«Жена Владимира Винниченко Розалия намеренно знакомила мужа с интересными женщинами, чтобы поддерживать в нем творческое вдохновение»
Все, кто знал Владимира Винниченко, отзывались о нем как о личности талантливой и на редкость неординарной. Например, чего стоит история с побегом из военной тюрьмы Киева «Косой капонир», куда его посадили за революционную агитацию. Чтобы оказаться на воле, 23-летний Винниченко имитировал повешение. Парня еле спасли.
- Несмотря на бурную революционную деятельность, Винниченко находил время и на творчество, — говорит профессор Киево-Могилянской академии Владимир Панченко. — Его пьесы ставили театры Петербурга и Москвы, а в 1920-е годы — Парижа, Вены, Рима, Берлина. Это был беспрецедентный успех. Ведь никто из украинских драматургов ни до, ни после Винниченко не имел такого признания в Европе. А в 1917 году настал его звездный час в политике — он возглавил правительство Украинской Народной Республики.
«Характер у Владимира был необузданный, взрывной»
- Отец Владимира Винниченко действительно был чумаком? — задаю вопрос профессору Владимиру Панченко.
- Да, Кирилл Винниченко возил соль из Крыма, останавливался на постоялом дворе в Елизаветграде (нынешний Кировоград), который держала вдова Евдокия Павленко. Она была старше Кирилла на пять лет, имела детей, однако все это не стало помехой для их свадьбы. На день святого Владимира у пары родился сын, которого назвали в честь этого святого.
Семья достатком не отличалась, но Володю решили отдать в гимназию. Ученики и некоторые преподаватели подсмеивались над мальчиком за то, что он беден и говорил по-украински. Заявляли: «Тебя в чиновники готовят, а не в свинопасы». Как написал один из знакомых Винниченко, характер у того был «степной» — необузданный, взрывной, упрямый. Спуску обидчикам не давал. Дрался с учениками, конфликтовал с учителями. Закончилось тем, что аттестат зрелости Володе не выдали. Выпускные экзамены пришлось экстерном сдавать в гимназии другого города. В 20 лет Винниченко поступил на юридический факультет Киевского университета, но уже на втором курсе его отчислили за участие в революционной организации. Затем парня неоднократно арестовывали. Владимиру приходилось подолгу жить в эмиграции.
- Там он познакомился со своей будущей женой?
- Розалию Лифшиц, студентку медицинского факультета Сорбонны, Винниченко встретил в Париже в 1911 году. В среде продвинутой, социалистически ориентированной интеллигенции тогда было модно ниспровергать устои традиционной морали. Владимир и Роза договорились не регистрировать брак (хотя со временем все-таки узаконили отношения) и, что куда более неожиданно, не возражать, если у кого-либо из них будут возникать романы на стороне. Сохранились дневники и письма Винниченко, из которых мы знаем о его многочисленных любовных похождениях. Он проводил своего рода эксперименты. Например, в дневнике подробно описывает, как в возрасте 40 лет влюблял в себя молоденькую девушку. Внимательно следил за ее и своими чувствами, за развитием их отношений, чтобы использовать это как литературный материал.
- Почему у них с Розалией не было детей?
- В 1916 году у Розы случился выкидыш, врачи сказали, что она уже никогда не сможет родить. А у Владимира до знакомства с ней был ребенок, рожденный от некой Люси Гольд-мерштейн. Но младенец умер при загадочных обстоятельствах.
- Интересно, при каких?
- Будучи в состоянии аффекта, Люся решила, что Владимир причастен к смерти ребенка. В драме «Мементо» Винниченко подробно описал историю любви с этой женщиной. Люся родом с Полтавщины, но встреча с Владимиром произошла в Швейцарии в 1908 году, потом их отношения развивались на знаменитом итальянском острове Капри. В России у Люси были муж, а за границу она поехала с восьмилетним ребенком.
