«В Чехии при добросовестном ведении бизнеса вероятность налоговой проверки фирмы составляет один раз в... 170 лет»
Почти каждый второй украинец, по данным опроса компании Research & Branding Group, мечтает переехать жить за границу. У желающих эмигрировать разные цели и планы, но все они объединены желанием жить лучше. Бесспорно, лучшую жизнь приятнее и правильнее строить на родине. Но для тех, кто все же решился на этот сложный шаг, «ФАКТЫ» публикуют серию материалов о способах выехать, найти себя и справиться с трудностями жизни в чужой стране.
Ежеквартально эксперты Европейской бизнес ассоциации (ЕБА), куда входят многие руководители иностранных фирм, работающих в Украине, составляют рейтинг инвестиционной привлекательности нашей страны. К сожалению, в последнее время он остается стабильно неблагоприятным. По мнению бизнесменов, такая оценка является следствием прессинга на них и коррупции в госорганах. При этом один из международных инвесторов сказал: «Бизнесмены требуют стабильности, которой в Украине нет. Лучше плохо, чем неизвестно что. Ведь каждая ошибка стоит нам денег». Данную точку зрения наверняка разделяют и многие представители отечественного малого и среднего бизнеса. В поисках стабильности и достойных условий ведения предпринимательской деятельности они нередко отправляются за рубеж.
«Справку о несудимости мы получили в Праге за пять минут, а в Киеве на это ушло около двух недель»
Дизайнер Андрей, владеющий рекламным агентством, бывший киевлянин, а ныне житель Праги, перевел свой бизнес в Чехию пять лет назад — в 2008 году, как раз за пару месяцев до того, как в мире грянул экономический кризис.
— Мы с супругой давно хотели поработать за рубежом, но все никак не могли решить, где именно, — вспоминает Андрей. — Однажды сотрудник моего рекламного агентства рассказал, что его приятель-программист работал в Праге, недавно вернулся в Украину и сетует, что не продлил контракт. Тогда-то я и загорелся Чехией. Мы с женой купили туристическую путевку, приехали в Прагу и, отказавшись от экскурсий, отправились на переговоры с местным жителем, который помог нам с супругой зарегистрировать свою фирму. Так я стал в Чехии юридическим лицом, что давало право претендовать на долгосрочную предпринимательскую визу.
— Как долго длилась процедура регистрации?
— Главное — заранее подготовить все необходимые документы. Подписание устава фирмы у нотариуса заняло около получаса, еще столько же — поход в банк и внесение средств на счет уставного фонда. Кроме того, для регистрации потребовались справки о несудимости. Не считая стояния в очереди, на ее получение мы потратили ровно пять минут, а в Украине аналогичный документ оформляли недели две. Знаете, в Чехии эта справка выглядит очень просто — напечатанный на принтере листик бумаги с печатью, наша же является ну очень солидным документом с водяными знаками. Кстати, в Чехии, чтобы сделать печать предприятия, не нужны никакие разрешения: просто приходишь в фирму, показываешь эскиз, а часа через два забираешь готовую печать, и все. Для нас, как и для многих украинцев, это было настоящим шоком. Оформлять разрешительные документы в Чехии намного проще, чем в нашей стране. Например, у них существует документ, название которого я бы перевел как «честное пионерское». Приходишь в какое-то ведомство, и у тебя спрашивают, скажем, имеешь ли ты задолженность по социальным платежам. Говоришь «Нет», ставишь подпись — и документ готов. Фантастика!
Для регистрации своей компании также обязателен договор аренды помещения — юридический адрес фирмы. Офис мы искали нетрадиционно: зашли в ближайшее агентство недвижимости и попросили отметить на карте самые… плохие районы города (смеется). Поехали в тот, который назывался «Черный мост». Ожидали увидеть что-то ужасное, но оказались в приятном и чистом районе с разноцветными панельными домиками…
Еще один важный момент — выбор названия фирмы. Чтобы узнать, не совпадает ли выбранное тобой с уже кому-то принадлежащим, зарегистрированным названием, нужно зайти на специальный сайт, где содержится информация обо всех фирмах, их учредителях, сферах и видах деятельности.
