Алексей Крыченков: «Суровую зиму в «Девчатах» снимали летом в Ялте. Люди загорали, а мы изнемогали в ватниках»
У любимого несколькими поколениями фильма «Девчата» полувековой юбилей. Ровно 50 лет назад, в марте 1962 года, в Центральном доме кино в Москве картину впервые увидели зрители — успех был ошеломляющий. Понравилась лента и строгим критикам, которые были благосклонны в своих рецензиях. А вот кинематографическое начальство «Девчат» не приняло — фильм назвали бытовой комедией, поставили на него клеймо «мелкотемье» и присвоили ему третью (самую низкую) прокатную категорию. Но это не помешало зрителям — они ломились в кинотеатры. Оценили советскую комедию и за границей — «Девчата» получили премии фестивалей в шотландском Эдинбурге и аргентинском Мар-дель-Плата, а исполнительницу главной роли, актрису Надежду Румянцеву, зарубежные газеты называли «Чарли Чаплином в юбке» и «русской Джульеттой Мазиной». Алексею Крыченкову в «Девчатах» досталась роль юного лесоруба Леши — самого младшего в бригаде Ильи Ковригина, которого сыграл один из секс-символов советского кино Николай Рыбников.
«На морозе к губам Николая Рыбникова прилипла оловянная ложка — нельзя было оторвать»
— Давно это было, — вспоминает Алексей Крыченков. — В этом году картине исполняется пятьдесят лет. Воспоминания о съемках теплые и светлые. Поскольку был самым молодым в съемочной группе (исполнилось девятнадцать), для меня работа с такими актерами, как Надежда Румянцева и Николай Рыбников, была и восторгом, и ответственностью, и школой.
— Правда, что суровую зиму снимали летом в Ялте?
— Так и было, хотя сейчас это кажется забавным. Помимо Ялты, съемки проходили в овраге за киностудией «Мосфильм», где выстроили целый поселок лесорубов, и на Северном Урале — на железнодорожной станции Яйва рядом с городом Березняки. Основной натурный материал отсняли именно там. Холод жуткий, оно и понятно — зима. Надя Румянцева ходила по пояс в снегу, приносила нам на делянку обед, в общем, все, как в кино.
*Рядовые зрители не заметили, что в кадре, где главные герои Илья (Николай Рыбников) и Тося (Надежда Румянцева) целуются, снег искусственный. Это могли определить только профессионалы
— Говорят, Николаю Рыбникову к губам прилипла оловянная ложка?
— Это произошло во время съемок эпизода, когда мы обедаем прямо в лесу — на делянке. Началась паника, гримеры побежали за теплой водой, иначе-то металл от кожи никак не отлепить. Но Николай Николаевич не стал ждать (время поджимало, нужно было быстрее сцену отснять, да и замерзли мы ужасно), оторвал ложку силой — прямо с мясом. Прошло всего пару часов и такая же история случилось со мной. Вот тут-то я поступок Рыбникова оценил, ощущения, прямо скажем, не самые приятные. Ложку берешь без опаски, суп же горячий. Но сама-то ложка холодная, поэтому моментально прилипает к губам и языку.
— Насколько я знаю, вашей съемочной группе повезло, остаток зимы снимали летом?
— В сентябре, когда фильм нужно было заканчивать, выяснилось, что на «Мосфильме» в работе находится слишком много картин и места для сцен в мужском и женском общежитии просто нет. А на Ялтинской киностудии, которая в то время являлась филиалом студии имени Горького, в это время было свободно, вот нас туда и направили. Во дворе студии построили павильон с искусственным снегом, там снимали финальные сцены картины: поцелуй главных героев и проход Михаила Пуговкина. Зритель настоящую зиму от искусственной не отличал, но профессиональному глазу разница, конечно же, была заметна. Особую пикантность ситуации придавало то, что в Ялте в разгаре был бархатный сезон. Люди купались и загорали, а мы ходили по площадке в шапках, ватниках и валенках.
— Вам ходить на пляж не запрещали? Согласитесь, уральские лесорубы с южным загаром смотрелись бы в кадре странно?
— В свободное время мы ходили на пляж, но старались не загорать. Впрочем, даже если бы такое произошло, никто не стал бы делать из этого трагедию — гримеры запросто осветлят.
«Аллу Ларионову на роль роковой красавицы Анфисы режиссер не взял»
— Вот она — волшебная сила перевоплощения. Сюда же можно отнести и тот факт, что 18-летнюю Тосю Кислицину сыграла 31-летняя Надежда Румянцева.
— Так ведь и Николай Рыбников был уже далеко не мальчиком — ему на момент съемок было 30 лет. Они с Румянцевой одногодки, хотя на экране он выглядел гораздо старше. Николай Николаевич очень хотел сыграть эту роль. Даже похудел, чтобы казаться моложе. Что же до Нади, то она никогда не выглядела на свой возраст, такая у нее женская индивидуальность. Чтобы казаться нелепее, Надя одолжила где-то несуразное пальто, в котором появляется в начале картины, а смешную лохматую шапку-ушанку взяла у своего племянника.
