«Из Америки мы получили письмо о том, что живший в Нью-Йорке священник Иван Ткачук хранил останки Ярослава Мудрого у себя под кроватью»
Десятилетиями экскурсоводы Софийского собора рассказывали многочисленным посетителям, что в каменном саркофаге, который находится в этом храме, покоятся останки Ярослава Мудрого. В сентябре прошлого года ученый совет Национального заповедника «София Киевская» решил извлечь их, чтобы исследовать с помощью современных технологий. Возможно, экспертиза позволила бы четко ответить на вопрос, кем все же были правители Киевской Руси Рюриковичи (князь Ярослав — один из них) — скандинавами или славянами, какой крови больше текло в самом Ярославе, ведь у его отца Владимира, крестившего Русь, было много жен и наложниц. На исследования меценат выделил 56 тысяч гривен. Результат оказался совершенно неожиданным: лежавший в гробнице скелет не принадлежит Ярославу Мудрому! Поначалу эту сенсационную информацию не обнародовали и занялись поиском. Уже есть первые обнадеживающие результаты. «Из нескольких источников мы узнали, что во время Второй мировой войны ящик со скелетом Ярослава Мудрого был вывезен сначала в Польшу, а затем — в Америку», — заявила в интервью «ФАКТАМ» заместитель генерального директора Национального заповедника «София Киевская» Ирина Марголина.
«Перед войной в саркофаге лежали два скелета — Ярослава Мудрого и женщины, возможно, его жены Ингигерды»
- Почему ученые решили, что в Софийском соборе находились останки Ярослава Мудрого? Может, это лишь легенда? — спрашиваю у Ирины Марголиной.
- Не легенда, а научно установленный факт. Дело в том, что еще до войны, в 1936 году, комиссия нашего заповедника вскрыла саркофаг. Специалисты увидели груду перемешанных костей. Из них сложили два скелета — мужской и женский. Потом вернули останки обратно, сделав соответствующую надпись на внутренней стенке гробницы. Затем в Киев приехал один из лучших советских антропологов Вольф Гинзбург, чтобы забрать содержимое саркофага для исследования в Ленинградский институт этнографии и антропологии. Вместе с Гинзбургом экспертизу проводили двое именитых ученых — Дмитрий Рохлин и Михаил Герасимов. Они нисколько не сомневались, что мужской скелет принадлежал Ярославу Мудрому. И вот почему: князь был хромой от рождения, дважды ранен — в голову и ногу, скончался в возрасте 65-75 лет (неизвестен год его рождения, поэтому точно не знаем, сколько лет он прожил). Все эти признаки — два ранения, хромота, пожилой возраст — у данного скелета есть. Ученые определили, что князь имел рост 172-175 сантиметров. По его черепу Михаил Герасимов создал скульптурный портрет.
- Кому же принадлежал женский скелет?
- Его идентифицировать не удалось. Предположили, что это останки жены Ярослава Ирины (Ингигерды). Ведь скелет крупный, значит, женщина была высокой, статной — скорее всего, скандинавкой.
Сохранились документы о том, что в 1940 году останки вернули из Ленинграда в Киев. Но тогда их в саркофаг не поместили, оставили в хранилище. И только в 1964-м их решили положить в гробницу. Однако оказалось, что на полках не два, а только один ящик с костями. Впрочем, ни у кого не возникло сомнений, что в нем лежит скелет Ярослава Мудрого.
- Тогда, 45 лет назад, я только начала работать в заповеднике «София Киевская», — рассказывает бывший заместитель директора, пенсионерка Ирма Тоцкая. — Мой наставник, заведующий фондом Сергей Высоцкий, был уверен, что в коробке останки князя. Я прекрасно помню ту коробку желтого цвета, внутри обложенную красной шелковой тканью. Кстати, до войны в саркофаге, кроме двух скелетов, нашли еще превратившуюся в мумию летучую мышь. Я застала времена, когда эти животные селились в соборе. Спрашивала у Сергея Высоцкого, где же останки княгини Ирины. Он предполагал, что их не вернули из Ленинграда. Именно Сергей Александрович настоял, чтобы коробку с костями положили в саркофаг. Помню, рабочие с помощью рычагов и деревянных катков сдвинули массивную каменную крышку весом две тонны. Мне очень хотелось увидеть своими глазами, что там внутри. Поэтому пошла на небольшую хитрость: когда саркофаг приоткрыли, я сказала: «Если не остановиться и продолжать открывать ее, крышка может упасть». Директор возразил: «Но ведь нужно попасть внутрь, щель узкая. Сможешь в нее забраться?» «Конечно», — отвечаю. Я была худенькая, мигом вскочила в гробницу. Есть фотоснимок, на котором запечатлено, как я выглядываю оттуда. Положила внутрь ящик с останками, газеты за тот день и даже монеты и обожженную керамическую плитку, на которой написано, что здесь покоится Ярослав Мудрый.
