ПОИСК
Культура и искусство

Зоя Зелинская: «Руководство Театра сатиры не хотело брать Рудина в труппу. Думаю, ему просто завидовали»

9:00 22 декабря 2012
Рудольф Рудин
Людмила ГРАБЕНКО, специально для «ФАКТОВ»
Ушел из жизни актер Рудольф Рудин, один из завсегдатаев «Кабачка »13 стульев""

На счету Рудольфа Рудина более трех десятков фильмов, не говоря уже о работах в Театре миниатюр, актером, а потом и режиссером которого он был много лет. Но настоящую известность Рудину принес пан Гималайский из «Кабачка »13 стульев«". Над историей незадачливого командировочного, в документах которого было написано: «Направляем в ваш цирк двугорбого верблюда, и с ним — Гималайского», зрители смеялись до слез. Ему никак не удавалось объяснить пану Директору, что верблюд был один, а Гималайский — это фамилия, Директор упорно стоял на своем: «Двугорбый верблюд на месте, а где гималайский? Его нет!»

Рудольфа Григорьевича не стало 17 декабря. Через пять дней, 22 декабря, актеру исполнилось бы 84 года. О знаменитом пане Гималайском рассказывает исполнительница роли пани Терезы, актриса Театра сатиры Зоя Зелинская.

— Что вы говорите? Рудик умер?! — расстроилась Зоя Николаевна, услышав печальную новость. — А мы вот в Москве живем, и я еще ничего не слышала. Вчера мне звонила Аросева, она тоже не в курсе. Я Рудика очень люблю. Любила...

*Зою Зелинскую и теперь часто называют пани Терезой, роль которой актриса играла в «Кабачке »13 стульев«"

РЕКЛАМА

Рудик был не только прекрасным актером, но и замечательным человеком, верным товарищем. У нас с ним сложились замечательные отношения. Рудольф Григорьевич был благодарен моему первому мужу, режиссеру «Кабачка» Георгию Васильевичу Зелинскому, да и мне тоже, за то, что попал в эту передачу и ему предложили роль Гималайского.

Он вообще был очень благодарным человеком, умел ценить то, что давали ему люди и жизнь. После смерти Зелинского я часто приглашала его на вечера, посвященные Георгию Васильевичу. Рудик всегда приходил и очень хорошо говорил о муже — с огромным уважением.

РЕКЛАМА

— Но «Кабачок» ведь тоже выиграл от присутствия такого яркого актера?

— Он там был на своем месте, как никто другой. Рудик окончил Щепкинское театральное училище, где была прекрасная актерская школа — он стал профессионалом высочайшего класса. До нас играл в театре «Эрмитаж», тогда он назывался Театром миниатюр, главным режиссером в то время был Куликов, затем его на этом посту сменил сам Рудик. Насколько я помню, руководил он театром до 80-х годов. Но в тот момент, когда мы пригласили Рудина в «Кабачок», а было это в 1966 году, у него в Театре миниатюр что-то не складывалось. Оказалось, что и Рудику по душе такой жанр, он с удовольствием играл веселые сценки. Его Гималайского, который ходит от одного чиновника к другому с просьбой дать справку, что он не верблюд, просто невозможно забыть. Кстати, именно после этой интермедии в наш обиход вошло выражение «и доказывай потом, что ты не верблюд».

РЕКЛАМА

Миниатюры Рудольфа всегда были отточены и сделаны мастерски. Он никогда не смешил только ради смеха, у его выступлений всегда была основа — он старался находить зернышко, вокруг которого накручивал роль. Рудик умел оправдать состояние своего героя, а его юмор всегда был тонким. Да он любой ерунде мог придать блеск и шарм! Владел замечательной манерой подачи текста, что выгодно отличало его от многих других актеров.

— Известно, что костяк «Кабачка »13 стульев«" составляли актеры Театра сатиры, в труппе которого Рудин не состоял. Рудольф Григорьевич легко вписался в вашу компанию?

— Так мы уговаривали его перейти к нам на работу. Ведь уже были хорошие примеры подобной практики: незадолго до этого из «Ленкома» к нам перешли Ширвиндт и Державин. Что бы мы без них делали! Вот и Рудика уговаривали. К сожалению, решали все не мы, а руководство театра, а там, наверху, почему-то не очень хотели его брать. Думаю, ему просто завидовали. Рудик был очень ярким актером с хорошо выраженным типажом. Обоснуйся он в труппе нашего театра, некоторые актеры рядом с ним поблекли бы и лишились своих ролей. Когда я начинала беседу с Рудиком на эту тему, он уходил от разговора, но было понятно, что переживает. Хотя на юбилеях Театра сатиры пан Гималайский неизменно выступал в паре с паном Директором — Спартаком Мишулиным, и это всегда было невероятно смешно.

*Когда завязывался диалог между паном Гималайским (Рудольф Рудин) и паном Директором (Спартак Мишулин), зрители хохотали до слез

Он был очень доброжелательным человеком, мог найти общий язык с любым, даже самым несговорчивым собеседником. Мы очень много работали вместе. «Кабачок» снимался в течение пятнадцати лет, и мы зачастую проводили вместе не только дни, но и ночи. И ни разу не было случая, чтобы от общения с Рудиным осталось какое-то «послевкусие» в виде недовольства или разочарования, Рудик был на редкость приятным в общении. Не знаю, в какой семье он воспитывался, но родители смогли привить ему такие качества, как интеллигентность и скромность.

