Сын Валерия Харламова: «В 13 лет у отца обнаружили порок сердца. Но дед втайне от бабушки записал его на хоккей»
Картина режиссера Николая Лебедева, снятая на студии Никиты Михалкова «ТриТэ», признана абсолютным лидером проката среди фильмов российского производства. Легендарного хоккеиста Валерия Харламова, нападающего команды ЦСКА и сборной СССР, двукратного олимпийского чемпиона и восьмикратного чемпиона мира, сыграл молодой актер Данила Козловский, а знаменитого тренера Анатолия Тарасова — народный артист России Олег Меньшиков.
Высокой похвалы фильм удостоил Президент России Владимир Путин, посетивший специальный показ.
Валерий Харламов и его жена Ирина погибли в автомобильной аварии 27 августа 1981 года, возвращаясь с дачи в Москву на своей «Волге». Ирина, сидевшая за рулем, не справилась с управлением на скользкой от дождя дороге, машину вынесло на встречную полосу, произошло столкновение с грузовиком.
О том, каким был отец, «ФАКТАМ» рассказал его сын Александр Харламов, тоже хоккеист, — продюсер и консультант фильма «Легенда № 17».
«Не раз к нам в гости приезжали Винокур, Кобзон. Сидели за столом, рассказывали анекдоты»
— Идея фильма родилась года четыре назад, — рассказывает Александр Харламов (на фото). — Была проделана большая работа, и вот он вышел на экраны! И самое главное — зрителям понравился.
— Это правда, что Данила Козловский, сыгравший роль Валерия Харламова, снимался в куртке вашего отца?
— Да, а еще ремень, цепочка у него на шее — тоже отцовские, подлинные. У меня сохранились форма отца, клюшки, старые коньки, пиджаки... Постоянно что-то о нем напоминает.
— Он погиб в 33 года — на пике славы. Интересно, а вы эту отцовскую славу ощущали?
— Мне было всего шесть лет, когда отец разбился. Трагедия произошла в конце августа, а первого сентября я как раз пошел в школу. Запомнилось, что отца везде узнавали. Он был человеком добродушным, не мог никому отказать в автографе. Был случай, когда сломалась машина, и отец поехал на тренировку в метро. В результате оказался в эпицентре внимания и из-за этого чуть не опоздал. С тех пор зарекся ездить в общественном транспорте, однако никогда не убегал ни от журналистов, ни от болельщиков. Всегда общался, у него было много друзей и товарищей.
— Читала, что он дружил с Кобзоном, Лещенко, Винокуром, Золотухиным...
— Да-да. На чемпионаты, Олимпийские игры поддержать спортсменов всегда ехали артисты. Так и познакомились. А спустя время знакомство переросло в тесную дружбу. Не раз к нам в гости приезжали Винокур, Кобзон... Сидели за столом, рассказывали анекдоты. Одним словом, было очень весело и интересно.
— А с Брежневым, большим любителем хоккея, Валерий Харламов был лично знаком?
— На этот вопрос ответить затрудняюсь. Возможно. Дружбу, конечно, не водил, но на вручении наград, думаю, рукопожатия Леонида Ильича удостаивался.
— Помните свою последнюю встречу с отцом?
— Мы с сестрой, мамой и бабушкой находились на даче. Папа приехал к нам после того, как команда улетела в Канаду, но его не включили в состав. Это стало для него большим ударом, потому что буквально накануне он был признан лучшим нападающим Европы, а кроме того, хотел участвовать именно в этом турнире, так как любил играть против канадцев, которые были сильными соперниками. Отец очень переживал, практически всю ночь не спал. А утром они с мамой уехали в Москву. У отца должна была быть тренировка. И вот случилась авария.
— По какой же причине отказали в поездке?
— Она до сих пор неизвестна. Знаю только, что отец планировал, сыграв этот турнир, заканчивать карьеру игрока и начать тренировать детскую сборную. Возможно, если бы папа тогда поехал в Канаду, остался бы жив. Хотя, конечно, сложно рассуждать гипотетически: если бы да кабы...
— Как вы узнали о гибели родителей?
— На дачу приехала милиция, и бабушке сообщили.
*Звезда советского хоккея, двукратный олимпийский и восьмикратный чемпион мира Валерий Харламов прожил всего 33 года
— Накануне у кого-то в вашей семье были тревожные предчувствия или, может, какие-то знаки судьбы?
— Знаете, родители неоднократно попадали в аварии. Были и мелкие, и серьезные, когда, например, отец с трудом восстанавливал после травмы ногу. Как показано в фильме, врачи говорили, что главное для него — хотя бы начать ходить. О том, чтобы играть в хоккей, тогда не было и речи. Но он вернулся на лед и еще играл.
