Богдан Лапка: «Когда я забил гол вратарю московского „Спартака“, трибуны взорвались аплодисментами»
Украинскую команду на соревнованиях узнать было легко. Тринадцать излечившихся от онкологических заболеваний детей из Киева, Львова, Волыни и других регионов были одеты в национальные костюмы — шаровары и вышиванки. Ребята боролись за звание чемпионов в шести видах спорта: плавании, легкой атлетике, стрельбе, теннисе, мини-футболе и шахматах, однако еще раньше каждый из участников уже одержал самую важную в жизни победу — над болью, страхом, тяжелой болезнью. Недавно дети вернулись домой — счастливые, вдохновленные. Из Москвы ребята привезли много положительных эмоций, а также двенадцать медалей: три золотых, пять серебряных и четыре бронзовых.
*Из Москвы наши ребята привезли двенадцать медалей: три золотых, пять серебряных и четыре бронзовых
Один из юных чемпионов — девятилетний Богдан Лапка из Луцка — в необычных детских соревнованиях участвовал впервые. Но мальчишка не растерялся и смог завоевать сразу две награды: приз зрительских симпатий и золотую медаль в турнире по футболу. Пять лет назад мальчику поставили страшный диагноз — лимфома Беркитта (агрессивное заболевание высокой степени злокачественности). За жизнь Богдана полгода боролись лучшие столичные онкологи.
— Я говорила: «Богданчик, у тебя в животе живет маленький монстрик. Чтобы его убить, нужно выпить лекарство», — вспоминает мама мальчика Ольга Лапка. — И сын терпел, принимал неприятные на вкус и запах препараты. Богдан выдержал шесть блоков химиотерапии, тринадцать спинномозговых пункций, наркозы, около 25 вливаний донорской крови. Рассказываю это — и не верится, что все позади. Сейчас сын вернулся к нормальной жизни: ходит в школу, общается с друзьями, катается на велосипеде.
— К сожалению, бытует мнение, что от рака не излечиваются, — говорит президент Всеукраинского благотворительного фонда «Запорука» Наталья Онипко. — Но это не так, болезнь победить можно. С каждым годом все больше детей выздоравливают, и именно спорт помогает им вернуться к обычной жизни. Для нас самая большая награда — видеть улыбки детей, еще недавно лежавших в больничных палатах под капельницами. Ребята, которым было очень трудно, сейчас бегают, прыгают, получают медали.
— Когда я ехал на соревнования, решил, что для меня главное не победа, а участие, — рассказывает Богдан Лапка. — Конечно, родители переживали, папа отправился в Москву вместе со мной. Во время соревнования по футболу он так болел за нашу команду, что даже голос сорвал. А когда матч закончился, на поле вышли футболисты московского «Спартака» и провели для всех ребят мастер-класс. Желающих научиться разгадывать хитрости соперника, а также бить пенальти было очень много, правда, профессиональный вратарь не поддавался и ловил наши мячи. Знаете, как обрадовались болельщики, волонтеры и зрители, увидев, что мне удалось забить гол именитому профессионалу?! Когда мяч оказался в воротах, трибуны просто взорвались аплодисментами. Было слышно: «Молодец! Браво, Украина!» Я вначале даже не понял, что случилось. Видимо, удар мяча в верхний угол ворот был очень сильный, и вратарь не успел на него среагировать. Я очень рад, что смог поехать на игры. Это были счастливые три дня в моей жизни. Теперь начну тренироваться активнее, чтобы в следующем году выступить еще лучше.
*«После победного матча мы вместе с папой написали маме sms-ку, что едем домой с медалью и грамотой», — говорит Богдан Лапка
Одной из участниц нынешних соревнований была и восьмилетняя София Булгак из Запорожской области. Три года назад девочка приехала на лечение в детское отделение Национального института рака. У Софийки был очень серьезный диагноз — рак почки (нефробластома) четвертой стадии с метастазами в легкие. Вместе со своей семьей целый год между курсами химиотерапии Соня жила на «Даче» (так ласково маленькие пациенты называют центр, который четыре года назад открыл для онкобольных детей Всеукраинский благотворительный фонд «Запорука»). Позади 13 химий, операция по удалению почки и надпочечника, метастазов из левого легкого.
— Эту маленькую девочку с большими голубыми глазами мы все полюбили и очень переживали, как сложится ее судьба, — говорит Наталья Онипко. — Софийка мужественно переносила сеансы химиотерапии, а когда чувствовала себя лучше, участвовала в наших акциях, рисовала и подписывала праздничные открытки спонсорам. Она почти стала «хозяйкой Дачи». Все радовались, когда Соня закончила лечение, и в то же время грустили, ведь наша подопечная уехала домой.
