На Пасху мамы, у которых были дочери на выданье, устраивали «вечорницi» и приглашали всю молодежь
Через два дня, 15 апреля, православные и греко-католики будут отмечать Светлое Христово Воскресение. Чтобы достойно встретить Пасху, нужно всей семьей хорошенько потрудиться. Причем усилия следует приложить как духовные (пост и молитва), так и физические: навести порядок в доме, приготовить побольше вкусных блюд, напечь куличей, расписать яйца.
В Страстной четверг в храме читается 12 отрывков из Евангелия о страданиях Христа
Сегодня Чистый четверг — главный хозяйственный день Белой, или Чистой, недели. Наши предки называли его Великим, Страстным и Живным. До восхода солнца следовало навести порядок в доме и на подворье. Перебирая вещи в шкафах и на полках, отмывая двери и окна, хозяйки приговаривали: «Мити, бiлити, завтра Великдень!» Чтобы прогнать холод и стужу, главе семьи нужно было сжечь в саду прошлогодние листья. Еще одна мужская работа — до восхода солнца пересчитать все деньги, имеющиеся в семье, тогда достаток и богатство не переведутся.
А еще в Чистый четверг полагается вымыться. По поверью, в этот день вода уносит все хвори и дурные мысли. Мамы старались искупать и подстричь детей, чтобы в будущем у них не выпадали волосы и не болела голова. Согласно легенде, на рассвете Великого четверга ворон носит своих птенцов мыться на реку. Тот, кто опередит птицу, весь год будет сильным и здоровым.
Чистыми и красивыми отправлялись на особую утреннюю службу, на которой вспоминается Тайная вечеря. В память об этом событии все прихожане старались причаститься, чтобы быть духовно готовыми к встрече Пасхи.
После церкви спешили домой, ведь до вечерней службы нужно было закончить хозяйственные дела. Так, чтобы на пасхальном столе было вдоволь мясных блюд, в Страстной четверг кололи свинью и делали кровяную колбасу. Пока взрослые занимались хозяйством, дети отливали из воска страстные свечи. С этими свечками семья шла на особую вечернюю службу, которая бывает только раз году. В храме читается 12 отрывков из Евангелия о страданиях Христа. Свечу, горевшую всю вечернюю, не гасили, а зажженной несли домой. Для этого детки заранее делали из цветной бумаги небольшой фонарик в форме звездочки или месяца. Свечой хозяин выжигал над входной дверью крестик — оберег от горя и болезней, а также зажигал лампады у образов. Страстные свечи бережно хранили как защиту от грозы и средство, облегчающее страдания при болезнях.
Перед тем как лечь спать, хозяйке оставалось еще одно важное дело — запечь соль. Кусок каменной соли прокаливали в печи, а затем заворачивали в холщовое полотенце и оставляли до Пасхи.
В Страстную пятницу — день, когда распяли Христа, — в церкви выносят из алтаря плащаницу — полотнище с изображением тела Спасителя. Это время самого строгого поста. В старину особо набожные люди старались ничего не есть до захода солнца. Более того, в пятницу полагалось воздержаться и от домашних работ: не шить, не прясть, не колоть дрова — только молиться. Лишь после захода солнца хозяйки пекли куличи. Для этого брали лучшую муку, свежие яйца, жирное молоко. В тесто добавляли настойку шафрана и два вида имбиря: желтый — для красивого солнечного цвета, а белый — для нежного аромата. У каждой хозяйки был свой рецепт. Видимо, поэтому сложилась традиция попробовать в праздничные дни не меньше двенадцати куличей.
Украинские пасхи (бабы, паски, куличи) выпекаются двух форм. Одна — высокий кулич, украшенный сверху крестом и шишкой из теста. А другая (распространенная на западе Украины) — круглая низкая буханочка с орнаментом по краям (в каждой деревне он свой). Обязательно делали творожные пасхи с цукатами, изюмом и орехами. А еще вместе со сладкими куличами к пасхальному столу готовили соленые бабы, которые начиняли ветчиной и яйцами.
ПАСХА ТВОРОЖНАЯ
Для приготовления понадобится: 1 кг свежего творога, 5 яиц, 200 г сливочного масла, 400 г сметаны, 300 г сахара, 200 г изюма, ванилин.
