Чтобы пополнить госказну, корейцы отдавали в банки свои золотые украшения
Сегодня Украина находится в крайне сложной финансовой ситуации. По последним данным, золотовалютный запас страны сократился до 15 миллиардов долларов. Международные рейтинговые агентства понижают долгосрочные кредитные прогнозы Украины до состояния дефолта. Новое правительство вынуждено было обратиться за срочной финансовой помощью в виде кредитов. США и Евросоюз согласились выделить значительные суммы, однако все ждут одобрения Международного валютного фонда, который выдвинул ряд неприятных условий. Верховная Рада поддержала пакет антикризисных мер, предложенных правительством во главе с Арсением Яценюком. Данные меры включают в себя подорожание газа для населения, повышение тарифов на коммунальные услуги, замораживание сумм минимальной зарплаты и прожиточного минимума. И это далеко не все.
Украинцам предложили затянуть пояса как можно туже, что порождает у людей законные сомнения: а поможет ли, а так ли все это необходимо? Вон, в странах Евросоюза простые граждане активно протестуют против политики жесткой экономии, рассуждают люди. Наверное, она себя не оправдывает?
Дефолт — явление крайне неприятное, но не такое уж редкое и, как доказывает история, дающее толчок развитию экономики страны. В том случае, конечно, если были предприняты правильные шаги по предотвращению дефолта или выходу из него.
Одним из самых тяжелых за последние полвека кризисов считается азиатский. Для большинства он оказался полной неожиданностью. С 1990-го по 1996 год включительно страны Азии в большинстве своем развивались высокими темпами. Их экономическую модель ставили в пример европейским странам и особенно — бывшим социалистическим. Вот лишь немного статистики: прирост ВВП в Южной Корее за указанный период составил 7,2 процента, в Малайзии и Сингапуре — 8,7, в Таиланде — 8,4, в Индонезии — 7,6 процента. Эти страны экономисты на Западе называли «азиатскими тиграми».
Модель заключалась в том, что частным компаниям давался, по сути, карт-бланш. Особенно ярко это проявилось в Южной Корее. Еще в 60-х годах прошлого века пришедший к власти генерал Пак Чонхи провел глубокие реформы в сфере экономики. Он стремился превратить отсталую аграрную страну, которой в начале его правления была Республика Корея, в современную индустриальную державу. При этом, нужно отдать должное правительству Чонхи, все началось с активной поддержки аграрного сектора. Крестьян освободили от выплат долгов по кредитам. Государство заявило, что банки выдавали их под грабительские проценты. Была принята программа стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию, которая фактически гарантировала аграриям сбыт. Облегчили выдачу новых кредитов под минимальные проценты по упрощенной схеме.
Затем власти определились с приоритетными отраслями промышленности. Главный критерий выбора заключался в конкурентоспособности производимых товаров на мировом или хотя бы на азиатском рынке. Ставка была сделана на развитие электроники, кораблестроения и автомобильной промышленности. Государство всячески поощряло открытие новых предприятий в этих отраслях. Движущей силой экономики Южной Кореи в тот период стали так называемые чеболи — крупные частные концерны, бизнес-интересы которых распространялись на различные сферы. В основном то были семейные компании, согласившиеся инвестировать в развитие приоритетных отраслей. Это хорошо известные в Украине Samsung, LG, Hyundai, Daewoo. Правительство оказывало им максимальную поддержку в виде кредитов, льгот по налогам, предоставления государственных контрактов. Однако при этом руководители таких концернов должны были ежегодно отчитываться перед властями о своей работе и четко придерживаться экономической политики, выработанной государством.
А государство, чтобы держать в своих руках рычаги контроля и воздействия на частный сектор, полностью национализировало банковскую систему. В госсобственности остались железные дороги, морские порты, автодороги, энергоснабжение и водоснабжение.
Результат превзошел ожидания. С середины 60-х по середину 90-х рост промышленного производства в Южной Корее составлял 25 процентов в год. Лучшими были 70-е годы. Тогда этот показатель увеличился до 45 (!) процентов. Модель была сохранена последующими правительствами как полностью оправдавшая себя. Однако за 30 с лишним лет ее существования проявились и негативные стороны. Тесная связь государственного аппарата с крупным частным бизнесом породила благоприятные условия для развития коррупции. В конце 90-х практически все корейские корпорации признались в том, что давали взятки, и пообещали положить конец подобной практике.
Бурные темпы роста экономики Южной Кореи подтолкнули западные банки к активному кредитованию «азиатских тигров». А корейские банки оказались морально не готовы к такому денежному потоку. Вместо того чтобы инвестировать полученные кредиты в производство, они погнались за сиюминутной прибылью. При этом кредитовали местные компании на основе дружеских отношений, семейных связей, политических симпатий. Экономическое обоснование выдаваемых кредитов банкиров не интересовало. Внешний долг государства рос как на дрожжах, но внешне ничего не вызывало тревоги. Поэтому кризис, ударивший по азиатскому рынку в 1997 году, был как гром среди ясного неба.