И вот у них с Винниченко рождается мальчик, которого назвали Владимиром. Ребенок для обоих родителей был нежелательным. Младенец умер в трехмесячном возрасте. Сохранились письма, в котором Люся прямо высказывает Винниченко обвинение в убийстве сына. Спустя некоторое время, когда женщина пришла в себя, у нее установились ровные дружеские отношения с Винниченко. После выхода драмы «Мементо» знакомые без труда угадывали, с кого списаны ее герои. В кульминации художник Кривенко убивает ребенка, вынеся его на холод. Подобный сюжетный ход есть в одной из новелл Мопассана, очень популярного в начале ХХ века.
Кстати, не исключено, что мотивы этой новеллы использовал советский писатель Юлиан Семенов — всем, кто смотрел фильм «Семнадцать мгновений весны», врезался в память эпизод, когда гестаповец, пытаясь заставить радистку Кэт сотрудничать с фашистами, выносит на холодный воздух ее сына, закутанного лишь в легкие пеленки.
- Как получилось, что Винниченко стал премьер-министром первого правительства Украинской Народной Республики?
- В 1917 году, вскоре после того, как в России установилась власть Временного правительства, украинские политики — Михаил Грушевский, Владимир Винниченко, Симон Петлюра и многие другие — поспешили в Киев. Собирались поначалу в здании на Владимирской, 42, где ныне находится издательство «Днiпро», потом — в Педагогическом музее. Они выдвинули идею создания Украинской Народной Республики (тогда еще на правах автономии), Центральной Рады (парламент). Винниченко возглавил Генеральный секретариат — правительство. Оно разместилось в доме генерал-губернатора — в великолепном здании на Липках, на пересечении улиц Институтской и Шелковичной. Затем там были резиденции гетмана Скоропадского и главы Директории Симона Петлюры. А в 1920-м захватившие Киев поляки устроили в этом здании склад боеприпасов, произошел взрыв, и один из красивейших домов украинской столицы превратился в руины.
Писатель был сыроедом — отказался от термически обработанной пищи
- В 1918 году Винниченко ненадолго возглавил Директорию УНР, — говорит профессор Панченко. — А в 1920-м даже пытался войти в число руководителей социалистической Украины. Конечно, ему этого не позволили, и он навсегда уехал за границу.
- В эмиграции Винниченко дружил с советским разведчиком и талантливейшим художником Николаем Глущенко, картины которого сейчас стоят баснословно дорого
- Да, но Винниченко не знал, что его молодой друг — чекист. У Глущенко в Берлине была студия-галерея, где он работал и продавал свои картины. Однажды туда зашел Винниченко. Так они познакомились. Дружили семьями. По примеру Глущенко писатель занялся живописью. Но в конце концов они рассорились. В архиве Винниченко я разыскал два его неотправленных письма, в которых тот уличает Глущенко в двуличии и объявляет о разрыве отношений.
К слову, Владимир Кириллович хотел уехать из Франции в США, где имел много сторонников. Планировал ездить по городам Америки, организовывая выставки своей живописи и читая лекции по конкордизму — как современные гуру. Даже отправил туда свои картины. Оставалось получить визу. Но прежде чем он обратился в посольство США, там побывали последователи Симона Петлюры, в свое время ополчившиеся на Винниченко. Они рассказали, что Владимир Кириллович «красный» и в Соединенные Штаты его пускать нельзя, потому что он будет проповедовать марксизм. В визе писателю отказали.
- Владимир Кириллович был сыроедом?
- И Розалия Яковлевна тоже. Она полностью посвятила себя мужу, поддерживая его в любых начинаниях, пусть даже экстравагантных. У Винниченко была идея конкордизма — всеобщей гармонии. Отсюда и сыроедение — употреблять продукты в их первозданном виде, без термической обработки. Мясо и рыбу исключили, питались овощами и фруктами. Конкордизм предусматривал и так называемый солнцеизм: на одном из островов Сены возле Парижа единомышленники Винниченко собирались, чтобы побыть под лучами солнца в чем мать родила.
В Париже семья Винниченко прожила девять лет. Затем — в 1934-м — они купили в небольшом селении Мужен, недалеко от Канн, старинный дом, в котором некогда размещалась пекарня. Владимир Кириллович называл его «Закуток». На двух гектарах земли выращивал овощи на продажу и с этого жил. Но хозяйственник из него оказался неважный, не спасала и помощь соседа-украинца Ивана Кистя. Поэтому часть земли пришлось продать.