«Я не знаю, как выглядят чешские пожарные инспекторы или представители санэпидемстанции»
— После того как все справки собраны, — продолжает Андрей, — документы относят в Торговый суд, который непосредственно занимается регистрацией предприятия. В течение одной-двух недель он рассматривает заявку и затем по почте присылает уведомление об окончании процедуры регистрации. Вернувшись в Киев, мы подали документы в посольство и через четыре месяца получили долгосрочные предпринимательские визы.
— И как вам работалось в кризисной Чехии?
— То были непростые времена. Мои украинские клиенты почти все «полопались», а чешские еще не успели появиться. Деньги закончились, и мы с женой начали подрабатывать. Бывали дни, когда я, проехав через полгорода, радовался работе за десять долларов. Но со временем дело сдвинулось с мертвой точки. Уже три года мы хоть и потихоньку, но поднимаемся вверх, появилась возможность принять на работу нескольких дизайнеров. Хотя, например, в Испании, куда мы хотим переехать, вести бизнес проще, чем здесь.
— Неужели чехи замучили вас постоянными проверками?
— Нет, здесь этим не злоупотребляют. Если компания честно платит все налоги, то вероятность проверки составляет один раз в… 170 лет. Я не знаю, как выглядят чешские пожарные инспекторы или представители санэпидемстанции. Возможно, в крупных компаниях бывает и по-другому, но, думаю, что для нас визит налоговой может быть связан только со встречной проверкой. Мы, к примеру, каждый квартал платим налог на добавленную стоимость. При этом важно ни на один день не задерживать платеж, иначе фирму могут, что называется, взять на карандаш. Да и инспектируют здесь не так, как в Украине. Никаких «маски-шоу»! Заранее предупреждают письмом и приезжают тогда, когда это удобно фирме, а не налоговой.
— Андрей, что бы вы посоветовали тем, кто только собирается организовывать свой бизнес за рубежом?
— Во-первых, следует проштудировать интернет-форумы и блоги, посвященные стране, в которую вы собираетесь ехать. Именно в Сети можно найти море полезной информации, которой с вами не поделится ни один консультант. Во-вторых, конечно, нужно учить язык. В-третьих, — создать хороший сайт своей фирмы, чтобы потом не тратить на это ни времени, ни денег. А последний совет — опасаться мошенников, особенно из русскоязычной среды. Нам с женой только чудом удалось спасти деньги, которые мы планировали вложить в недвижимость.
А дело было так. Познакомились с бывшей гражданкой Казахстана, которая работает в Праге риэлтором. Подружились, ходили друг к другу в гости. От нее и узнали о новом проекте, дающем возможность по хорошей цене приобрести недвижимость. Вложили все, что на тот момент имели. Но, еще весьма посредственно владея чешским языком, подписали, как оказалось, кабальный договор. Когда же поняли это и решили его расторгнуть, наша «подруга» сказала: «Все, поезд ушел. Всем большой привет! Ничего личного, это — бизнес». Благо, вскоре мы узнали, что строительство закрыли, и, обратившись к адвокату, все же сумели вернуть свои деньги.
«В США свой бизнес можно зарегистрировать через интернет, а в Израиле необходимо найти местного компаньона»
В странах Евросоюза законодательства, регламентирующие вопросы организации бизнеса, во многом схожи. Например, Германия очень заинтересована в открытии фирм с иностранным капиталом. Ведь такие предприятия не только создают новые рабочие места, но и обогащают страну новыми бизнес-идеями.
— В настоящее время наша экономика считается одной из самых стабильных в мире, — поведал «ФАКТАМ» делегат немецкой экономики в Украине Александер Маркус. — Мы хорошо понимаем, что большая часть положительной динамики в Германии исходит от фирм с иностранным капиталом. При этом бизнес в нашей стране получает еще и максимальную защиту. Возможно, в каких-то других странах открыть фирму легче, чем у нас. Германия не заинтересована в создании большого количества фирм-однодневок, поскольку это плохо влияет на бизнес-среду. Зато мы стараемся обеспечить достойную защиту бизнеса от мошенничества, что является немаловажным фактором для успешного ведения предпринимательской деятельности. Сейчас у нас идет полемика, стоит или не стоит снижать минимальный размер уставного капитала для создания обществ с ограниченной ответственностью, который на сегодняшний день составляет 25 тысяч евро. Многие выступают против снижения. Дополнительный оборотный капитал должен поступать достаточно быстро.
