) — подельника гардеробщика Прохорова (Павел Шпрингфельд)
— И тогда встал вопрос о судьбе картины?
— Конечно. Ведь в то время режиссер каждый день должен был выдавать определенный метраж. Государство, дававшее деньги на съемки, требовало отчитаться за каждый метр пленки. А поскольку не было актера на одну из главных ролей, работу не могли начать. После трех или четырех дней простоя директор киностудии Николай Сизов, славившийся жестким характером, сказал: «Все, картину я закрываю!» Режиссер Александр Серый в панике бросился на поиски героя. Наткнулся на Раднера Муратова, который случайно шел мимо по коридору.
— Оказался в нужное время в нужном месте?
— Именно! Его загримировали и — в силу крайней необходимости — тут же утвердили. Мы с Радиком дружили, и я ему всегда говорил: «Ты вытащил счастливый лотерейный билет!» Хотя, как мне кажется, Фрунзик сделал бы эту роль интереснее. У него она была бы не комедийной, как у Муратова, а трагикомической. Но история сослагательного наклонения не знает, фильм стал знаменитым и любимым именно с Радиком. Сыграй в картине Фрунзик, она была бы совсем другой.
— Принято считать, что на съемках комедии и атмосфера должна быть соответствующая.
— Мы действительно работали очень весело. В перерывах между съемками часто смеялись, шутили, разыгрывали друг друга. Один такой розыгрыш, во время которого Крамаров натирает снегом Муратова, а Вицин — Крамарова, вошел в фильм. В сценарии ничего подобного написано не было, «джентльмены» просто должны были делать зарядку на морозе.
— Зрителей всегда интересует, что и как снимали в их любимых картинах. Неужели главные герои ныряли в настоящий «хороший цемент», который «не отмывается совсем»?
— Что вы, они бы не выжили! Это была закваска, из которой делают квас. Когда Георгий Вицин, который, как известно, вел исключительно здоровый образ жизни, узнал, что закваска настояна на 19 травах, его уже не надо было заставлять нырять в этот «цемент». Он сам делал это по поводу и без. Да и другие с удовольствием в закваске плескались — говорят, она была очень вкусная и сладкая.
*Хмырь (Георгий Вицин), Доцент (Евгений Леонов) и Косой (Савелий Крамаров) не знают, что делать со своими зацементировавшимися штанами (кадр из фильма)
«Видя Радика Муратова, люди говорили: «Он бензин ослиной мочой разбавлял»
— После фильма на всех актеров, наверное, обрушилась сумасшедшая популярность?
— Радика Муратова с тех пор называли только Василием Алибабаевичем. По-моему, не только зрители, но и коллеги-актеры забыли, как его зовут на самом деле. А еще, видя его, люди говорили: «Это же тот самый человек, который на бензоколонке бензин ослиной мочой разбавлял».
К сожалению, из всего актерского состава на сегодняшний день в живых остались только Наташа Фатеева, живущий в США Олег Видов и ваш покорный слуга. Пару лет назад умерла прекрасная актриса Зоя Василькова, которая прославилась ролями в сказках, а в «Джентльменах удачи» сыграла дворничиху. Режиссер Александр Серый покончил жизнь самоубийством.
— Как это случилось?
— Ему выпала трагическая судьба — и творческая, и человеческая. До фильма «Джентльмены удачи» Серому не давали ничего снимать. Он в свое время был осужден, какое уж тут кино.
— За что же попал в тюрьму?
— В ресторане приревновал свою девушку к кому-то из посетителей, завязалась драка. Серый соперника покалечил, а сам попал в колонию. Вернувшись из заключения, оказался без работы и ужасно переживал. Впал в депрессию со всеми свойственными русскому человеку в таких случаях последствиями. И Георгий Данелия, с которым Саша учился на Высших режиссерских курсах и дружил, решил ему помочь. Специально для Александра Данелия с Токаревой написали сценарий, и Георгий Николаевич добился, чтобы фильм по нему снимал именно Серый. Подозреваю, что сделать это было непросто.
