«В Швеции, чтобы работать в свободное от занятий время, нужно получить специальное разрешение организации, выплачивающей стипендию»
В этом году Институт Горшенина провел среди молодых людей от 15 до 21 года социологическое исследование на тему «Современная молодежь Украины». Оказалось, что более 41 процента украинских студентов периодически подрабатывают, а немногим более 16 процентов имеют постоянную работу. В то же время результаты других исследований показывают, что за рубежом работают более 50 процентов студентов. Трудно сказать, учтены ли в этих данных украинские молодые люди, уехавшие учиться за границу. Ведь получение образования в Европе и США стоит совсем не дешево. Тем не менее в иностранных вузах учатся не только дети состоятельных родителей, и таким студентам «лишняя» копейка всегда придется кстати.
«После окончания университета мне с большим трудом удалось устроиться работать официанткой»
Несколько лет назад жительница Одесской области Алина, окончив украинский вуз, уехала учиться в Швецию. Эту страну она выбрала потому, что для студентов, поступивших в магистратуру, обучение было бесплатным. Более того, им даже выплачивали стипендию. Тем не менее Алина, как и некоторые ее сокурсники, в свободное от занятий время собиралась работать.
— Моя стипендия составляла 800 евро, а прожиточный минимум в Швеции был примерно на уровне 750 евро в месяц, — рассказала Алина. — Из этой суммы более 200 евро уходило на оплату жилья, еще столько же — на питание. Помню, что с началом первого семестра я потратила все свободные деньги — купила кучу учебников и книжек, но оказалось — зря. Дело в том, что студенты могут пользоваться университетской библиотекой совершенно бесплатно. Правда, ксерокопирование учебных материалов влетает в копеечку. И хотя на жизнь мне вроде бы хватало, я все же решила найти подработку.
Но с этим возникли проблемы. В вузе я изучала гендерные вопросы, социологию и политологию. А правила в Швеции таковы, что разрешение на трудоустройство студенту может выдать лишь Svenska Institutet — организация, выплачивавшая мне стипендию. Считалось, что 800 евро вполне достаточно, чтобы покрыть расходы студента на пребывание в стране, а посему необходимо сосредоточиться на учебе. Если бы мне удалось найти что-то в пределах моей специальности, то проблем с разрешением не возникло бы. В Svenska Institutet подработку расценили бы как возможность расширения практических знаний по специальности. А аргументировать решение будущего социолога временно поработать, скажем, официанткой было практически невозможно.
— Твоя виза позволяла легальное трудоустройство?
— Чтобы получить степень мастера, необходимо два года учиться в магистратуре. Поэтому мне выдали визу, разрешающую трудоустройство, и даже сразу присвоили налоговый номер. А вот тем, кому предстояло заниматься всего один год, получив в результате магистерскую степень, работать не разрешалось. Правда, некоторые мои соученики устраивались на работу нелегально. Но местные работодатели законопослушны и не хотят нарушать правила трудоустройства. Ведь нелегалу за это ничего не будет, а бизнесменов обязательно оштрафуют. Лунд, где я жила и училась, — студенческий город. Там на подработки охотнее брали шведов.
— И как же тебе удалось получить работу?
— В университете я познакомилась с будущим мужем, а когда закончила обучение, продлила визу. Но уже не как студент, а как человек, который собирается создать семью со шведом. У нас гражданский брак, который здесь называют «самбу» (sambo). Его, в принципе, никак не регистрируют — достаточно быть прописанными по одному и тому же адресу.
Окончив мастерат, я наконец-то устроилась работать… официанткой. Честно говоря, несколько месяцев пыталась найти приличное место, отправляла резюме в самые разные компании, но меня не брали. Последней каплей стал ответ с местной почты, где требовался сортировщик писем. Мне сообщили, что на эту вакансию претендует множество кандидатов, и я не подхожу!
— Не хватало знания языка?
— Я владею английским, а шведский начала учить уже здесь. В первый же год записалась на бесплатные курсы шведского, которые администрация города организовывает для переселенцев и иммигрантов. Студенты, приехавшие в Швецию больше чем на год и получившие налоговый номер, также относятся к этой категории. Сдала экзамен на уровень В, который считается достаточным для обучения в местных вузах.
«Шведы предпочитают принимать на работу соотечественников»
— В Швеции вообще с работой нелегко, — продолжает рассказывать Алина. — Да и местные владельцы и руководители компаний предпочитают нанимать соотечественников. Недавно в прессе разразился скандал по этому поводу. Журналисты написали, что студент из Румынии, решив проверить лояльность работодателей, направил в одну из фирм два одинаковых резюме. Одно подписал своим настоящим именем, а другое — шведским. Работу предложили второму кандидату… Так что, как ни твердят на Западе о толерантности к иммигрантам, никто нас тут не любит.
Официанткой я проработала полтора года: пять дней в неделю по три — шесть часов, получала те же 800 евро в месяц. Но потом мне просто повезло: предложили преподавать русский язык — мой диплом дает такое право. Теперь я работаю в школе. Дело в том, что в Швеции детям из русскоязычных семей предоставляют возможность учить родной язык, и городская администрация гарантирует это право. В прошлом полугодии у меня было 15 учеников: трое в школах, остальные — в детсадах. С трех лет до того момента, как дети поступают в подготовительный класс школы, мы обязаны к ним ездить и пытаться их разговорить, если этого не делают родители. А в школьных планах есть специальная графа, где указаны фамилии учащихся, имеющих право на уроки родного языка, и фиксируется уровень их знаний.
— Тебе много приходится ездить по городу. Передвигаешься на общественном транспорте или на авто?
