«В этом садике теперь сальмонеллез никогда не выведут...»
После заражения детей сальмонеллезом в киевском детсаду № 455 (Днепровский район, улица Пражская, 31а) прошло уже 24 дня, а дошкольное заведение до сих пор закрыто. Дети заболели, поев вермишелевую запеканку — 41 малыш от трех до шести лет угодили в больницу. Количество ребятишек, которых лечили дома, доподлинно неизвестно.
Родители уже третью неделю вынуждены брать отпуска за свой счет, чтобы бегать с ослабленными детьми по поликлиникам за справками, разрешающими их чадам посещать детский коллектив. Тем временем заведующая садиком уговаривает отчаявшихся пап и мам подписать акты, в которых указано, что дети заболели... из-за несчастного случая.
Почему во время уголовного расследования инцидента, заведующую сразу не отстранили от занимаемой должности, а повар и медработник уволились по собственному желанию? И почему не организовано медицинское сопровождение переболевших детей в одном учреждении, чтобы это было удобно больным, которых надо продолжать лечить и обследовать? «ФАКТЫ» попытались найти ответы на эти и другие вопросы.
«Такое ЧП в районе, а все педиатры в амбулатории оказались в отпуске»
В Киеве за всю историю независимости Украины еще не было такой массовой вспышки сальмонеллеза в детском саду. Пока чиновники пытаются переложить ответственность друг на друга, родители пострадавших детей остались один на один со своими проблемами. Каждый вечер, собираясь в сквере недалеко от садика, мамы делятся добытой по крупицам информацией и пытаются как-то самоорганизоваться пока дети (некоторые из них все еще являются носителями заболевания) играют на площадке.
— Мы только вернулись всей семьей из отпуска, как сын заболел, — рассказала Елена Мышкина, мама пятилетнего Никиты. — Я вынуждена была на две недели оформить отпуск за свой счет, потому что на моей работе больничный никого не интересует. Наш садик закрыт, а в другой переболевших детей не берут без справки о том, что они могут посещать детский коллектив. Мне пришлось выйти на работу, теперь муж взял неделю отпуска за свой счет. Получается, что мы ничего не зарабатываем, а продолжаем тратиться на лекарства. А ведь еще надо платить за учебу старшего сына в техникуме.
С лечением вообще неразбериха. Мы в больнице не лежали — медики не забыли для подстраховки заставить меня аж дважды писать отказ от госпитализации. Но когда я пришла в нашу амбулаторию по месту жительства за справкой, оказалось, что все (!) врачи в отпуске. Такое ЧП в районе, а все педиатры и профильные врачи отдыхают. Без результатов бакпосева на сальмонеллез справку не дают, но толком узнать, куда сдавать анализы, к кому обращаться, невозможно. Нас отовсюду отфутболивают.
В детской поликлинике всех пострадавших деток принимает один-единственный инфекционист — женщина весьма почтенного возраста. Ребятишек много, они слабенькие, а их приходится водить в лечебное учреждение по жаре. Зато к персоналу садика сотрудники санэпидемстанции приезжали прямо на место работы для забора необходимых анализов.
Почему нельзя было на дверях того же садика повесить объявление для родителей: как надо действовать, какие анализы сдавать и что для этого нужно сделать? Вместо этого заведующая детсадом хамит, на вопросы не отвечает. Неужели тяжело было организовать для наших детей отдельный кабинет, например, в поликлинике, указать часы приема анализов и выдачи их результатов? Воспитательницы сидят на работе, им насчитывают зарплату, и каждая могла бы спокойно обзвонить родителей своих деток, предоставив всем информацию.
Эти вопросы «ФАКТЫ» хотели задать заведующей злосчастного детсада, но она не пожелала общаться и не ответила, отстранена или нет от выполнения обязанностей на время расследования уголовного дела по данному ЧП. Родителей возмутило, что эта женщина продолжает хозяйничать в детсаду, активно склоняет их подписать акт, в котором указывалось бы, что ребенок заболел из-за несчастного случая. Вины своей так и не признала, перед родителями не извинилась. Наоборот, считает себя жертвой обстоятельств, а родителей — назойливыми недоброжелателями, которые зачем-то пристают с неудобными вопросами.
*В закрытом детсаду № 455 на улице Пражской, 31а вот уже три недели не слышно детских голосов. Принимать малышей начнут после того, как будут готовы результаты повторных анализов персонала этого дошкольного заведения
— Многие родители даже не знают, куда им обращаться, ведь есть детки, у которых, несмотря на лечение антибиотиками, в повторных анализах все равно высеивается возбудитель сальмонеллы, — присоединяется к разговору Виктория Унова, бабушка пятилетней Ники Божко, а теперь глава инициативной группы родителей заболевших детей. — В очереди к инфекционисту сидят и выздоровевшие, и носители инфекции. При этом лекарство, которое им выписывают, недешевое — одна бутылочка стоит 400 гривен.