Так получилось, что отец появился на свет в машине скорой помощи, в автомобиле нашел и свою смерть. Как говорится, родился на скорости и так же погиб.
— Читала, что в детстве Валерий был очень слабым ребенком.
— В 13 лет врачи обнаружили у него порок сердца. Такое осложнение дала ангина. Доктора запретили ему посещать даже школьные уроки физкультуры, но дед втайне от бабушки записал сына на хоккей — в школу ЦСКА. Хоккей моего отца закалил и, можно сказать, вылечил.
«Папа увлекался музыкой — был в курсе всех происходящих событий, даже мировых»
— Как сложились ваши с младшей сестрой судьбы после гибели родителей?
— Нас растила мамина мама. Папина мама умерла через несколько лет после его гибели.
— Она ведь была испанкой. Виртуозность игры вашего отца в некоторой степени приписывают испанскому темпераменту...
— Конечно, немаловажную роль играет характер. А так как отец наполовину испанец (а испанцы люди горячие), он был неуступчивый, взрывной, и это ему только помогало. К слову, в детстве отец со своей матерью побывал в Испании и даже несколько месяцев ходил там в местную школу.
— Эпизод в фильме, где маленький Валерий оказался с собачонкой в руках перед разъяренным быком на корриде, имел место и в жизни?
— Нет, это художественный вымысел, хотя на 90 процентов в картине все правда.
— Как познакомились ваши родители?
— Это произошло в ресторане. Мама была на дне рождения подруги, а отец зашел с друзьями. Его «Волгу» она приняла за такси, а он не сразу признался, кем является. Потом, конечно, узнала.
— Каким вам отец запомнился в быту?
— Когда мама просила его о чем-то, он всегда ей помогал — никогда не отказывал. Они очень дружно жили.
— Правда, что любимым блюдом у него были блины?
— Отец очень любил мясо.
— Чем он увлекался кроме хоккея?
— Музыкой. Был в курсе всех происходящих событий, даже мировых. Собирал виниловые диски — до сих пор они хранятся. Часто ходили с мамой на концерты. Мама, к слову, работала в музыкальной редакции «Останкино».
— Как одевался?
— С иголочки. Всегда был модным.
«Первые коньки у меня появились в три года. К шести годам я сносно катался»
— Валерий Харламов был состоятельным человеком?
— Его заработки нельзя ни в коем случае сравнивать с теми, которые сейчас в хоккее. Тогда хоккеисты получали больше, чем рабочие, но это не были баснословные деньги. Просто они имели возможность выезжать за границу, что-то привозить. Нам с сестрой отец всегда дарил игрушки: мне — машинки, сестре — куклы... У спортсменов были и определенные льготы — они могли купить что-то дефицитное без очереди. Но мы не катались как сыр в масле. Когда отцу дали квартиру, поначалу у нас были голые стены, телевизор стоял на полу...
— Отец любил машины?
— Да. Поначалу ездил на «Москвиче». А последней машиной стала «Волга».
— Правда, что Валерию Харламову предлагали переход в НХЛ и зарплату в миллион долларов?
— Предлагали. Но тогда было такое время, что, думаю, любой бы отказался. Отец же был военнообязанным, офицером Советской Армии.
— После гибели отца вам помогали его коллеги?
— Да. Больше всех — Фетисов, Касатонов, Кротов. Это дорогие мне люди. Они поддерживали и материально, и морально.
— Читала, что игроки сборной СССР, узнав в Канаде о гибели Валерия Харламова, хотели все бросить и прилететь на похороны, но им не разрешили.
— Это было невозможно, и они приняли решение выиграть турнир и посвятить победу отцу. Так и сделали. Очень сильно переживал, узнав о гибели отца, и Анатолий Тарасов — у него с папой были очень хорошие отношения. Анатолий Владимирович был личностью неординарной. К слову, создавая его образ, Олег Меньшиков неоднократно общался с его дочерью Татьяной Анатольевной Тарасовой (тренер по фигурному катанию. — Авт.). Она очень волновалась, но в результате ей все понравилось.
— Александр, вы ведь тоже сыграли в фильме эпизодическую роль...
— Это задумка режиссера Коли Лебедева. Он попросил. Я согласился. В эпизоде снялась и сестра отца Татьяна.
— К слову, хоккеистом вы стали в память об отце?
— Я не мог не любить хоккей, потому что с раннего детства меня окружало все, что с ним связано: клюшки, форма... Первые коньки у меня появились в три года. К шести годам я сносно катался. С отцом, когда ему позволяло время, мы играли в хоккей во дворе.
*Кадр из фильма «Легенда № 17»: Валерия Харламова сыграл молодой актер Данила Козловский
17333Читайте нас в Facebook