Столичные хирурги удалили женщине 20(!) кг жира (фото)
— О том, что у меня грыжа живота и она может ущемиться, если ее не прооперировать, я узнала лет десять назад, — рассказывает Татьяна Петровна. — Тогда я весила 130 килограммов. «Сначала похудейте, а потом приходите на операцию», — говорили врачи, закрывая передо мной двери. Что я только ни делала, чтобы сбросить вес: выполняла упражнения, сидела на диетах, но ничего не помогало. После рождения четвертого ребенка у меня нарушился обмен веществ, я начала поправляться. Могла днями ничего не есть, пить только воду, и при этом не худеть. Позже эндокринологи диагностировали у меня тяжелое заболевание щитовидной железы, а два года назад ее полностью удалили.
Последние несколько лет я практически не выходила на улицу, медленно передвигалась по дому, с трудом садилась и вставала из-за стола. Уже соглашалась на любую операцию, но врачи были категоричны, особенно анестезиологи: «Лишний вес, удаление щитовидной железы — слишком большой риск. Можете не выйти из наркоза». Я и сама почти поверила, что мой случай безнадежный, пока не поехала в Киев к профессору Ярославу Фелештинскому.
*Татьяна Петровна: «Сейчас я не только самостоятельно управляюсь по хозяйству, но и выхожу на улицу, играю с трехлетней внучкой. Ведь раньше не могла себе этого позволить». Фото из семейного альбома
В Украинском центре хирургического лечения грыж живота меня осмотрели сразу несколько специалистов. «Будем оперировать, так что готовьтесь!» — сказали они. «А вас не пугает мой вес?» — удивилась я. — «У нас и покрупнее пациенты были. Справимся!» Не обманули. Врачи не просто избавили меня от грыжи, но и удалили 20 килограммов жира, ведь мой живот свисал… до колен.
После вмешательства прошел месяц. Сейчас я дома, в Симферополе, уже управляюсь по хозяйству, выхожу на улицу, играю с трехлетней внучкой, чего не могла позволить себе раньше. Даже врачи удивились, как быстро я пошла на поправку. «Все благодаря хорошему уходу!» — говорили они, намекая на мою дочь, которая ни на шаг от меня не отходила, пока я лежала в киевской больнице.
— Перед поездкой в Киев я пошла в церковь, чтобы получить благословение, — рассказывает Татьяна Петровна. — Даже несмотря на большой риск и на то, что многие отговаривали меня от операции, я вовсе не боялась. Единственное, из-за чего переживала, это была анестезия. С возрастом у меня накопился целый букет заболеваний, и я не знала, как организм отреагирует на наркоз. Я замучила анестезиолога вопросами, но врачи успокоили, сказали, что учли все мои предыдущие болезни. Мне сделали укол в спинномозговой канал, после чего сильное тепло разлилось по всему телу. Все три часа, которые длилась операция, я была в сознании и внимательно слушала, о чем говорили медики. Команда работала настолько слаженно, что, казалось, хирурги понимали друг друга с полуслова. Анестезиолог, который все время находился рядом, контролировал мое состояние и заранее предугадывал все мои ощущения.
После вмешательства меня отвезли в реанимацию. На второй день ко мне пустили дочь, а на четвертый я была в палате. Выписали меня через две недели.
— Как вы добирались в Симферополь?
— Поездом. Признаться, дорога была тяжелой: все время я держалась за живот — боялась, как бы не разошлись швы. Слава Богу, все обошлось. Дома, где меня ждали муж, дети и внуки, я восстановилась достаточно быстро. Через неделю мне звонил лечащий врач и спрашивал, как я себя чувствую. Вся наша семья очень благодарна докторам за их профессионализм и внимание к пациентам.
— Грыжа, которую мы прооперировали Татьяне Петровне, называется грыжей белой линии живота гигантских размеров с диастазом (расхождением) прямых мышц, — говорит заведующий кафедрой хирургии и проктологии Национальной медицинской академии последипломного образования имени П. Л. Шупика доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Украины Ярослав Фелештинский. — Белая линия живота — это срединная линия, ведущая от центра груди до лобка. Такие грыжи встречаются реже, чем паховые или пупочные. На сегодняшний день грыжу живота имеют шесть-восемь человек из каждых ста жителей страны.
*Ярослав Фелештинский: «Самому взрослому нашему пациенту 94 года, а недавно мы прооперировали 90-летнюю женщину». Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
Диагностировать ее очень просто: если на животе появилось выпячивание, которое вправляется в положении лежа, скорее всего, это грыжа. Есть и другие симптомы: дискомфорт в животе при физической нагрузке, боли — при кашле, человек быстро устает, особенно во второй половине дня, не может носить тяжести. Такому пациенту необходимо сразу обратиться к врачу. Ни в коем случае нельзя самостоятельно вправлять грыжу — так можно только навредить. Как правило, после осмотра и обследования врач направляет больного на операцию. Их выполняют во всех общехирургических стационарах — как городских, так и районных.
