Джеральдин Чаплин: «Я — только дочь. Жалкая тень Чарли Чаплина»
Дочь Чарли Чаплина и актрисы Уны О'Нил Джеральдин Чаплин — признанная звезда экрана. Фильмография актрисы насчитывает почти 140 картин. В прошлом году Джеральдин снялась в шести кинолентах, в нынешнем — в двух. В следующем году выходит на экраны мелодраматическая комедия «Любовь в Мадриде». Среди наград актрисы три «Золотых глобуса», премия Британской киноакадемии… В Украине Джеральдин Чаплин впервые: приехала на III Одесский международный кинофестиваль. Одесситам и многочисленным туристам актриса представила знаменитую ленту своего отца «Огни большого города». Ради этого легендарная Потемкинская лестница на несколько часов превратилась в гигантский кинотеатр под открытым небом, вместивший более 15 тысяч зрителей.
*Джеральдин Чаплин скоро исполнится 68 лет, но актриса продолжает активно сниматься в кино
— Я счастлива побывать в Одессе, — призналась Джеральдин Чаплин. — Мне нравится этот необыкновенный город. Вполне возможно, что сейчас гуляю по родному городу моего отца! У него не было свидетельства о рождении, и в качестве места, где папа появился на свет, наряду с Лондоном и французским Фонтенбло называют Одессу.
— Вы родились, когда картине «Огни большого города» было уже 13 лет.
— Съемки фильма начались в декабре 1927 года, а первый показ состоялся 30 января 1931 года в Лос-Анджелесе. Тогда уже существовало звуковое кино, и Чаплин мог сам писать музыку к своим фильмам. И он этим классно воспользовался. Помню, когда папа смотрел «Огни большого города», говорил о Вирджинии Черрилл (исполнительнице роли цветочницы): «Все-таки она вышла замуж за Кэрри Гранта!». Чаплину всегда нравились молодые, красивые женщины. Как ни странно, маленького роста, без особых физических отличий Чарли им тоже нравился. Непростыми были отношения отца с Вирджинией Черрилл во время съемок. Он выгнал ее после нескольких съемочных дней и решил взять Джорджию Хейл. Однако, опасаясь больших затрат на пересъемку, вернул Вирджинию на площадку.
— Потемкинская лестница в Одессе — это воспоминание о Сергее Эйзенштейне, мастере немого кино, авторе знаменитого «Броненосца «Потемкина». Рассказывал ли вам отец о своих взаимоотношениях с советским режиссером?
— Я знаю, что отец был знаком с Эйзенштейном и Григорием Александровым. В 30-е годы минувшего века он приглашал их в Голливуд, чтобы они освоили технику звукозаписи. Папа подружился с советскими режиссерами, играл с ними в теннис. Отец помог купить Эйзенштейну модные теннисные брюки, однако они оказались длинноваты, пришлось приобрести еще и красные подтяжки. К брюкам такого типа подтяжки не носят, но иначе штаны не держались. В общем, Эйзенштейн в таком виде имел вид бродяжки, что очень всех забавляло. Еще знаю, что отец постоянно выигрывал в теннисных сетах. О поездке в Америку вспоминает в своей книге и Сергей Эйзенштейн.
— Вы ведь еще и внучка О'Нила, лауреата двух Пулитцеровских и Нобелевской премии в области литературы. Проявляются ли как-то «литературные» гены?
— Я люблю творчество деда Юджина О'Нила и бабушки, менее именитой писательницы Агнесс Боултон. Помнится, в молодости я восхищалась пьесами деда. Как-то мы с друзьями пошли в театр на спектакль, поставленный по произведению О'Нила. Находясь под впечатлением, я стала эмоционально объяснять, что дед все списал с моей большой и сложной семьи. Один из моих друзей заметил: «Не задирай нос, Юджин О'Нил написал эту пьесу о семье каждого из нас». Думаю, эта фраза объясняет, почему деда считают отцом американской драматургии.
