Тамара Труханович: «Ткани для своих нарядов Людмила Зыкина привозила из-за границы, а бисером часто их расшивала сама»
Модные показы уже не за горами. Дизайнеры готовятся представить на суд взыскательной публики свои последние коллекции. В советское время имена отечественных модельеров не были широко известны. Даже тех, кто шил на заказ для кремлевской элиты и знаменитых артистов. Каким бы сногсшибательным ни было платье, имя его создателя на бирке не афишировалось. Шедевр портновского искусства ассоциировался не с именем мастера, а с именем дамы, которая носила наряд.
О моде в правительственных кругах «ФАКТАМ» рассказала Тамара Труханович, художник-модельер закрытого кремлевского ателье, которое в советское время обслуживало партийную элиту.
— В этом ателье я проработала более тридцати лет, — вспоминает Тамара Труханович. — Пришла туда в 1971 году. У нас обслуживались правительственная элита и члены их семей... Особенно горячая пора наступала накануне сессий Верховного Совета и съездов. Я специализировалась на одежде для женщин. На правительственном спецателье не было вывески, и рассказывать о его существовании нам строго запрещалось. Вход — по пропускам. Кремлевским сотрудникам ордер на пошив не требовался, а для членов их семей был обязателен.
*Тамара Труханович: «Дамы из высшего партийного света в моих нарядах ездили за границу. И я должна была их одеть так, чтобы за нашу страну не было стыдно» (фото автора)
Иногда Совмин мог направить к нам артистов. Например, у нас обслуживались Людмила Зыкина, Элина Быстрицкая, Инна Макарова. Людмиле Зыкиной я шила платья к каждому дню рождения. Она в них всегда выходила на сцену. Любила длинные, яркие, расшитые бисером. Ткани для своих нарядов Людмила Зыкина привозила из-за границы, а бисером их часто расшивала сама.
Элина Быстрицкая заказывала у меня очень красивое бархатное платье. Несколько созданных мною вещей есть и в гардеробе Инны Макаровой: черное шифоновое платье, сиреневый деловой костюм. В основном это строгие вещи.
— Партийная элита равнялась на артисток? Бывало, что кремлевские дамы просили пошить такой наряд, как у Мэрилин Монро или Марлен Дитрих?
— Нет, с такими просьбами не обращались. Заказчицы приносили заграничные журналы мод, показывали, что они хотят, и я должна была их мечты воплотить. Часто я предлагала фасоны сама, исходя из особенностей фигуры клиентки. Вещи были красивые, дорогие. Например, жена одного из кремлевских руководителей заказывала бархатный костюм с горностаем.
*«Людмила Зыкина любила платья длинные, яркие, расшитые бисером»
Бывало, что наряд полностью расшивался бисером. Очень неординарно смотрелось платье с пятисантиметровым рюшем, который по кругу нашивался снизу доверху — это очень сложная работа.
Дамы из высшего партийного света в моих нарядах часто ездили за границу. И я должна была их одеть так, чтобы за нашу страну не было стыдно. К слову, не раз клиентки мне рассказывали, как за рубежом их спрашивали: «Кто вам делал эти вещи? Неужели это создано в СССР?»
— Жена Брежнева Виктория Петровна часто у вас бывала?
— У нас в ателье обслуживалась дочь Брежнева Галина. Как-то пришла, интересовалась мехами. Я спросила, как ей живется. Она ответила: «Живу хорошо, у меня ведь два генерала». Имела в виду отца и мужа. Бывали у нас и Раиса Горбачева, и жена Виктора Черномырдина. Раиса Горбачева — женщина очень аккуратная, строгая. Заказывала всегда что-то особенное, чтобы такого ни у кого не было. Хотя у нас вообще не принято было повторяться. Я всегда помнила, какие вещи у моих клиенток в гардеробе. Было немыслимо, чтобы две дамы появились на приеме в похожих платьях.
— Клиентки вас как-то благодарили?
— Правила у нас строгие были — даже коробочку конфет к чаю взять от заказчика запрещалось. За что благодарить? Это наша работа. Расплачивались все клиенты строго по квитанции. Иногда, правда, дарили привезенные из Парижа журналы мод. Я всегда была за это благодарна, ведь они мне для работы необходимы. А у нас купить такие журналы было проблематично. Но с Людмилой Зыкиной, например, я ближе общалась, так она мне подарила очень удобные белые туфли, которые до сих пор берегу. Инна Макарова — фарфоровую вазу и книгу.
— В 1959 году в СССР приезжал с показами Ив-Сен Лоран. Вы с ним общались?
— Он мне даже альбом свой подарил! До сих пор у меня хранится. Я была на его показе. Вещи, конечно, у Ив-Сен Лорана потрясающие. Как художника-модельера меня прежде всего интересовала технология кроя, всегда старалась внедрять все новое, передовое.
— Какие ткани были у кремлевских модниц в особом почете?
— Шифон, крепдешин, бархат, гипюр...
— Когда в моду вошли нейлоновые блузки, вам заказывали их?
— Нет. Наши заказчицы синтетику не любили. Как и сегодня, ценилось все натуральное — шелк, хлопок.
— А фурнитура какая-то особенная была: пуговицы, кнопки, молнии?
— Из-за границы чего только не привозили. Какие отделки для платьев были, к примеру, из стекляруса! Отделывали наряды и мехами: горностаем, норкой.
— Сын Анастаса Микояна Степан Микоян рассказывал в одном интервью, как однажды Берия сказал Сталину: мол, жены членов Политбюро шьют чуть ли не по наряду в день и ничего за это в пошивочной мастерской не платят. Сталин разгневался, под горячую руку ему попал Микоян. Но жена Анастаса Ивановича была очень щепетильной, все чеки хранила. Так Микоян все это Сталину как доказательство предоставил со словами: «Не знаю, как другие, а моя жена платила».
— Бесплатно никто не шил. Об этом и речи не могло идти. Все платили. Они же не бедные были!
— А у вас зарплата хорошая была? Все-таки в таком месте работали...
— Сто двадцать рублей. Иногда премии нам давали, но незначительные. Из льгот — обслуживание в кремлевской больнице.
— Как вы пришли в профессию?
— Шить я начала очень рано — с десяти лет, когда мы попали в эвакуацию. В первые дни войны погиб муж моей сестры Василий — он был адъютантом Сталина. При первой же бомбежке Москвы в машину, в которой ехал, попала бомба. Добрейший человек был Василий: вернувшись с работы, обязательно положит мне под подушку конфетку. После его гибели всю нашу семью отправили в эвакуацию. А когда мы вернулись, с 16 лет я работала закройщицей в ателье на Арбате. Там меня и заприметили для работы в кремлевском ателье. Мои предки — все портные! Мама была портнихой в ЦСКА — шила для военных.
— Скучаете по своей работе?
— Ателье закрылось в
Я очень любила и люблю красоту. С удовольствием смотрю журналы моды прошлых лет, иногда сажусь за швейную машинку. На заказ, правда, уже не шью. Делаю что-то только тогда, если для семьи нужно...
Фото в заголовке с сайта segodnya.ua
6068Читайте нас в Facebook