Но хуже всего, что этот препарат уже полгода не поступает в аптеки. Врач выписывает другое, но сразу же предупреждает, что оно неэффективно. Зачем такое лечение? После него придется опять сдавать бакпосев, и уже не бесплатно — стоит такой анализ 400 гривен. Кто это будет оплачивать?
Есть мамы, не доверяющие результатам обследований в государственных лабораториях. Утверждают, что к их ребенку и к забору анализов отнеслись формально, пришлось обратиться в частные лаборатории. Потому что хотят вылечить своих детей «не для галочки». Теперь наши малыши должны в течение полугода стоять на учете у инфекциониста, и неизвестно, чем обернется эта болячка в дальнейшем.
«Высота запеканки с курятиной вместо четырех сантиметров была 10, потому и не пропеклась»
С накопившимися вопросами 27 родителей пострадавших детей обратились с заявлениями в Днепровскую райгосадминистрацию.
— Мы просим срочно организовать для наших детей возможность обследоваться в нормальном режиме, — пояснила Виктория Унова. — Получить необходимое лечение, лекарства, а тем, кто выздоровел, — справки на посещение дошкольного заведения. Почему-то не созданы карантинные сводные группы, где ребятки могли бы находиться, пока родители работают. Также мы добиваемся справедливого наказания для заведующей детсадом и тех, кто допустил такую ситуацию. Эти сотрудники не должны травить детей в других дошкольных учреждениях.
Не по нашей вине детям теперь необходимо долго лечиться и оздоравливаться. Поэтому мы требуем путевки либо денежную компенсацию, чтобы родители изыскали возможность вывезти своих малышей в санаторий. А тем, кто не хочет оздоравливать ребенка, нужно предоставить возможность бесплатного посещения детсада. Мы ведь не требуем чего-то нереального.
*Родители зараженных сальмонеллезом деток обратились с заявлениями в Днепровскую райгосадминистрацию, требуя наказать тех, кто допустил подобную ситуацию. Чиновники пока отмалчиваются...
Пока чиновники не спешат услышать родителей. И те обратились за помощью к журналистам.
В Деснянской районной санэпидстанции на официальный запрос «ФАКТОВ» ответили: лабораторным путем сальмонеллез обнаружили в пробе вермишелевой запеканки с мясом курицы, а также в пробе сырого куриного яйца. 18 июня в садике было 117 детей. В больницу попал 41 ребенок, родители двоих от госпитализации отказались. У 38 человек (в том числе у воспитательницы и кладовщицы) диагностирован сальмонеллез. Сколько ребят лечились дома и от чего — от отравления или тоже от сальмонеллеза, неизвестно.
Работники пищеблока грубо нарушили технологию приготовления блюда и температурного режима. Проще говоря, высота запеканки должна быть четыре сантиметра, а ее сделали высотой 10 сантиметров. Вот она и не пропеклась.
По данным районной санэпидстанции, к 21 июня в детсаду провели дезинфекцию, организовали медицинский осмотр врачами-инфекционистами «Консультативно-диагностического центра» контактных детей и отдельно взрослых, установили медицинское наблюдение за ними на протяжении семи дней.
— Мне ни разу не позвонили ни из санэпидстанции, ни из поликлиники, хотя мой ребенок был в списке детей, посещавших садик в день отравления, — рассказала Лариса Фазыныч, мама шестилетнего Саши, уверенная, что если бы персонал дошкольного учреждения не скрывал до последнего вспышку инфекции, то ее сына начали бы лечить сразу же, а не на четвертые сутки, из-за чего мальчик тяжелее перенес заболевание.
— Саша пообедал в садике 18 июня, и после этого его забрал папа — они собирались ехать на Полтавщину к родственникам, — вспоминает Лариса Фазыныч. — Дорога заняла пять часов, поэтому, когда вечером сына стало подташнивать, муж решил, что ребенка укачало. Но утром Сашу продолжило мутить. Муж подумал, что мальчик чем-то отравился, и дал ему атоксил. А ведь у сына был «железный желудок», он с полутора лет летает с нами в самолетах, и его никогда не укачивало.
После лекарства ребенку на какое-то время стало лучше. В это время я в Киеве случайно увидела мамочек из нашего садика, которые собрались в сквере, что-то возбужденно обсуждая. От них узнала, что в детсаду, оказывается, было массовое отравление. Знакомые медики по секрету сказали: у четырех госпитализированных малышей высеяли сальмонеллез. Вот тогда-то я срочно позвонила мужу, чтобы Сашу немедленно отвезли в районную больницу. Там нашего мальчика сразу же положили в инфекционное отделение и отнеслись очень внимательно. Анализ показал сальмонеллез. Ребенок провел в больнице две недели, из которых 13 дней ему ставили капельницы! Пришлось пить антибиотики и массу других лекарств, шесть раз повторять анализы, которые, наконец, показали, что ребенок здоров.
