Для пострадавшего 12-летнего ребенка противостолбнячной сыворотки не нашлось ни в одном травмпункте столицы
— Когда сын зашел во двор дачи и я увидел его руку, мне стало жутко — от кисти до плеча вся кожа была ободрана, раны — грязные, в земле, — рассказывает отец пострадавшего 12-летнего мальчика киевлянин Виктор. — Так как в детстве сам часто падал и разбивал колени и локти, знал: нужно как можно скорее ввести противостолбнячную сыворотку. Такой укол делают в травмпунктах. Но в детской больнице нам сказали: «У нас вакцины нет и, насколько нам известно, во взрослых больницах — тоже. Ищите в аптеках». Я тут же повез сына в частную клинику, но и у них не оказалось нужного препарата. Честно говоря, запаниковал, ведь из-за детских болезней сын не был привит от столбняка, что значительно повышало риск развития этой смертельно опасной инфекции. Я обзвонил всех знакомых. И только опытный педиатр, телефон которой мне дали знакомые, подсказала, в какой детской частной клинике может быть вакцина. Там наконец-то ее и ввели сыну. Но ведь это ненормально, что в столице нет такой важной сыворотки.
Действительно, препарат уже много лет не закупается централизованно. Это связано с неритмичным финансированием медицины как в столице, так и в стране в целом.
— Столбняк — инфекционное заболевание, вызываемое бактерией, которая может находиться в земле, — объясняет главный врач Киевской станции скорой помощи Анатолий Вершигора. — И если у человека есть кровоточащие загрязненные раны, ему нужно ввести специальный препарат — анатоксин. Он дезактивирует инфекцию. Если этого не сделать, может пострадать нервная система. Тяжелыми осложнениями столбняка, которые приводят к гибели пострадавшего, являются асфиксия (резкое расстройство дыхания) и остановка сердца. Если в наличии нет столбнячного анатоксина, который используется для профилактики у взрослых, его можно заменить вакциной для профилактики столбняка, дифтерии и коклюша (АКДС) или вакциной для профилактики дифтерии и столбняка (АДС-М). Но на данный момент в травмпунктах столицы нет и этих препаратов…
— Болезнь эта редко развивается, но опасность есть всегда при попадании земли в открытую рану, — добавляет главный травматолог столицы, руководитель городского центра эндопротезирования Александр Косяков. — Снижает риск вовремя проведенная вакцинация. Первую комплексную прививку, включающую и профилактику столбняка, младенцам делают еще в роддоме. Затем проводят ревакцинацию. Прививку от столбняка обязательно делали всем молодым ребятам, которых призывали в армию, что было жестко регламентировано и обеспечено государственными закупками. Но эта система много лет уже не действует.
— То есть военнослужащие, которые сейчас получают ранения на востоке страны, рискуют погибнуть не только от пуль, но и от столбняка?
— Такая опасность, безусловно, существует. Но большинство служащих все же были привиты в детстве. У них этот риск сведен к минимуму. Хотя противостолбнячную прививку и вакцину от дифтерии взрослым людям нужно повторять каждые 10—15 лет.
Сейчас Украина остро нуждается не только в препаратах, нейтрализующих столбнячную инфекцию. В арсенале врачей нет и противозмеиной сыворотки, и противогангренозной. Мы знаем, что существует препарат, который на поле боя вводят прямо в огнестрельную рану: там он превращается в гель, останавливающий кровь. Это позволяет доставить раненого на операционный стол. Но у нас его тоже не используют. А ведь он, уверен, мог бы спасти не одну жизнь. В феврале, когда в нашу клинику с улицы Институтской доставили одновременно 14 тяжелораненых митингующих, мы были в ужасе, так как никогда раньше не сталкивались с подобными ситуациями. И если бы не киевляне, которые закупили и принесли в больницу нужные антибиотики, металлические конструкции для скрепления костей, обезболивающие препараты, шовные материалы, мы вряд ли бы справились. В больнице просто не было всего этого в нужном количестве! И сейчас, учитывая непростую ситуацию в стране, мы разрабатываем тактику оказания первой помощи при ведении военных действий в условиях города. Очень надеюсь, что никогда не придется прибегнуть к этим правилам, но мы должны быть готовы. В этом случае противостолбнячная сыворотка просто необходима. Надеюсь, те, кто сейчас занимается закупками препаратов для медицины, понимают это и все же обеспечат и армию, и мирное население такой жизненно важной вакциной.
В 1991 году в Украине было 95 случаев столбняка, в 1992-м — 99, в 1993-м — 83. Затем заболеваемость начала постепенно снижаться. К концу десятилетия число больных вышло на уровень 50 случаев в год, в начале 2000-х фиксировалось примерно 35 случаев, к концу десятилетия — порядка двух десятков ежегодно. Согласно данным 2008 года, число заболевших снизилось в пять раз (по сравнению с 1991 годом) и составило 17 случаев.
— Я не устану повторять, что детей нужно прививать, — объясняет педиатр Национальной детской клинической больницы «Охматдет» Светлана Онысько. — Причем не только от столбняка и дифтерии, но и от других инфекционных болезней. Просто когда видишь малыша, которого от коклюша выворачивает наизнанку, невозможно остановить приступ кашля, а мама при этом гордо заявляет, что ребенку не сделали ни одной прививки, хочется криком кричать. Ведь в итоге страдает малыш! Не раз родители мне говорили: «Зачем делать прививку от свинки? Подождем». В ответ я им задаю вопрос: «Вы хотите иметь внуков? Переболев свинкой, ваш сын может стать бесплодным». На что, как правило, слышу такие слова: «Когда это еще будет!» Но ведь о будущем нужно думать заранее. И очень важно помнить: экстренная профилактика несет в себе больший риск развития анафилактического шока, чем плановая вакцинация. Безусловно, прививку нужно делать только тогда, когда ваш малыш совершенно здоров. Причем желательно предварительно сдать еще и кровь на анализ. Сейчас во всем мире, включая нашу страну, детей до трех лет прививают преимущественно вакцинами бельгийского или французского производства. И лишь в Украине родители от них отказываются.
— В вашей клинике дети погибали от столбняка?
— За мою более чем двадцатилетнюю практику в реанимации умер десятилетний мальчик, зараженный именно этой инфекцией. Он упал с велосипеда, повредил кожу, в рану попала земля. Во время оказания первой помощи врачи сразу спросили маму, сделаны ли прививки ребенку. Она ответила: «Да». И только когда начались судороги и стало ясно, что развился столбняк, женщина призналась, что сыну не вводили ни одной вакцины, а справку она… купила. В итоге ребенок погиб.
— Министерство здравоохранения Украины не занимается централизованными закупками вакцин — это должны делать местные органы самоуправления, — объясняет первый заместитель министра здравоохранения Украины Руслан Салютин. — Раньше анатоксин выпускали в нашей стране, но производство прекратилось. Наиболее дешевый препарат делают в России, однако он не прошел сертификацию, а европейские аналоги стоят дороже. Кто должен сейчас позаботиться о воюющих людях? Медицинская служба Министерства обороны…
6779Читайте нас в Facebook