— Говорят, во время съемок они с Рыбниковым часто ссорились?
— Особой любви друг к другу действительно не питали, но и ссор я не замечал. Работали ровно и, несмотря на симпатии или антипатии, срывов себе не позволяли. По-моему, гораздо больше Николая Николаевича раздражала Светлана Дружинина. Рыбников очень хотел, чтобы роковую красавицу Анфису играла его жена Алла Ларионова, но режиссер Юрий Чулюкин ее не взял. Поэтому Рыбников не очень дружелюбно встретил Дружинину, да и в процессе съемок относился к ней, мягко говоря, сдержанно.
Кстати, в роли Анфисы Чулюкин хотел снимать свою жену — в то время он был женат на Наталье Кустинской. Но Наташа мечтала сыграть Тосю и от предложения мужа отказалась. Для Тоси Кустинская была слишком яркой и красивой, тогда нарушилась бы драматургия. Ведь нужно было, чтобы первый парень на лесоповале полюбил не красавицу, а маленького и неказистого, на первый взгляд, воробышка, каким и предстает на экране Надя Румянцева.
«Надежда Румянцева при всей своей искренности и открытости умела держать дистанцию»
— После съемок картины встречались с кем-то из актеров?
— Такая уж наша актерская доля, что после работы над фильмом видимся редко, только если вместе работаем в театре или пересекаемся на очередной картине. Ни с кем из тех, с кем снимался в «Девчатах», меня судьба больше в совместной работе не сводила. С Надей Румянцевой время от времени виделись мельком то на «Мосфильме», то в Доме кино. А однажды встретил ее в электричке. Я долгое время жил в Одинцово, куда нужно было ехать от Белорусского вокзала, а Надя по этой же ветке ездила к своей маме, которая жила в поселке Жаворонки. И вот как-то захожу в вагон, вижу: сидит Надежда Васильевна! На руках она держала маленькую собачку, очень любила животных, всегда подкармливала бездомных собак и котов. Подсел к ней, и мы всю дорогу проговорили.
— Современные звезды в электричках не ездят.
— Я бы, конечно, не стал огульно охаивать всех современных актеров, среди них есть очень талантливые люди, но таких актрис, как Надежда Васильевна, сейчас, по-моему, не существует. Причем, она была человеком не только выдающихся профессиональных, но и личных качеств: отзывчивая, доброжелательная, порядочная, всегда в хорошем настроении.
— Неужели попутчики не узнали знаменитую актрису?
— Так ведь она вела себя очень скромно, не выпячивалась, не изображала звезду и специально на глаза никому не лезла. Люди, видимо, все равно ее узнавали, потому что шептались, а вот подойти не решались. В то время, знаете ли, было иное отношение к актерам, мало кто из зрителей позволял вести себя запанибрата. К тому же Надежда Васильевна при всей своей искренности и открытости умела держать дистанцию. Она была доступной, но до определенного предела. Когда мы встретились, она уже мало снималась, но занималась дубляжом (сколько фильмов, начиная от «Кавказской пленницы» и заканчивая «Рабыней Изаурой», озвучила) и ездила по всей стране с концертами «Товарищ кино». Поэтому публика ее не забывала.
Мы с ней тогда в электричке вспоминали былые времена. Это была наша последняя встреча, вскоре Нади не стало. На сегодняшний день почти все, кто работал над «Девчатами», постепенно, один за другим, ушли из жизни. Юрий Чулюкин трагически погиб в Мозамбике, куда поехал в составе делегации на Неделю советского кино. До сих пор никто точно не знает, что именно там произошло. Станислав Хитров умер от пневмонии. В последние годы жизни он, как и многие наши актеры, очень бедствовал. Остались только Светлана Дружинина, Инна Макарова, Толя Адоскин из театра имени Моссовета и ваш покорный слуга…
— А «Девчата» живут. Фильм до сих пор смотрят и любят.
— Я вам скажу, далеко не каждой картине такое счастье выпадает. Ко мне до сих пор подходит молодежь и говорит о фильме хорошие, добрые слова. Я сам иногда думаю, в чем же секрет популярности и долговечности «Девчат». Наверное, все дело в том, что над фильмом талантливые люди работали честно и искренне. К тому же сценарий был написан с юмором, а зритель во время просмотра сам решал, когда ему смеяться. Сейчас же идет на экране нечто вроде комикса с какими-то ходульными, неживыми героями, да еще за кадром все время звучит смех, а зрителю не смешно. У нас же на премьере зрители хохотали так, что стены дрожали.
4464Читайте нас в Facebook