*К своей дочери Джеральдин Чарли Чаплин был очень требователен
Моя мама Уна О'Нил, так же, как и я, рано начала актерскую карьеру. Она пользовалась успехом у противоположного пола. В 17 лет за ней ухаживал карикатурист Питер Арно, затем — режиссер и актер Орсон Уэллс, далее — писатель Джером Дэвид Сэлинджер. Однако вскоре она познакомилась с отцом, за которого 16 июня 1943 года вышла замуж, несмотря на яростное нежелание моего деда О'Нила. Ведь маме было всего 18, а Чаплину — уже 54 года, плюс трое детей от трех предыдущих браков. Мама ослушалась своего отца, их родственные отношения были испорчены. Тем не менее этот брачный союз продлился 35 лет. В марте 1975 года отец был посвящен в рыцари, а мама стала леди Уной Чаплин. Когда я была маленькой, коллекционировала марки, связанные с автобиографиями и творчеством моего деда и отца. Сама я не пишу, однако являюсь азартным потребителем литературы — читаю постоянно. Один из моих любимых авторов — украинский писатель Андрей Курков. Потрясающе пишет!
— Как вы считаете, насколько правомерно выражение «на детях гениев природа отдыхает»?
— В отношении меня, естественно, отдыхает. Из всех моих братьев и сестер никто не выдался сильно похожим на гениального отца.
— Тяжело было доказывать, что вы не просто дочь Чаплина, а самостоятельная, состоявшаяся личность?
— Фамилия Чаплин дала мне абсолютно все. Ведь мой отец не просто считался величайшим актером, режиссером, художником, он был одним из тех людей на земле, которого любили все. Именно эту любовь я физически ощущала везде: и на съемочной площадке, где стремились, чтобы у меня все получилось, и в обычных компаниях. Я родилась с этой любовью и живу с ней. Это действовало не только в профессиональном плане, но и в школе. Я подружилась с первой отличницей и говорила ей: «Если ты дашь мне списать, я приведу тебя домой и познакомлю со своим отцом». Мои одноклассники испытывали зависть. Да я и сама завидовала… себе. Отец отснял меня, а также других родственников в фильме «Огни рампы». Там мы с братьями и сестрами играли уличную шпану. Здорово было!
— С этого началась ваша кинокарьера?
— Можно сказать и так, хотя у меня была другая страсть — балет! В 1961- 1963 годах я училась в Королевской балетной школе в Лондоне, но вскоре поняла, что примы из меня не получится. Танцы отлично складывались у меня в голове, но тело не поспевало за воображением. Преподаватели предрекали мне блестящее будущее, но… Все началось с отца.
— Он возражал?
— Никогда ни на чем не настаивал, только предупреждал: «Если хочешь петь или танцевать, делай это, выкладываясь на 500 процентов». В профессиональных вопросах он был идеалистом и никогда до конца не верил мнению окружающих, предпочитая все проверять самостоятельно. После того как посетил мое выступление в балетной школе, всю дорогу до дома молчал, а потом сказал: «Тебе больше не надо танцевать, мне за тебя стыдно». Мне было больно и досадно. Хотелось доказать великому отцу, что я небездарна. Знала, что фамилия Чаплин может открыть многие двери, но специально рвалась в те, что были под замком. Повзрослев, я нисколько не стеснялась преимуществ, которые предоставило мое происхождение.
Многие сейчас говорят, что быть Чаплиным — особый талант. Однако это не так. В талант папа как раз и не верил. Он считал, что всему можно научиться. Поэтому и мое неудачное, по его словам, выступление в балете отнес к разряду недобросовестных репетиций. Я тогда лишь развела руками: «Наверное, я бездарная балерина». На что он разразился: «Ты думаешь, я был прирожденным танцовщиком, когда пришел в детский ансамбль «Восемь ланкширских парней»?! Мне потребовалось полгода ежедневных тренировок, чтобы стать достойным сцены!».
— Каким великий Чаплин был дома?