Творог протереть через сито или пропустить дважды через мясорубку. Добавить яйца, растереть с сахаром и ванилином до пышной массы. Затем добавить сливочное масло, сметану и, растерев до однородной массы, подогреть, не доводя до кипения. Если появится хоть один пузырек, снять с огня и поставить в холодную воду. Все время помешивать, пока не остынет. Затем добавить промытый и высушенный изюм и перемешать. Всю массу выложить на полотняную салфетку и держать под прессом, пока не стечет сыворотка. Можно поместить творожную массу в новый керамический горшочек с отверстием, выстланный салфеткой, а сверху положить пресс.
Пасху выложить на тарелку, украсить измельченным и поджаренным миндалем или арахисом. Перед подачей хранить в холодильнике.
Печь куличи нужно с молитвой на устах и в тишине. От грохота и суеты тесто может сесть, в паске образуются полости и вмятины, а это сулит болезни или, того хуже, смерть кого-нибудь из родных. Вообще, какой будет кулич, во многом зависит от умения хозяйки. «Котра тямуща, та зробить з житнього пшеничне, а котра не тямить, та з пшеничного житнє зробить», — говорили в старину. Некоторые хозяйки, чтобы не рисковать, покупали готовые куличи на базаре.
В Страстную субботу готовили мясные блюда. Пока хозяйка хлопотала у печи, домочадцы занимались крашенками и писанками. В каждом регионе Украины пасхальные яйца окрашивали по-разному. От техники росписи и зависит название: писанки, крапанки, скробанки и малеванки. Писанки — яйца, расписанные с помощью воска. Крапанки — по черному или вишневому фону живописно разрисованные разноцветными мазками. Скробанки и дряпанки — однотонные яйца, на которых металлическим острием или иголкой выцарапаны узоры. Малеванки — кисточкой на яичные бока нанесены картинки библейского содержания.
СВИНИНА, ЗАПЕЧЕННАЯ В ГОРЧИЦЕ
Для приготовления понадобится: 1,5 кг свинины, 2 луковицы, 2 моркови, 2-3 столовые ложки горчицы, 2 зубка чеснока, гвоздика, соль.
Вымытое мясо натереть толченым чесноком, посолить, смазать горчицей и положить в гусятницу. Запекать в горячей духовке, время от времени поливая образующимся соком. Через 15-20 минут добавить нарезанную кружочками морковь и целые луковицы с воткнутой в них гвоздикой, влить стакан воды, накрыть и тушить на слабом огне до готовности.
Перед подачей на стол нарезать порциями, сложить на блюдо, полить полученным соусом, а вокруг обложить печеным картофелем.
На Пасху красили не меньше тринадцати яиц: в память о Спасителе и двенадцати апостолах. У каждой хозяйки были свои традиционные рецепты приготовления красок, свои рисунки-орнаменты. Говорили: «Кожне сiльце має своє яйце». Краски изготовляли из природных материалов. Например, желтый цвет давал отвар из коры дикой яблони. Красную краску делали из настоя зверобоя или из свекольного сока. Коричневую получали из луковой шелухи или настоя дубовой коры. Черную — из шелухи семечек подсолнуха. Остатки красителей тщательно собирали и прятали. Выбросить хоть что-нибудь, касающееся яиц, означало — весь год болеть и маяться.
Детишкам к празднику шили новые сорочки
Закончив окрашивание яиц, семья начинала собираться на праздничную всенощную. Из сундуков доставали лучшие вышиванки, девчата выбирали красные ленты, а замужние женщины — алые хустки. Детишкам к Пасхе полагалось сшить новую сорочку. Кстати, в честь праздника вышиванками одаривали сирот и нуждающихся односельчан.
