«100-летняя Мария Холина поднимает настроение всей палате: стоя на костылях, декламирует стихи и поет частушки»
«Шансов на то, что кости у человека в таком возрасте срастутся, практически никаких, но моя бабушка хотела жить»
Стоя на костылях у больничной койки, Мария Никитична Холина с выражением декламирует стихи, а затем поет замысловатые частушки. Пациентки в Донецком НИИ травматологии аплодируют ей, не скрывая слез умиления.
*Мария Никитична Холина после замены тазобедренного сустава уже передвигается по больничному коридору в сопровождении внучки Ирины, которая души не чает в своей бабушке (фото автора)
— Эта удивительно светлая женщина поднимает настроение всем нам, — говорят о
Мария Никитична всю жизнь тяжело работала, пережила оккупацию и голод. А последние десять лет перед выходом на пенсию... грузила кокс!
— Я завод восстанавливала, а затем на коксовых печах там работала, — рассказывает Мария Холина. — Это очень вредное производство, поэтому меня в 45 лет уже на пенсию отправили.
— А остальные годы своей жизни бабушка посвятила мне, — с благодарностью и любовью смотрит на Марию Никитичну ее внучка Ирина Рыковская. — Я так рада, что она снова может ходить, ведь бабушка больше всего на свете боялась стать лежачей больной.
Ирина рассказала, что 24 апреля семья торжественно отметила
— Узнав о диагнозе, я перерыла массу литературы и выяснила, что с такой травмой моя бабушка долго не проживет: не имея возможности двигаться, она за четыре-шесть месяцев умрет либо от пролежней, либо от пневмонии, вызванной застойными явлениями в легких, — делится своими переживаниями Ирина. — Шансов же на то, что кости у человека в таком возрасте срастутся, практически никаких. А она хотела жить!
Найти больницу и врача, который согласился бы сделать операцию пациентке в столь солидном возрасте, оказалось непросто.
— Нам говорили, что заменить тазобедренный сустав искусственным моей бабушке в принципе возможно, — продолжает Ирина. — Но поскольку эта операция очень дорогая (сам протез стоит недешево плюс лекарственное обеспечение), то никто особо не настаивал на оперативном вмешательстве. Да и переживет ли моя столетняя бабушка такую операцию?..
Ирина прочла, что за рубежом пациентам, возраст которых приближался к ста годам, на сегодня уже сделано порядка 600 операций по эндопротезированию, а в Украине провели всего только одну («ФАКТЫ» писали об этом в январе прошлого года). Женщина две недели обивала пороги медицинских инстанций, пока не попала к заслуженному врачу Украины, директору НИИ травматологии и ортопедии Донецкого национального медицинского института имени М. Горького Владимиру Климовицкому (он же главный врач областной клинической травматологической больницы).
«Всю жизнь боялась быть лежачей»
— Именно Владимир Гарриевич стал человеком, который взялся помочь моей бабушке, — говорит внучка долгожительницы. — Госпитализацию он организовал за 20 минут. Подготовка к операции длилась две недели. Оперировали бабулю 17 мая, а сегодня она уже ходит даже не на ходунках, а на костылях.
— Я полтора года белой завистью завидовал своему коллеге, заведующему кафедрой ортопедии и травматологии Днепропетровской медицинской академии Александру Лоскутову, который первым в Украине поставил эндопротез тазобедренного сустава
Боевой настрой человека — желание не лежать, а самостоятельно передвигаться даже в столь преклонном возрасте, по словам собеседника, — один из главных факторов для принятия решения о назначении ему такой операции. Успешно проведенную замену тазобедренного сустава столетней дончанке профессор Климовицкий считает подарком самому себе ко Дню медработника Украины.
— Меня радует тот факт, что растет количество соотечественников, которые хотят активно жить и в столетнем возрасте, — отмечает врач.— Горжусь тем, что у нас есть оборудование, которое позволяет обследовать пациентов. Ведь в таком солидном возрасте здоровье у человека далеко не идеальное, противопоказан общий наркоз, поэтому при эндопротезировании пациенту вводят наркоз в позвоночный столб, который действует лишь на нижнюю часть тела. Да и саму операцию следует провести в максимально сжатые сроки.
Марии Никитичне мы устанавливали титановый протез тазобедренного сустава, не требующий цементирования. Это не только ускоряет процесс операции, но является более безопасным, поскольку организм больного может агрессивно отреагировать на цемент. Обмен опытом с зарубежными коллегами позволил освоить методики, которые еще недавно казались нам фантастикой.
Главной наградой за проделанную работу стали для меня слова моей пациентки. Когда на второй день после операции я спросил Марию Никитичну, как она себя чувствует, то услышал в ответ: «Прекрасно!» А спустя десять дней она уже перешла с ходунков на костыли и в дальнейшем сможет передвигаться, опираясь на палочку, даже по лестнице.
— Я всю жизнь боялась быть лежачей, люблю гулять на улице, — заявила Мария Никитична, демонстративно пройдясь на костылях по коридору в сопровождении внучки.
Внучка Марии Никитичны рассказала, что ради снимка в газете бабушка попросила принести ей в больницу свое любимое платье.
— Она до сих пор обожает обновки и мечтает пережить самого старого —
Читайте нас в Facebook