В Запорожье открыли новый зал музея ретро-техники (фото)
В этом самом молодом музее Запорожья местные жители и гости города задерживаются надолго — уж очень много здесь интересных экспонатов, которые к тому же можно потрогать, а в некоторых даже посидеть и сфотографироваться. Особенно привлекают ретро-машины представителей сильного пола: и мальчуганов, с интересом рассматривающих старинные авто, и их отцов, воспитанных на военных фильмах, и стариков, у которых при виде этой техники на глазах появляются слезы...
— Все началось в 2004 году, когда мы на нашей первой машине «Урал ЗИС-5В» впервые выехали на праздничные мероприятия 9 мая, — рассказывает «ФАКТАМ» президент ретро-клуба «Фаэтон» Дмитрий Позняк (на фото). — Один дедушка ее увидел, обнял капот и сказал: «Дорогая моя, я ж на тебе всю войну прошел!» Увидев реакцию ветеранов, мы поняли, что будем собирать коллекцию техники прошлых лет. Так появился наш автомотоклуб «Фаэтон». У некоторых членов клуба были старые «Волги», «Запорожцы», «Москвичи», мотоциклы... Стали искать авто в гаражах, мастерских, в буквальном смысле слова на «задворках».
15 февраля 2008 года, в день чествования участников боевых действий на территории других государств, публике презентовали первую выставку автомобилей из коллекции клуба. И оказалось, что технике уже тесно в старом здании. Тогда построили просторный корпус площадью свыше тысячи квадратных метров. А на днях открыли второй зал музея. Здесь можно увидеть редчайшие экспонаты — пулемет «Максим», изготовленный в 1908 году, и тачанку времен Гражданской войны.
— Самый дорогой лично для меня экспонат — пушка-«сорокапятка» (противотанковая пушка
У каждой вещи своя история. Например, первый советский серийный мотоцикл «Красный Октябрь» 1937 года выпуска: его владелец ушел на фронт, погиб, и больше никто за руль мотоцикла не садился, он так и стоял в сельском гараже.
*В одном из залов музея собрано вооружение времен Великой Отечественной войны
Есть в нашем музее и легендарная «Катюша». Эту машину 1941 года выпуска мы нашли в Херсонской области. В одном из колхозов она долгое время стояла на постаменте. В
*Так «Катюша» выглядела до реставрации
Но за полтора года смогли вернуть ее к жизни. Во всем СНГ сохранилось только девять реактивных минометов «Катюша», которые были созданы на базе отечественных грузовиков «ЗиС-6». Один из них находится у нас, в Запорожье.
— Кроме отечественных, у вас представлены и американские автомобили. Как они к вам попали?
— «Виллис» мы нашли в Украине. А два «Доджа» разыскали за границей. Такие машины в годы Великой Отечественной войны СССР получал от союзников.
Первому руководителю нашего клуба Леониду Хлевному (к сожалению, он уже ушел из жизни) удалось найти «Додж» в рабочем состоянии в Норвегии. Оттуда он его и пригнал в Запорожье. Автомобиль, имевший на своем спидометре 39 тысяч километров, самостоятельно преодолел путь через всю Европу длиною две с половиной тысячи километров! Украинские пограничники были в шоке, когда к пункту пропуска своим ходом подъехала машина, которой 60 лет: «Такого у нас никогда не было!»
*Американский «Додж», изготовленный в 1942 году, преодолел путь из Норвегии в Украину — две с половиной тысячи(!) километров
Внимание посетителей часто привлекает весело раскрашенный автомобиль.
— На самом деле, это инвалидная мотоколяска С-3А, — объясняет Дмитрий Позняк. — На такой ездили герои фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
— Ваши автомобили снимают в кино?
— Регулярно. Например, «Шевроле» был задействован в фильме про певицу Анну Герман. Мы ездили на съемки в Ялту, где снимали эпизоды фестиваля в Сан-Ремо. Наши машины появлялись в фильмах «Приказано уничтожить, или Китайская шкатулка», «Жажда», «Тишина», «На безымянной высоте», «Гагарин», в картине «Ялта-45», над которой работал сын режиссера «Неуловимых мстителей» Тигран Кеосаян.
Недавно автомотоклуб приобрел знаменитую «Чайку» (ГАЗ-13). В свое время она принадлежала последнему маршалу и предпоследнему министру обороны СССР Дмитрию Язову. Длина машины больше пяти с половиной метров. Внутри салона установлена плотная прозрачная перегородка, чтобы водитель не слышал разговоры своих высокопоставленных пассажиров... Еще одна новинка музея — желто-синяя милицейская «Волга», такие выпускали с 1959 по 1988 годы.
— Прежде чем приступить к реставрации, мы изучаем конструкцию, материалы, из которых сделана машина, — объясняет профессиональный конструктор Анатолий Баштовой (на фото). — Только потом занимаемся разборкой автомобиля. Самая простая машина состоит из четырех тысяч деталей, а более сложные имеют до 12 тысяч. На реставрацию легкового автомобиля может уйти года два. Грузовой, в зависимости от количества деталей, восстанавливаем за полгода-год.
Как рассказывают члены клуба, в личных коллекциях украинцев ретро-машины имеются, но вот широкой публике они малодоступны. Автомобильных музеев в стране нет. А спрос на них существует: за минувший год музей клуба «Фаэтон» посетили около 20 тысяч туристов возрастом от пяти до 80 лет. И не только соотечественники, но и немцы, американцы, японцы. В 2013 году здесь планируют открыть третий зал.
5421Читайте нас в Facebook