Сейчас главная победа у девочки уже позади — она вылечилась. В этом году Соня окончила второй класс и решила поучаствовать в играх победителей. На соревнования такие ребята обычно едут с кем-то из родителей, ведь общую победу так радостно отмечать вместе. Софийка была с мамой Надеждой.
— Я выбрала стрельбу из пневматической винтовки, настольный теннис и шахматы, — рассказывает София Булгак. — Очень расстроилась, что не выиграла медаль, ведь в состязании по стрельбе у меня из 50 выстрелов было 48 попаданий «в десятку». Мама даже в шутку сказала, мол, я «острелялась», как снайпер. В этом виде спорта мальчики и девочки соревновались отдельно, нас также разделили на подгруппы по возрасту, чтобы все было по-честному. Но награды получили только те, кто попал не просто «в десятку», а в самый центр. Соперницы у меня были серьезные. Оказывается, многие участницы упорно тренировались дома, стреляя в тире или сбивая тарелки из духового ружья.
— Что тебе еще запомнилось на играх?
— Городок развлечений. Там всегда было много людей. И если мальчишек нельзя было оторвать от огромного батута, то мне нравилось участвовать в игре «Сумасшедшая наука», где мы проводили разные эксперименты с помощью всевозможных реактивов. Например, разрисовывали футболки специальными чернилами, которые потом исчезали, и одежда снова становилась чистой. Еще в городке развлечений я научилась варить мыло, делать оригами и фигурки из карамели. Потом еще долго не хотела есть леденцы — такие красивые получились.
— Мне понравилось представлять свою страну на играх, общаться с мальчишками из Польши, Болгарии, Германии, даже несмотря на то, что мы говорили на разных языках, — улыбается Богдан. — Очень интересно было играть вместе в футбол. Правда, возникали и курьезы. В нашей команде нападающие так волновались, что пару раз пытались забить гол в свои ворота. Если не получалось играть ногами, в ход иногда шли руки. Судья в таком случае останавливал игру, но с поля никого не удалял. Я играл, не жалея сил. Думаю, другие мальчишки тоже. Сложнее всего было бить угловые и штрафные. Боялся случайно ударить или толкнуть кого-то из соперников, чтобы не сделать им больно.
— Мы все болели за нашу команду, — вспоминает куратор группы, менеджер проектов Всеукраинского благотворительного фонда «Запорука» Оксана Атаманюк. — Переживали за каждую десятую долю секунды в спортивных результатах ребят. Часто утешали плачущих участников, которые совсем немного не дотянули до медали: «Не расстраивайся, через год снова будут игры».
— На состязания в Москву мог поехать любой ребенок или был какой-то дополнительный отбор?
— Мы предложили всем ребятам в возрасте до 16 лет прислать заявки в наш фонд, — поясняет Оксана. — Набрался полный «комплект». Спортсмен или его родители должны были предоставить справку-подтверждение, что у ребенка был онкодиагноз, и документ-разрешение на занятия спортом. Основную часть расходов взяла на себя принимающая сторона, а наш фонд обеспечил команду билетами до Москвы и обратно, страховками.
Первую олимпиаду для детей, перенесших онкозаболевания, провели в Варшаве в 2007 году. А с
— Уже в первый день нашим ребятам пришлось проявить всю свою силу, стойкость и выносливость, — говорит Оксана Атаманюк. — Сразу после торжественного открытия и концерта начались соревнования по легкой атлетике и настольному теннису. Приятно было услышать со сцены слова поддержки от известных артистов и спортсменов. Например, олимпийская чемпионка 2006 года по фигурному катанию Татьяна Навка объяснила ребятам, что они в чем-то даже «круче» олимпийских чемпионов, ведь «своим примером доказали себе, друзьям и родным: возможно все». Для некоторых детей эта поездка была первым опытом больших соревнований. А другие уже показали себя как перспективные спортсмены — ведь наша страна участвовала в играх победителей уже в четвертый раз. Например, прошлогодний участник игр Александр Борячек в этот раз ехал в Москву в качестве волонтера фонда. Несколько лет назад Саша закончил лечение злокачественной опухоли — лимфомы Ходжкина. Сейчас ему 17 лет, он учится в колледже, хочет стать программистом.
Для тех, кто еще проходит курс лечения, волонтеры фонда выложили в интернете в социальных сетях фотографии ребят с соревнований в Москве. Главный месседж: не терять надежду на выздоровление, диагноз рак — не приговор.