— Рудольф Рудин и в сценарном плане очень хорошо вписался в состав «Кабачка».

— Поскольку его герой Гималайский по профессии был режиссером, к нему удалось «пристегнуть» совершенно неподражаемого критика и искусствоведа пана Цыпу, которого играл Георгий Вицин. У них получился блистательный дуэт. Рудик и сам был прекрасным режиссером, поэтому очень хорошо ориентировался на съемочной площадке, его не нужно было ничему учить, как других.

— Почему такого хорошего актера мало снимали? По сути дела, Гималайский — единственная известная его роль.

— Возможно, именно Гималайский, который прославил актера Рудина, оказал ему одновременно и плохую услугу — в ином качестве его уже не воспринимали. Кстати, это касается многих актеров «Кабачка». Например, режиссер Театра сатиры Валентин Николаевич Плучек, который ревновал нас к этому проекту, часто говорил: «Теперь вы все — маски!» Хотя в Театре миниатюр, в котором Рудик работал, он играл очень много.

— Актерскими наградами Рудольфа Григорьевича не баловали.

— Ему присвоили звание заслуженного артиста Российской Федерации, других званий и наград от нашей страны у него не было. Но он очень гордился орденом и званием «Заслуженный деятель культуры ПНР», которым его, как, впрочем, и всех нас, наградило правительство Польши. На одну из телепрограмм, посвященных «Кабачку», Рудик пришел с этим орденом, сказав: «Можно я его надену, он такой красивый!» Награда действительно была очень красивой, но, думаю, для Рудика она имела большое значение еще и потому, что других у него не было.

Просто удивительно, как мы не ценим свои таланты! Лишний раз не похвалим, не поощрим. Зато поляки, а они люди с прекрасным чувством юмора, очень нас любили и взяли под свое покровительство. Благодаря им нам разрешали смелые шутки, которые в любом другом случае телевизионное начальство непременно вырезало бы. Поляки на все праздники приглашали в посольство, устраивали приемы в нашу честь, даже Анна Герман для нас пела. Последний раз такой вечер провели лет шесть назад, Рудик тоже там был.

— Благодаря творческой близости к Польше «Кабачок »13 стульев" был на советском телевидении кусочком западного образа жизни.

— И Рудик очень хорошо вписался в эту западную картину. Он был очень элегантный, умел носить костюмы, а у нас тогда это мало кому было присуще. Рудик и в жизни всегда был очень хорошо одет, а уж на площадке казался действительно западным, в хорошем смысле слова — в общем, настоящий польский пан. Сейчас таких людей называют стильными.

— Вы хорошо знали его семью?

— К сожалению, я не была знакома с его близкими. Сейчас стало модно интересоваться такими вопросами, а тогда было как-то не принято лезть в душу, если человек сам этого не хотел.

Знаю, что он очень любил миног. У нас рядом с домом, в самом центре Москвы, был знаменитый Балашовский рынок, сейчас его снесли и построили на том месте жилой дом. Там был большой рыбный павильон, в котором можно было купить любой деликатес. Я часто встречала на рынке Рудика. Как-то спросила, за чем он пришел, и он сказал: «Зайка, я здесь всегда покупаю миноги, я их очень люблю». А они тогда только на Балашовском и продавались.

— В последнее время вы с Рудольфом Григорьевичем виделись?

— Очень редко. Знаю, что в последнее время он был болен. Сначала с ним случился инфаркт, потом инсульт, родные наняли ему сиделку и поселили его на даче. У нас в театре была какая-то съемка, посвященная «Кабачку», я дозвонилась Рудику, хотя это было непросто. Он сказал: «Зоя, я обязательно приду, но говорить не буду — я в очень плохом состоянии». И это было правдой. А за несколько лет до этого меня попросили устроить вечер в посольстве Польши. Тогда Рудик еще хорошо себя чувствовал, он не только пришел, но и выступил, всех порадовав.

Вы говорите, Рудика не стало 17 декабря? Именно в этот день я искала какой-то телефон и перелистывала свою записную книжку. Помню, увидев фамилию Рудин, еще задумалась: «Господи, как он там? Надо будет позвонить». А вдруг именно в этот момент он умирал? У нас с ним были хорошие отношения, поэтому меня не удивила бы связь на каком-то душевном уровне. Постараюсь дозвониться его родственникам, чтобы узнать, как можно будет попрощаться...

— Одна из последних программ Андрея Малахова «Сегодня вечером» была посвящена дуэту Александр Ширвиндт — Михаил Державин, во время которой зрители увидели, что Михаил Михайлович плохо себя чувствует.

— У него была тяжелая полостная операция, вы, наверное, заметили, что он бледный и ходит с трудом.

Вообще-то, они хотели сделать программу о «Кабачке» в целом, но пока не смогли найти участвовавших в ней певцов. Редакторы программы были у меня, взяли уникальную запись интервью с Георгием Васильевичем Зелинским. Так что выпуск, посвященный «Кабачку »13 стульев", обязательно выйдет в эфир, но, наверное, это уже будет после Нового года. Жаль только, что нас, участников программы, становится все меньше и меньше...

3698

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров