В танковые атаки генерал Рыбалко нередко ходил на... открытом «виллисе»
Уроженцем Сумской области маршалом бронетанковых войск Павлом Рыбалко Украина может гордиться. Павел Семенович освобождал нашу страну, а потом и всю Европу от фашистской чумы. На войне он потерял сына — лейтенанта Вилена Рыбалко, сгоревшего в танке под Харьковом. Да и сам получил тяжелое ранение и почти всю войну проходил с палочкой. Когда не было сил забраться в танк, Павел Семенович ходил в атаку, двигаясь в боевых порядках на... виллисе!
После войны Рыбалко не успел написать мемуаров. Врага победил, а болезнь одолеть не смог, умер в
Восемь фактов из жизни
1. Родился Павел Рыбалко 4 ноября (23 октября 1894 года) в селе Малый Выстороп Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Сумская область) в семье рабочего сахарного завода. В 13 лет сам стал работать на этом предприятии, затем учился на токаря и посещал воскресную школу. Рядовым солдатом прошел Первую мировую войну.
2. Во время оккупации Украины германской армией в 1918 году юноша стал помощником командира партизанского отряда. Затем служил комиссаром полка и бригады в Первой конной армии, воевал на Южном фронте, принимал участие в советско-польской войне. Закончил военную академию имени М.В.Фрунзе.
3. В
4. Еще во время гражданской войны конь лихого кавалериста Рыбалко на скаку споткнулся о железнодорожный рельс. Всадник упал на колею и сильно ушиб печень. С тех пор она у него часто болела. В начале войны медкомиссия не допускала генерала к строевой службе. Но после многочисленных рапортов командованию с просьбой отправить на фронт летом 1942 года боевого генерала назначили командующим сначала
5. В сентябре 1943 года перед форсированием Днепра в районе Букрина южнее Киева командарм Рыбалко приказал офицерам научить плавать всех, кто не умел держаться на воде. Это спасло жизнь многим воинам. Под артиллерийским обстрелом и бомбежкой танкисты переправились на плотах и понтонах на захваченный пехотой плацдарм. Танкам было очень трудно преодолевать крутые склоны высокого правого берега Днепра, с которых хорошо просматривалась и простреливалась вся местность, включая даже левый берег. Но по ночам танкисты с десантом на броне по узким, похожим скорее на горные тропы, дорогам, поднимались на кручи и атаковали вражеские укрепления, названные Гитлером «Восточным валом».
К сожалению, из-за начавшихся осенних дождей местность стала труднопроходимой даже для гусеничной техники. Чтобы прекратить бессмысленные потери людей и техники, Ставка Верховного Главнокомандующего во главе с Иосифом Сталиным решила главный удар по врагу с целью освобождения Киева перенести севернее столицы Украины, на Лютежский плацдарм. А защитникам Букринского плацдарма отводилась вспомогательная роль. Чтобы обмануть противника, на плацдарме и на левом берегу Днепра генерал Рыбалко приказал оставить сотни деревянных макетов танков и пушек. Интенсивной имитацией радиопереговоров десятки настоящих армейских радиостанций заставили противника поверить, что русские готовятся под Букрином к новому наступлению и сосредоточить здесь большое количество войск.
Основные силы советских войск, в том числе и танки генерала Рыбалко, переправились назад на левый берег Днепра и, совершив
6. По статистике один танк выдерживал в среднем три—пять атак. Потом его подбивали. Генерал Рыбалко иногда жалел, что не воспрепятствовал сыну Виле поступить в танковое училище, а потом не послушал жену, которая просила забрать сына поближе к себе: «А как я буду смотреть в глаза другим отцам, у которых сыновья тоже воюют?» Весной 1943 года лейтенант Вилен Рыбалко сгорел в танке в бою под Харьковом. С тех пор Павел Семенович особенно переживал потерю своих подчиненных — таких же, как его сын, мальчишек, и старался их беречь.
«Идем в атаку, — рассказывал «ФАКТАМ» бывший командир разведроты
7. Летом 1944 года войска
8. После войны маршала Рыбалко назначили главнокомандующим бронетанковыми войсками СССР. Когда Сталин развязал травлю Георгия Жукова и все именитые полководцы молчали, Рыбалко оказался единственным, кто не побоялся возразить генералиссимусу и выступить в защиту маршала Победы, как называл Жукова народ. До конца жизни Жуков с благодарностью вспоминал об этом.
К сожалению, тяжелая болезнь прогрессировала. И вскоре, 28 августа 1948 года, Павел Семенович Рыбалко умер.
9659Читайте нас в Facebook