— Что будет, если вовремя не сделать операцию?
— Грыжа начнет увеличиваться в размерах, может произойти ущемление, — говорит Ярослав Фелештинский. — В таком случае больного по «скорой» доставляют в ближайший стационар для выполнения срочного хирургического вмешательства. Если этого не сделать, у человека может произойти некроз зажатой части кишки, что приведет к кишечной непроходимости и перитониту. Поскольку это не плановые операции, риск намного больше. Поэтому мы просим наших пациентов вовремя обращаться к врачам.
— Из-за чего возникает грыжа?
— Грыжи бывают первичные и послеоперационные, которые появляются на месте шрама от предыдущих операций. Причины могут быть разные: и плохое заживление раны, и несоблюдение больным правил поведения после вмешательства. Ведь первый месяц после любой операции человеку нельзя поднимать тяжести, заниматься спортом и выполнять другие физические нагрузки. Нужно обязательно носить бандаж: он поддерживает мышцы живота. Иногда больному приходится ограничивать себя намного дольше, даже если он уверен, что его состояние нормализовалось. Следить за процессом выздоровления должен врач.
Первичные грыжи возникают, как правило, у тех, кто страдает ожирением, а также, если человек со слабой брюшной стенкой поднимает что-то тяжелое. Между прочим, полные люди не сразу замечают у себя грыжу и не всегда видят, как она растет. Если врач все же поставил такой диагноз, не стоит пугаться. Пока грыжа не выросла до больших размеров, прооперировать ее намного легче.
* «Благодаря поддержке семьи я так быстро пошла на поправку, — говорит Татьяна Петровна. — Эту фотографию дети подарили нам с мужем на годовщину свадьбы». Фото из семейного альбома
— Грыжа, которую оперировали Татьяне Петровне, была гигантского размера. В чем сложность таких операций?
— Чаще всего мы оперируем грыжи именно таких размеров. Как правило, когда человек слышит диагноз грыжа, он не спешит идти к хирургу, думая, что хуже уже не будет. Но со временем она только увеличивается и, соответственно, доставляет еще больше неудобств. Например, больному тяжело пройтись по квартире, подняться по лестнице, многие не могут даже наклоняться. И лишь тогда он соглашается на операцию, но уже не каждый хирург возьмется помочь такому пациенту.
Подобные грыжи требуют нескольких вмешательств, которые мы стараемся выполнять за один этап, чтобы лишний раз не травмировать больного. Очень часто при этом человек страдает лишним весом, поэтому в ходе операции мы также удаляем свисающий жировой фартук. Брюшную стенку укрепляем специальной сеткой без уменьшения брюшной полости, чтобы избежать тяжелых осложнений со стороны сердца и легких, а также повторной грыжи. Нередко на фоне грыжи у больного развивается спаечный процесс (когда органы брюшной полости срастаются между собой. — Авт.), что может привести к кишечной непроходимости. В таком случае во время операции разделяем сросшиеся органы и устраняем проблему.
— Операция, которую мы провели Татьяне Петровне, была очень тяжелой, — продолжает Ярослав Фелештинский. — Но пациентка быстро пошла на поправку, потому что тщательно выполняла все наши указания. Когда люди обращаются к нам с грыжами меньшего размера, мы предлагаем более щадящие — лапароскопические — операции, при которых не требуется разреза.
На животе больного делается три-четыре небольших прокола, в зависимости от расположения и размера грыжи. Через проколы в брюшную полость вводится специальное устройство — лапароскоп и хирургические инструменты. Уже на третий день мы выписываем больного. Кроме того, после такого вмешательства у человека остаются лишь небольшие точки, которые со временем затягиваются, и он через 10-14 дней возвращается к привычному образу жизни. За пять лет, которые в нашем центре практикуют этот метод, мы прооперировали более трехсот больных.
— Пожилые люди часто боятся ложиться под нож…
— Самому взрослому нашему пациенту 94 года. Долгое время мужчина тоже не мог отважиться на операцию, а к нам обратился, когда образование в паху начало доставлять ему много неудобств. Перед вмешательством мы тщательно обследовали мужчину, нормализировали давление, подлечили сердце и подобрали щадящие методы обезболивания. Уже через пять дней после открытой операции пациент находился дома. Не так давно успешно прооперировали 90-летнюю женщину. Главное — вовремя обратиться к врачу, чтобы у него была возможность подготовить к вмешательству и себя, и пациента.
1916Читайте нас в Facebook