— Очень обидно, что многие до сих пор считают, что помогать онкобольным детям незачем, мол, они все равно не выживут, — говорит Наталья Онипко. — Даже мамы иногда отказываются от лечения, считая, что ребенку это причинит еще большие страдания. В таких случаях приходится долго объяснять, чтобы люди поняли: лечение необходимо. И в идеале оно должно проводиться в комплексе с реабилитацией. В западных странах все именно так. Ребенку и его родителям в перерывах между процедурами химии и после окончания лечения предлагают пожить в специальном центре, где с пациентами онкоотделений работают физиотерапевты, квалифицированные психологи. Это очень важно, ведь у ребят во время болезни появляются большие психологические проблемы. Они подолгу лежат в больнице, после лечения не меньше года находятся дома на индивидуальном обучении. Поэтому, когда возвращаются в школу, попадают в другой мир. Часто бывшие пациенты не могут найти общий язык со сверстниками, боятся или стесняются выходить на улицу по той простой причине, что у них после химиотерапии нет волос...
— В нашей стране реабилитация для онкобольных детей практически отсутствует. Фонды в основном стараются обеспечить пациентов необходимым лечением, помочь достать дорогостоящие медикаменты, расходные материалы и аппаратуру...
— Да, эта проблема стоит очень остро, — продолжает Наталья Онипко. — Дети, которые прошли тяжелое лечение и перенесли ампутацию руки или ноги, чувствуют себя ущербными. И таким ребятам просто необходима дальнейшая реабилитация с психологом. Не говоря уже о том, что консультации нужны еще до проведения операции. На нашей памяти был случай, когда парень-подросток отказался от операции по ампутации руки, побоявшись жить инвалидом. К сожалению, ребенка вскоре не стало. Ни родителей, ни подростка грамотно психологически подготовить к такому событию было некому. К примеру, еще в 2004 году в Институте рака работал лишь один воспитатель. Маленькие пациенты сидели каждый в своей комнате и практически не общались.
Сегодня там работают воспитатель, два психолога и два врача-реабилитолога нашего фонда. Все эти люди постоянно находятся в детском отделении института. Психологи проводят с детьми занятия, играют, рисуют. Потом специалисты интерпретируют рисунки, делают выводы о состоянии ребенка, эмоциях, которые он переживает по отношению к болезни, родителям, врачу. Пациенты в процессе лечения накапливают много негативных эмоций, ведь им приходится терпеть различные медицинские процедуры. Поэтому такие дети часто бывают либо очень замкнутыми, либо, наоборот, агрессивными и навязчивыми. Наши психологи помогают им выйти из этого состояния.
У медиков даже существует термин «больничный синдром». У человека возникают апатия, потеря аппетита, он часто плачет, чувствует полный упадок сил и, как итог, появляется сильнейшая депрессия. Приобретают синдром и маленькие пациенты, месяцами находящиеся в условиях стационара, и их родители, пропускающие через себя страдания своего ребенка. К детям теперь приходят клоуны. Обученные волонтеры устраивают импровизированные представления, надувают воздушные шарики, пускают мыльные пузыри. То есть, всячески пытаются отвлечь и развлечь ребят. Нужно только видеть этот радостный переполох и сияющие лица малышей, которые еще час назад были такие грустные и бледные.
— Когда-то мне самому нужна была поддержка, а теперь помогаю тем, кто сейчас проходит лечение, — говорит волонтер Всеукраинского благотворительного фонда «Запорука», бывший пациент Института рака Александр Борячек (на фото). — Вместе с другими ребятами, победившими болезнь, я посещаю детей из онкоотделений. Рассказываю, что тоже лечился от рака лимфатических узлов, терпел бесконечные уколы и капельницы, курсы химиотерапии. Когда врачи по несколько месяцев не разрешали мне выходить на улицу, единственным моим развлечением были альбом и фломастеры. Играть в футбол и заниматься другими активными видами спорта мне запрещали. Но я верил, что вылечусь, стану программистом и буду работать в благотворительном фонде. И все это сбывается. Два года подряд я участвовал в играх победителей в Москве. Сейчас об этом напоминают две серебряные медали по футболу.
В прошлом году по возвращении из Москвы я вместе с другими участниками общался с родителями и маленькими пациентами онкоотделения Института рака. Глаза ребят горели, когда они слушали наши истории и рассматривали фотографии, а взрослые радовались нашим успехам. После таких встреч родители и врачи нам говорят, что у детей меняется настроение, а новые позитивные эмоции влияют даже на показатели анализов — они улучшаются.
2579Читайте нас в Facebook