- Это правда, что гитлеровская Германия предлагала Владимиру Кирилловичу возглавить марионеточное правительство оккупированной Украины?
- Да, фашисты разыскали Винниченко, планируя сделать его марионеточным руководителем, вроде Петена во Франции, Квислинга в Норвегии. Писатель нашел в себе мужество отказаться. Его посадили в концентрационный лагерь, но через две недели отпустили.
В 1992-1993 годах я трижды бывал в Мужене. Тогда в доме Винниченко еще жили двое украинских художников — супруги Иванна Нижник-Винник и Юрий Кульчицкий. После смерти мужа (Владимир Кириллович умер в 1951 году) Розалия Яковлевна пригласила пани Иванну на постоянное жительство.
«Чтобы перевезти архив Винниченко в Украину, нужно 200 тысяч долларов»
- Я тогда был народным депутатом Украины, и это помогло организовать вывоз в Украину коллекции личных вещей Винниченко, — продолжает профессор Панченко. — Мы доставили их в порт Марселя, затем на корабле переправили в Одессу и оттуда, на самолете, — в Кировоград, на родину писателя. Сейчас эти вещи находятся в местном музее.
- А вот архив Винниченко пока что хранится в Америке, — говорит заведующий отделом Института литературы имени Тараса Шевченко Национальной АН Украины Сергей Гальченко. — В 1990-е мне пришлось его исследовать, переписывая от руки тексты многих хранящихся в нем документов. Тогда я общался с профессором Григорием Костюком, стараниями которого архив был вывезен из Франции в США.
Тут нужно сказать, что Розалия Яковлевна пережила Владимира Винниченко на восемь лет. Костюк приезжал к ней из Америки, по сути, под его диктовку она написала завещание, по которому после ее смерти архив Винниченко передали Украинской свободной академии наук в США.
- Как Розалия Яковлевна согласилась отдать дневники мужа, ведь там так много сугубо личных, интимных вещей?
- Я исследовал дневники многих выдающихся людей и их родственников. Будьте уверены: сугубо личного в них предостаточно. Например, одна писательница отметила: вчера приходил такой-то поэт за тем, за чем приходят всегда, но ушел с расцарапанной мордой. Речь об очень известном поэте. Поэтому я и говорю, что дневники — это чтиво для умных людей.
А по поводу Розалии Яковлевны рассказывал Костюк, что она прятала тетради с записями мужа под подушкой. Ее можно понять: там есть такое, что не предназначалось для посторонних. Например, Розалия Яковлевна специально знакомила супруга с интересными дамами, чтобы поддерживать в нем творческое вдохновение.
С вашего позволения продолжу о завещании Розалии Яковлевны. Там сказано, что, когда наша страна станет независимой, архив Винниченко должен быть передан Академии наук Украины.
- Мы независимы почти 20 лет, почему же архив Винниченко остается в Америке?
- Загвоздка в 200 тысячах долларов. Деньги нужны для создания копий, которые останутся в Соединенных Штатах. Когда они будут, перевезем документы в наш институт.
Костюк мечтал дожить до этого, но скончался за 22 дня до своего сотого дня рождения. Однако он увидел, как часть картин Винниченко отправили в Киев в 2000 году. Последние 20 живописных работ переданы в апреле нынешнего года. Теперь их можно увидеть на выставке, организованной в Кировоградском художественном музее к 130-летию Винниченко.
С моей, к сожалению, трагически погибшей аспиранткой Татьяной Максимчук мы подготовили 14 томов произведений Винниченко. Несколько лет подряд заявляю их для опубликования по государственной программе «Укра∙нська книга». Чиновники говорят: «Дело нужное, но денег, извините, нет».
- Сейчас ведутся переговоры о передаче нашей стране библиотеки, принадлежавшей Винниченко, — говорит глава Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины Юрий Савчук. — Электронную копию библиотеки делать не нужно, поэтому значительных ассигнований не потребуется.
5703Читайте нас в Facebook