Пропустить пасхальную службу считалось большим грехом, дома оставались только старики и больные. А потому, заслышав колокольный звон, все, от мала до велика, спешили в храм. В старину в церкви освящали не только куличи и крашенки, но и другие блюда, которые будут подаваться на стол в течение Светлой недели (в этом году с 15 по 22 апреля). Корзинами дело не ограничивалось, к храму продукты везли на телегах. Вот как описывал это действо известный историк, этнограф и писатель Николай Маркевич:
«Наконец настал Велыкдень! Здесь-то выказывается вполне украинское хлебосольство: вокруг церкви стоят телеги, на которых привезено съестное для освящения. Уморителен бывает юмор малороссиян в их замечаниях насчет физиономий жареных поросят и недопеченных пасок. Нет хозяина, который бы не имел к этому дню поросенка, колбасу, пасху и несколько красных яиц. Но вот воскресенский стол зажиточного пана, у которого пани придерживается родной старины: две, три, даже четыре огромных сладких пасхи из превосходной крупичатой муки… сырная пасха, ягненок из масла; пара поросят — один без фарша, другой — фаршированный кашей и печенкою, у них в зубах хрен; два ягненка — один без фарша, другой — фаршированный миндалем, изюмом и рисом; окорок ветчины и окорок буженины под сеткой из бумаги; кендюх; голова борова в натуре с глазами из маслин, воткнутых в сливочное масло… тарелка пшена, на нем соль четверговая; превосходное сало в кусках; несколько сортов сосисок и колбас, как то: кровяные, простые малороссийские, печеночные и прочие; сыр, сметана, лук в кореньях; все это обложено крашенными в синюю, желтую, мраморную, наиболее в красную краску яйцами; эти яйца гусиные и куриные. Прибавьте к этому несколько сортов водок и наливок; тут есть и перчиковка, и калгановка, и кардамонная, и кусака, и сливянка, и малиновка, и рябиновка, и терновка…»
После службы и освящения пасхальной снеди прихожане христосовались, произнося традиционные слова: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» — и одаривали друг друга писанками и крашенками. Таким образом люди не только выражали свою радость в связи с праздником Воскресения Христова, но также мирились и прощали старые обиды.
Теперь — домой, разговляться. Перед трапезой полагалось умыться. Мать наливала в большую глиняную миску воду, а на дно клала три освященных красных яйца. Первыми умывались девчата на выданье, потом — парубки и мать, а затем — отец. Воду меняли, а крашенки оставляли те же. Их по окончании церемонии отдавали незамужней дочке или внучке, щоб гарною була.
Только после умывания приступали к праздничному завтраку. В каждой области Украины существовал свой обычай начала пасхальной трапезы. Но наиболее распространенным был такой обряд. Семья становилась перед образами и молилась. Хозяин брал в руки тарелку с освященными куличом и яйцами и трижды обходил стол. Затем, повернувшись к иконам, разрезал на тарелке несколько крашенок и передавал домочадцам по кусочку яйца со словами: «Дай, Боже, ще й на той рiк дочекатися свiтлого празника Воскреciння Христового в щастi i здоров'ї».
Сначала ели яйца и кулич, а уж потом — поросенка, колбасы и прочие мясные деликатесы. В Пасху на горячительные напитки особо не налегали: «Бог покарає, цiлий рiк будеш, як у пiвснi». Позавтракав, взрослые и дети спешили на улицу, где всех ожидали пасхальные забавы. Например, парубки подстерегали девчат и в шутку отбирали у них писанки или платочки, которые девушкам нужно было выкупить. Если девице нравился парубок, она сама преподносила ему писанку, причем обязательно красную — как символ любви. Таким образом она намекала, что можно присылать сватов.
На Пасху ходили в гости к кумовьям и родственникам. Дети, взяв с собой корзинку с пасочкой и крашенками, отправлялись поздравлять бабушку и дедушку, священников и крестных родителей. Таких ребятишек называли «христосувальниками». Их тепло принимали и тоже угощали, насыпая в корзинку бублики, орешки, конфеты…
На второй день Пасхи, в Поливальний понедiлок, девчата и парни в шутку обливали друг друга водой. Мамы, у которых были дочери на выданье, устраивали вечорницi, на которые собиралась вся молодежь.
Следующая после Светлой неделя называется Поминальной (или Гробки, Могилки, Проводы). В назначенный день люди вместе со священником шли на кладбище, служили общую панихиду, а потом у могил обедали. Нуждающимся людям раздавали коливо (пшеничная каша с медом) и крашенки, прося помянуть усопших.
Пасхальные торжества заканчиваются праздником Вознесения Господня (в этом году 24 мая). До этого дня христиане приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»
1457Читайте нас в Facebook