«Во время экскурсии в Софийском соборе украинка из США заявила: «Кiстки Ярослава в Америцi!»
- В 1970-е годы, когда я уже была заместителем директора по науке, впервые услышала, что останки князя Ярослава находятся в США, — продолжает Ирма Тоцкая. — Мне тогда поручили провести экскурсию для небольшой группы украинцев из Соединенных Штатов. Я была несколько напряжена, ожидала каких-нибудь каверзных вопросов. И вот подвожу их к саркофагу, рассказываю, что в нем погребен Ярослав Мудрый. Вдруг одна миловидная пани с типично украинским лицом и седыми волосами заявляет: «Нi, кiстки Ярослава в Америцi». Коллеги посоветовали не относиться к этому серьезно.
- Интересно, чей же скелет изъяли в прошлом году из саркофага? — вновь обращаюсь к Ирине Марголиной.
- Эксперты — профессор Сергей Сегеда и профессор Борис Михайличенко — пришли к выводу, что это именно тот женский скелет, который исследовали в Ленинграде в 1939 году под руководством Вольфа Гинзбурга.
Останки князя вывез из Киева немецкий офицер?
- Когда стало ясно, что останки Ярослава Мудрого исчезли, мы подняли известную статью митрополита Иллариона (Ивана Огиенко), опубликованную в Канаде в 1954 году, — рас-сказывает Ирина Марголина. — В ней сказано, что когда войска фашистской Германии оставляли Киев, из Софийского собора были вывезены икона XI века Николая Мокрого и останки Ярослава Мудрого. Мы знали, что икона действительно сейчас находится в одном из православных храмов Соединенных Штатов, а вот что касается скелета князя Ярослава, считали, что уважаемый митрополит ошибается. Теперь же к его сообщению отнеслись серьезно.
Кроме того, была найдена статья некоего Одарченко в другом зарубежном издании за 1967 год. Автор пишет, что до войны, когда останки князя были возвращены из Ленинграда в Киев, сторожу Софийского собора якобы поручили их закопать, но тот ослушался. Во время войны, когда фашисты заняли Киев, он передал коробку с останками архиепископу Никанору. Перед отступлением немцев из города один из офицеров жандармерии, майор Пауль фон Дернбах, вывез эту коробку в Варшаву и передал ее православному архиепископу Палладию.
За помощью в расследовании мы обратились к представителям украинской диаспоры. Те живо откликнулись. Вот прелюбопытнейшее письмо из США от пана Михайла Гереца. Он пересказывает рассказ своего знакомого Вячеслава Вишневского о том, что незадолго до освобождения Киева полковник немецкой жандармерии приехал в город по просьбе уже упоминавшегося архиепископа Никанора. Вывез личные вещи архиепископа, а также икону Николая Мокрого и коробку с останками Ярослава Мудрого. Когда офицер вернулся к месту, где стоял эшелон с беженцами, среди которых был архиепископ Никанор, поезд уже ушел. Добравшись до Польши, разыскал православного священника архиепископа Палладия, который затем эмигрировал в США. Дальше в письме рассказывалось, что священник вывез икону и коробку с костями сначала в Германию, затем — в США. В Нью-Йорке он передал реликвии другому священнику, отцу Ивану Ткачуку. Тот жил тогда на Манхэттене, а останки князя хранил у себя под кроватью. Он давно умер, обе его дочери вышли замуж, где они сейчас, неизвестно.
В следующем письме пан Михаил сообщает, что останки князя, возможно, находятся там, где и икона Николая Мокрого — в Нью-Йорке, в церкви Святой Троицы. Он ездил туда, расспрашивал о костях Ярослава у священника Владимира Вронского, но узнать что-либо не удалось.
Мы получили письма еще от нескольких адресатов. Например, Нина Булавицкая, которая в 1941-1943 годах была секретарем директора Софийского музея, сообщила, что в годы горбачевской перестройки она несколько раз приезжала в Киев, рассказывала работавшим в то время сотрудникам нашего заповедника о том, что кости Ярослава Мудрого находятся в Америке. Но эта информация тогда не стала достоянием широкой гласности. Никто среди тех, кто сейчас работает в «Софии Киевской», ничего прежде об этом не слышали.
Предстоит выяснить, действительно ли останки князя находятся в США, и тогда, надеюсь, будет поставлен вопрос об их возвращении.
1360Читайте нас в Facebook