В 1998 году три страны — Южная Корея, Индонезия и Таиланд — обратились за помощью к Международному валютному фонду. МВФ выдвинул каждой из них основные условия: политика жесткой экономии, отправка национальных валют в «свободное плавание», сокращение рабочих мест в государственном секторе.
Азиатский кризис почувствовали на себе как европейцы, так и американцы. В результате он перерос в глобальный, особенно тяжело отразившийся на России, власти которой объявили дефолт. Рубль тогда упал по отношению к доллару в четыре с половиной раза. Причем произошло это в считаные дни. Цены в магазинах на все виды товаров менялись не реже одного раза в сутки.
МВФ разработал стратегию борьбы с азиатским кризисом. Она состояла из трех основных компонентов.
- Финансирование. На стабилизацию экономики и реформы Южная Корея, Индонезия и Таиланд получили примерно 35 миллиардов долларов от МВФ. Еще 85 миллиардов долларов поступили из других источников по многосторонним и двусторонним соглашениям. Распределение этих средств строго контролировалось. Благодаря финансированию удалось избежать серьезного оттока частного капитала за рубеж.
- Макроэкономическая политика. Для того чтобы остановить обвал курсов национальных валют и предотвратить гиперинфляцию, была ужесточена денежно-кредитная политика. Причем каждая из принятых мер носила временный характер, и ее возможная отмена рассматривалась отдельно. Например, банки регулярно снижали ставки по кредитам, включая потребительские.
- Структурные реформы. В частности, государства взяли на себя обязательства по перераспределению рабочей силы в целях смягчения социальных последствий кризиса. В этот сложный для мира период всех поразили жители Южной Кореи: они понесли в банки свои драгоценности. В первую очередь сдавали золотые изделия: обручальные кольца, цепочки, ожерелья, серьги, различные фигурки, которые в этой стране принято дарить друг другу… Спортсмены несли медали, завоеванные на различных международных соревнованиях. Все это сдавалось по цене лома, чтобы помочь стране преодолеть глубокий финансовый кризис. Государству не хватало валюты, пришлось брать кредиты у Международного валютного фонда, а он выставил ряд жестких условий. Корейцы не стали протестовать и сделали все, чтобы помочь стране. Рассказывают, что у дверей банков выстраивались очереди тех, кто принес золото. Некоторые, торопясь на работу, просто бросали через головы впереди стоящих свои украшения и уходили, не получив денег.
Уже в 1999 году рост экономики в Южной Корее составил 10 процентов. В 2000 году — 9 процентов. Усилия властей на данном этапе направлены на осуществление новых экономических реформ. Чеболи сыграли свою историческую роль, и теперь идет их реструктуризация. Была проведена приватизация банков. Либерализация экономики позволила Южной Корее закрепиться в первой двадцатке наиболее развитых стран. Безработица не превышает 3,4 процента трудоспособного населения. По номинальному ВВП страна занимает 15-е место в мире. Валовой национальный продукт на душу населения — более 31 тысячи долларов (для сравнения: в 1963 году он составлял 100 долларов).
Безусловно, Южная Корея — самый яркий пример того, как международная помощь в виде кредитов, решимость местных властей и готовность населения следовать непопулярным мерам в экономике и финансовой сфере дали положительный эффект в максимально короткие сроки. Схема работает и в других странах. Самый свежий пример — Греция.
*В Греции, несмотря на массовые акции протеста, непопулярные законы все же были приняты (Фото Франс Пресс)
Она оказалась в долговом кризисе в начале 2010 года. Тогдашнее правительство внесло в парламент пакет чрезвычайных мер по спасению национальной экономики. Никто не скрывал, что таковы требования МВФ и Евросоюза. Несмотря на массовые акции протеста, которые продолжались всю весну, непопулярные законы были приняты. Второго мая ЕС и МВФ согласились выделить Греции в общей сложности 110 миллиардов евро.
Забастовки и демонстрации, митинги и акции общественного неповиновения (самой популярной была «Не буду платить!», когда в марте 2011 года десятки тысяч греков отказались оплачивать проезд в общественном транспорте после повышения тарифов) привели к тому, что в стране менялись премьер-министры, правительства, состав парламента… Но никто из тех, кто приходил к власти, не мог предложить иной путь спасения страны. Даже при таких сложнейших условиях реализации программы вывода Греции из долгового кризиса был достигнут очевидный положительный результат. Дефицит бюджета, который составлял в 2010 году 15 процентов ВВП, удалось снизить до 3 процентов. В этом году падение экономики, по прогнозам правительства и международных экспертов, будет полностью остановлено. А значит, к началу 2015-го Греция выйдет из рецессии.
10539Читайте нас в Facebook