— На велосипеде! Здесь даже зимой запросто ездят на великах: ставят шины с шипами — и все в порядке. Шведы — люди морозостойкие, многие в шортиках и маечках круглый год на пробежку выходят. Но первое время меня поражал не вид девушек в легеньких курточках, капроновых колготках, шортиках и босоножках, катящих по заснеженному городу на велосипеде, а то, что здесь совершенно невозможно найти обычную коричневую гречку (смеется).
*Преподаватели русского языка объезжают своих учеников на велосипедах. Шведы — люди морозостойкие. Зимой ставят на велосипеды шины с шипами — и вперед!
— Швеция — дорогая страна?
— Не слишком зажиточный народ спасается секонд-хендами. А студенты часто устраивают встречи по обмену… одеждой. Люди приходят, свои надоевшие вещи развешивают, берут понравившиеся чужие и уходят.
— А как дела со страховкой? Ты ведь на муниципалитет работаешь…
— Страховка мне положена по умолчанию, за нее вычитают какую-то сумму из зарплаты. Но у нас с мужем есть и домашняя страховка, она покрывает все: вещи в доме, квартиру плюс нас в квартире. За нее мы платим порядка 20 евро в месяц.
— Вы арендуете жилье или обзавелись своим?
— Недавно переехали в собственную трехкомнатную квартиру. Но с жильем в Швеции не все так просто. Например, если прибывший сюда на работу иностранец хочет арендовать квартиру, то ему нужно выбрать, к кому обращаться: к государству или к частнику. Если оформлять аренду у государственной компании, то для получения жилья нужно становиться в очередь. А потом, в зависимости от того, сколько дней ты провел в очереди, можно выбрать нужный район города или жилье с необходимым метражом. У частников проще: как договоришься с владельцем.
Есть еще один интересный момент. Даже если ты живешь в собственной квартире, то все равно оплачиваешь… аренду, а не коммунальные услуги. Как будто у тебя съемное жилье. Сумма перечисляется жилищному кооперативу, который и распределяет деньги по счетам: отопление, вода, электроэнергия… За однокомнатную квартиру площадью 35 квадратных метров мы платили порядка 150 евро плюс 40 евро за интернет. Сейчас мы купили в этом же кооперативе трехкомнатную 79-метровую квартиру и платим более 320 евро в месяц. А если человек приобретает собственный дом, то ему приходится самостоятельно заключать договора на воду, электричество и прочее, а потом платить по счетчикам.
«Многие университеты заинтересованы в привлечении иностранцев и часто организуют конкурсы, разыгрывая различные финансовые поощрения»
В каждой стране, естественно, существуют свои правила, а также возможности, которыми может воспользоваться человек, окончивший вуз и желающий устроиться на работу. Например, иностранцы с университетским образованием могут в течение полугода находиться в Германии с целью поиска работы. Для получения такой полугодовой визы им необходимо подтвердить наличие законченного университетского образования и способность финансово обеспечить свое проживание в стране в течение шести месяцев. Однако работать по этой визе нельзя.
О правилах трудоустройства в других странах «ФАКТАМ» рассказала директор международного образовательного агентства DEC education Наталья Тарченко.
— Во время учебы студенты, как правило, могут подрабатывать. Так, в Канаде разрешение на работу вне кампуса можно получить после первых шести месяцев обучения. Кроме того, учащиеся как в Канаде, так и в других странах, могут работать на территории вуза: в библиотеке, в международном отделе, в студенческом сервисе, в спортивном центре и так далее.
В некоторых учебных заведениях Швейцарии, которые готовят специалистов сферы гостеприимства (отельный, ресторанный, туристический бизнес, ивент-менеджмент), студенты проходят оплачиваемую практику, работая официантами. Так сказать, осваивают азы профессии. А в школах Швейцарской образовательной группы (Swiss Education Group, SEG) такой подход к образованию является основополагающим. Здесь обучают преимущественно менеджеров, но, для того чтобы занять высокую позицию, нужно начать с самого низу: будущий управляющий должен на себе почувствовать, что значит работать официантом или портье.
— Разрешается ли тем, кто уже завершил образование, остаться в стране на определенное время, чтобы трудоустроиться или же искать работу нужно заранее?
— В таких странах, как Канада, США, Нидерланды и Ирландия по специальности трудоустроиться можно. В Канаде, например, период работы соответствует сроку учебы: три года отучился — можешь три года работать. В остальных упомянутых выше странах дипломированные специалисты могут работать до года.
— Насколько реально найти работу в крупной иностранной компании?
— Швейцарская образовательная группа два раза в год организует Международный форум работодателей, куда в поисках талантов съезжаются ведущие представители индустрии гостеприимства со всего мира. Таким образом, студенты и выпускники SEG могут получить работу в престижнейших отелях, ресторанах, туристических компаниях, ивент-агентствах по всему миру.
— Обучение в зарубежном вузе — очень затратное мероприятие?
— Как правило, в перечисленных выше странах бесплатного образования нет, но университеты могут давать скидки на обучение. Что касается стипендий, то, например голландский университет Saxion University of Applied Sciences выплачивает стипендии студентам из Украины, а обучение тут стоит 3500 евро в год.
Лояльны в этих вопросах также вузы Канады и США, хотя стопроцентной скидки никто не даст. Многие университеты заинтересованы в привлечении иностранцев и часто организуют конкурсы, где разыгрываются различные финансовые поощрения. Скажем, до 4 ноября мы вместе с образовательным концерном Study Group проводили конкурс эссе, победитель которого получил приз — стипендию в 17 тысяч 300 долларов (50 процентов стоимости обучения) на подготовительную программу в Вермонтском университете. Эта программа специально разработана для иностранцев, а по ее окончании выпускника зачислят сразу на II курс. Победитель конкурса отправится учиться в США уже в январе 2014 года.
8124Читайте нас в Facebook