— Что нужно для открытия бизнеса в Германии?
— Прежде всего требуется хорошая бизнес-идея. Ведь рынки в Западной Европе отличаются от восточноевропейских. Для открытия бизнеса в Германии выбирают, как правило, правовую форму «ГмбХ» (GmbH), то есть «Общество с ограниченной ответственностью». При регистрации на банковский счет надо внести половину минимального уставного фонда, а остальную сумму можно вносить в форме других ценностей, например оборудованием. Для регистрации ООО нужен адрес внутри страны, поэтому иностранец должен арендовать какой-либо офис. Однако для начинающих предпринимателей у нас есть много бизнес-парков. Они помогают иностранцам в вопросе размещения их бизнеса. Хорошо бы начинающему предпринимателю иметь бизнес-план, чтобы те учреждения, которые хотят помочь, могли убедиться в серьезности проекта.
Кстати, кроме бизнес-парков, есть много других структур, которые готовы содействовать «стартапам», как называют начинающих предпринимателей. За первичными консультациями можно обратиться и к нам — в Делегацию немецкой экономики в Киеве: ул. Пушкинская, 34; электронная почта — [email protected], почтовый индекс — 1 004.
Чтобы зарегистрировать фирму, бизнесмену-иностранцу нужна деловая виза. Зарегистрировать предприятие с туристической или гостевой визой нельзя, это является нарушением визового режима — когда заявленная при оформлении въездных документов цель не соответствует действительности. Если же иностранный предприниматель не только является учредителем, но и планирует сам управлять фирмой, ему требуется разрешение на пребывание в Германии. Таковое выдается при наличии особенного экономического интереса для данного региона от ведения такого бизнеса. Так, раньше минимальными требованиями были создание пяти рабочих мест и инвестиции в объеме 250 тысяч евро, однако на сегодняшний день эти нормы отменены.
— Существуют ли какие-либо льготы для предпринимателей-иностранцев?
— Нет, но оказываются различные виды поддержки. Предоставление преференций определенным группам предприятий не соответствует нашему пониманию конкурентного права. Поэтому содействие оказывают всем, кто инвестирует, не разделяя предприятия на свои и чужие.
Эксперты уверяют, что в странах Евросоюза отношение к малому и среднему бизнесу крайне благоприятное. Там регистрация частного бизнеса происходит без лишней волокиты и бюрократических проволочек. Франция, Германия и Испания охотно принимают предпринимателей из-за рубежа, а в США частный бизнес и вовсе можно зарегистрировать в режиме онлайн, причем даже не обязательно находиться на территории этой страны. Иная ситуация в Израиле. Там организация собственного дела должна начинаться с поиска… местного компаньона, поскольку одним из требований национального законодательства является обязательное участие в бизнесе гражданина этого государства. Процедура регистрации длится, как правило, не больше месяца. Все необходимые переговоры, а также подача документов в налоговые инстанции ложится на плечи гражданина Израиля, согласившегося вести с иностранцем совместный бизнес. А вот в подписании документов о регистрации фирмы должны принимать участие оба компаньона.
Общая ставка налогообложения в Израиле — 30,5 процента, налог на добавленную стоимость — 16 процентов. Правда, для инвесторов, не являющихся гражданами страны, предусмотрен ряд преференций. Например льготный способ начисления амортизации на оборудование в некоторых сферах деятельности — сельском хозяйстве, пищевой промышленности. Наибольшей привлекательностью для инвесторов обладают все то же сельское хозяйство, а также высокие технологии, системы безопасности. В данных сферах «работают» государственные дотации и гарантии. Так, госфинансирование исследований и научно-технических разработок может покрывать до 50 процентов их стоимости. Но чтобы иметь право на льготы, компания, в первую очередь, должна быть зарегистрирована в Израиле. Когда же речь идет о трудоустройстве или повышении квалификации репатриантов, предприятия имеют право на субсидию от Министерства абсорбции. Власти также поддерживают создание новых рабочих мест в отдаленных от центра районах Израиля. К примеру, чтобы фирма не была убыточной, ее работнику государство может платить до 4500 шекелей в месяц (немногим более 1100 долларов. — Ред.). Помогает государство и компаниям, которые нанимают работников из особых групп населения, например инвалидов или одиноких родителей.
12236Читайте нас в Facebook