— Пожилой, седоватый человек с пивным животиком — таким мне запомнился отец. Увы, я не знала его молодым, не представляю, как он вел себя раньше. Для папы была характерна сумасшедшая работоспособность и профессиональная дотошность. На съемочной площадке он был очень требовательным боссом. Неважно, кто работал вместе с ним — родственники или посторонние люди. Настаивал, чтобы беспрекословно выполнялись его указания.
Отец любил оттачивать новые образы на домочадцах. Если уж читал какой-нибудь монолог, то упаси Бог его прервать. Когда кто-то из младших детей начинал капризничать во время этой домашней репризы, папа раздражался и требовал вывести «неблагодарного зрителя». Однажды он показывал нам «Золотую лихорадку», а мой брат начал плакать. Чарли набросился на мать: «Что происходит с ребенком? Уберите его отсюда!».
Он был невероятно предан своим убеждениям и принципам. Ему все доставалось нелегко. В жизни отец был застенчив. К своим работам относился с чувством какого-то сомнения, волнения, опасался, что они устарели. Не любил их показывать, хотя у нас в доме был прекрасный проектор.
— Оставалось ли у отца время для воспитания детей, общения с семьей?
— Крайне мало. Иногда интересовался, что мы «наполучали» в школе. Если что-то не нравилось — отправлял детей под домашний арест.
— Унаследовали вы какие-либо из черт характера отца?
— Самую страшную — чересчур вживаюсь в своих героев. Когда работала над ролью убийцы, чуть не довела до инфаркта своего мужа. Он ночью захотел молока и направился к холодильнику. А за углом я, с ножом в руках… Репетирую роль.
— Удалось ли вам выработать в кинематографе свой стиль, образ?
— Что вы! Я — только дочь. Жалкая тень Чаплина. Талантливым «Бродяжкой» нужно родиться, а уже потом его «доделывать». А стиль у меня спортивный. Предпочитаю джинсы с кроссовками. Знаю, что в вычурном вечернем наряде, на каблуках выгляжу не лучшим образом. Ощущаю себя не в своей тарелке, на шпильках ходить так и не научилась.
— Отец поддерживал ваше желание стать актрисой?
— Он открыл передо мной все двери. У меня появился агент, мне сказали, что мой первый фильм должен быть с Бельмондо — самым ярким европейским актером того времени. На вопрос Бельмондо: «Где и сколько ты снималась?» без обиняков заявила, глядя в его красивые глаза: «Нигде и никогда!» Конечно, дочка Чаплина может себе подобное позволить. Но я всегда знала, что останусь в тени таланта отца. Я не скрываю, что стала актрисой благодаря фамилии.
— В фильме «Чаплин» вы играете пожилую женщину…
— Маму Чарли Чаплина. Не знаю почему, но мне было интересно играть старух. Вообще, я ощущаю себя гораздо старше, чем есть на самом деле. Мне скоро исполнится 68 лет, а кажется, что уже 83. Хотя, празднуя день рождения, думаю: еще жить можно. Никогда не делала пластических операций. Разглажу морщинки — не будет интересных ролей. Ведь отец говорил: «Актер существует до тех пор, пока способен производить неизгладимое впечатление». Никаких секретов красоты у меня нет, да и самой красоты — тоже. Тем не менее в личной жизни считаю себя человеком счастливым. Очень люблю свою работу. Моя цель — работать до последнего, умереть на съемках.
— Часто видитесь со своими сестрами, братьями?
— Редко. Пока были живы родители, мы все собирались на Рождество. Но отец умер как раз в этот праздник, и традиция прервалась. Нас слишком много, и мы оказались разбросаны по миру.
— Известно, что ваша дочь Уна тоже актриса.
— Да, она родилась в 1986 году и названа в честь моей мамы. Получила блестящее образование. Помимо школ в Испании и Швейцарии закончила и престижную Королевскую академию драматического искусства в Лондоне. Уна — профессиональная актриса, снялась уже в десятке сериалов и нескольких фильмах.
8929Читайте нас в Facebook