Несмотря на то что в прокате «Джентльмены удачи» пользовались сумасшедшим успехом, в течение пяти лет после съемок картины режиссер сидел без работы. Потом сделал картину «Ты — мне, я — тебе» с Леонидом Куравлевым в главной роли — и снова перерыв на несколько лет. Через шесть лет вышла еще одна картина Серого, последняя, «Берегите мужчин». А у него ведь семья, дети, которых надо кормить. Да и для творческих амбиций, которые у него, как и у всех нас, конечно же, были, подобное положение было серьезным испытанием. Вот он и решил со всем этим покончить — застрелился. Буквально пару дней не дожил до своего 60-летнего юбилея
— Вы хорошо его знали?
— Познакомились в Одессе на съемках фильма «Иностранка», который Серый делал с Константином Жуком. Через какое-то время мы встретились с Александром на «Мосфильме», и он сказал: «Толь, давно хочу тебя снять, но все как-то не удается. Вот в «Джентльменах удачи» есть яркий эпизод. Сыграешь?» Я согласился, хотя роль бандита Митяя, которого Доцент сбрасывает с крыши недостроенного дома, была совсем крошечной. Но как можно было сетовать, если такие замечательные актеры, как Анатолий Папанов, Любовь Соколова, Эраст Гарин, Роман Филиппов, Павел Шпрингфельд, тоже играли в картине эпизодические роли.
«Вицин жил в малогабаритной двухкомнатной квартирке площадью 23(!) квадратных метра»
— Какими эти люди были в жизни?
— Многих из них я знаю как сдержанных в проявлении эмоций и замкнутых людей. Радик Муратов — истинно восточный человек, всегда всем улыбался, но душу никому не раскрывал. Да что там душу, его голоса почти никто не слышал, он предпочитал не говорить, а молчать. Георгий Вицин категорически не любил всяческие, как сказали бы сейчас, тусовки — банкеты, фуршеты. И собственные юбилеи не разрешал праздновать, жил со своей супругой очень замкнуто. Единственной его слабостью были животные. Вицин подкармливал птиц, подбирал и выхаживал бездомных собак. В последние годы жизни Георгий Михайлович уже плохо себя чувствовал и жил более чем скромно, поэтому соглашался принимать участие в сборных концертах, в которых выступали актеры советского кино. Я ему такие концерты время от времени организовывал. А чтобы Георгий Михайлович не добирался общественным транспортом, заезжал за ним на машине. Вицин всегда говорил: «Анатолий Ахметович, вы ко мне не поднимайтесь, я буду ждать вас внизу». — «Да зачем, Георгий Михайлович? Мало ли, вдруг пробки, а вы будете на улице стоять, мерзнуть». Но он неизменно отвечал: «Ничего-ничего, я подожду».
— Он что же, стеснялся своей квартиры?
— Представляете, знаменитый на всю страну, всеми любимый актер жил в малогабаритной двухкомнатной квартирке площадью 23(!) квадратных метра. Да и находилась она на последнем этаже 12-этажной башни, практически под крышей. Бывало, приезжаю, Вицин стоит, а вокруг уйма голубей, которым он разбрасывает пшено (несмотря на свое скромное материальное положение, каждый день покупал для птиц килограмм этой крупы). Спрашиваю: «Георгий Михайлович, давно стоите?» — «Минут 40». — «Я же вам говорил, чтобы не выходили!» — «Как я могу, вы же мой начальник».
— По какой непонятной и несправедливой закономерности комедийные актеры часто заканчивают жизнь либо в нищете, либо в одиночестве?
— Мой хороший друг Борис Кузьмич Новиков, которого все помнят по роли «Купи-продай» в фильме «Тени исчезают в полдень», умер в нищете. У его семьи не было денег даже на гроб. Скончался в страшной бедности и Фрунзик Мкртчян. Наверное, психологи должны выяснить, почему люди, которые дарят окружающим столько радости, заканчивают свою жизнь так печально.
Читайте нас в Facebook