Теперь в течение полугода сыну нельзя употреблять молочные продукты, ягоды и фрукты. До конца лета он вынужден есть только геркулесовый суп, сухари и отварное домашнее мясо. Вот так наш ребенок «оздоровился» перед первым классом. В садик я его больше не пущу. Потому что в это заведение могут пойти дети, которых недолечили. Я разговаривала с пятью родителями, которые лечили своих детей дома, и сами «прихворали». Где гарантия, что они не являются носителями болезни? Ведь никто их не проверял! С таким подходом в этом садике теперь сальмонеллез никогда не выведут. Хорошо, что мы отдаем ребенка в гимназию, где не будет ни одного ребенка из садика № 455!
Повар, старшая медсестра и заведующая детсадом уволены по собственному желанию, хотя расследование еще не закончилось
Когда стало известно, что у детей обнаружен сальмонеллез, было открыто уголовное производство по статье «Ненадлежащее выполнение профессиональных или служебных обязанностей по охране жизни и здоровья детей».
— В садике работала совместная комиссия, и по результатам ее расследования были уволены повар, старшая медсестра и заведующая, — сообщила начальник отдела дошкольного воспитания департамента образования и науки, молодежи и спорта Киевской горгосадминистрации Наталия Ризенчук.
— Знаю, что они уволились по собственному желанию, хотя расследование уголовного дела еще не завершилось.
— Если их вина будет доказана, они будут привлечены к наказанию по закону. У правоохранителей есть вопросы и к поставщикам курятины — «Березанской птицефабрике».
— Наталия Владимировна, родителей больше всего интересует, когда откроют садик?
— Этот вопрос в компетенции специалистов санэпидстанции.
— К сожалению, специалисты районной санэпидстанции уходят от личного общения с журналистами, а в письменном виде отвечают не на все вопросы.
— Насколько мне известно, детсад готов принимать детей, на днях будут готовы результаты повторных анализов персонала, и можно будет принимать решение о его открытии.
— В пищеблоке будет сделан ремонт?
— Там заменили кухонные столы, доски для готовой и сырой продукции, термометры для холодильников и частично кухонную посуду. Проведены санитарная очистка помещения и необходимые карантинные мероприятия.
— Родители возмущены тем, что никто не организовал временные группы для выздоровевших детей. Почему этого не сделали?
— Детей готов принять детсад № 675 по улице Пражской, 20. Но только тех, у кого есть справки о том, что им разрешено посещать детский коллектив.
— Как раз эти-то справки получить очень сложно, ведь врачи в отпусках. Почему не организовали для родителей пострадавших ребятишек возможность без очередей и проблем пройти медобследование и стать на учет к инфекционисту?
— Этот вопрос тоже к медикам. Хотя, по-моему, они сработали прекрасно, даже подстраховались — положили в больницу больше детей, чем было необходимо.
Медики, в свою очередь, обижаются, что их делают крайними.
— Почему всегда во всем виновата санэпидстанция? — возмутилась заместитель главного врача Днепровской районной санэпидстанции Наталья Цимбалюк. — Мы последние две недели почти не спим, только этим случаем и занимаемся.
— Тогда почему родители не знают, куда им обращаться, как дальше лечить детей?
— Переболевшие сальмонеллезом дети и взрослые должны встать на диспансерный учет к врачу-инфекционисту в своем территориальном лечебном учреждении. Там они и проходят все обследования. При чем тут санэпидстанция?
— При том, что именно она следит за эпидемиологической ситуацией, она и должна была организовать нормальное обследование всех детей.
— Мы контролируем объекты, а не детей! А ребят организовывать должно было управление образования. Мы обращались к ним в устной форме и предлагали организованно провести обследование. Но чиновники не отреагировали.
Что ж, видимо, правы те мамы, которые обратились в частные лаборатории, чтобы выяснить реальное состояние здоровья своих детей. Вот только не у всех родителей переболевших малышей есть на это средства.
По словам Натальи Ризенчук, сейчас продолжается проверка организации питания во всех столичных дошкольных заведениях. Из 478 детских садов и 84 школ-детсадов проверили уже 433. Остальные пока закрыты на ремонт. Существенных претензий у проверяющих нет. Хотя было объявлено 15 выговоров ответственным работникам, трех директоров оштрафовали. А к сентябрю переаттестацию пройдут кладовщики, повара и медсестры всех детских садиков.
— Сейчас родители не могут самостоятельно проверить чистоту пищеблока и качество продуктов, потому что санитарные нормы запрещают вход на территорию кухни посторонним, — сказала Наталья Ризенчук. — Однако те, кто хочет контролировать качество питания в детском заведении, вправе обращаться с заявлением в управление образования, и на основании жалобы контролирующие органы проведут проверку.
Фото автора
6852Читайте нас в Facebook