Накануне яблочного Спаса в каждой украинской семье делали тройную свечу
Вот и наступила щедрая Спасiвка — время сбора урожая и подготовки к осени. 14 августа верующие люди встречали первый, медовый Спас, или Маковея — так называется в народе христианский праздник Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. С этого дня у православных начался Успенский пост, который хоть и длится всего две недели, до 28 августа (Успение Пресвятой Богородицы), тем не менее является очень строгим. Недаром наши предки называли его «осколком» Великого. По легенде Бог заповедал людям говеть перед Пасхой целых девять недель, но святые отцы стали просить Всевышнего, чтобы он смилостивился и укоротил пост, поскольку народу не под силу так долго воздерживаться от скоромной пищи. Тогда-то две недели и были перенесены на конец августа и превратились в Успенский пост, который в Украине еще называют «Спасiвка-ласiвка», потому что на него приходятся сразу три «вкусных» праздника Спаса: медовый, яблочный и ореховый.
На медовый Спас угощали сирот, вдов и нуждающихся
Спас — покровитель нового урожая. Наши предки трижды благодарили Всевышнего, подарившего им мед, фрукты, хлеб… Период трех Спасов всегда считался явлением Царствия небесного на земле. Кроме того, на Спасiвку (с 14 до 28 августа) поминают усопших родственников. В старину люди верили, что в этот период в третий раз (после Страстной недели и Зеленых праздников) на землю приходят души заступников, которые защищают своих близких от нечистой силы.
На все праздники принято посещать церковные службы, заготавливать и освящать целебные травы, а также щедро одаривать друг друга плодами нового урожая. На первый Спас, медовый, или Маковея, в церковь несли специальные букеты — маковiйчики. Составляя их, девчата обязательно срывали веточки чабреца, полыни, головки мака, руты-мяты, календулы и, конечно же, чорнобривцi. Букеты освящали, чтобы в течение года хозяйство процветало: «Нехай буде в господарствi стiльки тварин, як у макiвцi зернин».
В церковь несли мед. Глава семьи перед службой нарезал соты и выкладывал их на большое блюдо. После службы мужчины молились перед иконой cвятых Зосимы и Савватия (их наши предки считали покровителями пчеловодов), затем просили батюшку освятить мед, после чего сотами угощали сирот, вдов и нуждающихся.
После службы всем миром шли освящать колодцы, а также воду в ближайшем пруду, озере или речке. В старину люди верили, что на медово-маковый Спас вода приобретает чудодейственную силу. Поэтому в праздник обязательно купались, чтобы на весь год уберечь себя от лихорадки и сглаза. А еще в этот день мыли домашний скот: пастухи загоняли в реку коров, лошадей и овец. Верили: целебная вода на весь год защитит животных от болезней.
На медовый Спас магическими становились и растения. Считалось, что если к ним обратиться с просьбой, то все желания исполнятся. Только просить должен человек неискушенный, с чистой душой — ребенок или девица. Поэтому в этот день мамы плели особые веночки для детей — из чабреца, льна, календулы… Каждый цветок играл роль оберега, который мать заговаривала: «Рости, льоне, вище, по колiна, щоб нi в кого з нас голова не болiла. Бiлися бiло, щоб хустками твоїми нашiй (имя дочери) весiльну голову покрило».
Вообще, праздник Маковея в некоторых регионах Украины считался девичьим и детским. Подростки в этот день не работали, а отправлялись на луг или в лес, чтобы играть и веселиться. Парубки подшучивали над девчатами, называли их «макодзюбками» или «маковiйками».
Дождь на Преображение предвещал хороший урожай в следующем году
Второй Спас — яблочный, средний или великий — отмечают 19 августа. Церковь в этот день вспоминает Преображение Господа на горе Фавор. И поскольку данный праздник — один из двенадцати самых больших в году, то верующим дается послабление в посте и они могут разнообразить свой стол рыбой и вином.
Вечером накануне Преображения семье предстояло хорошенько потрудиться. Хозяйки с дочерьми варили постный борщ с карасями, лепили вареники с картошкой, грибами, капустой и фасолью, жарили рыбу, пекли пироги с яблоками и сливами. А еще полагалось наварить яблочных галушек и нажарить оладий.
Рыба в пиве
Для приготовления потребуется: 1 килограмм филе хека, 2 ст. ложки муки, стакан пива, томатный соус, укроп, перец, соль, лимонный сок — по вкусу, растительное масло для жарки. Филе порезать на куски, посолить, поперчить, сбрызнуть лимонным соком. Обвалять в муке и поджарить на разогретой сковороде. Затем в кастрюлю налить пиво, добавить томатный соус и измельченную зелень укропа. В эту смесь поместить поджаренные кусочки рыбы, накрыть крышкой и тушить три минуты.
В это время хозяин с сыновьями по старинному обычаю отливал из воска свечи на все церковные праздники года: и на Свят-вечер, и на Крещение, и на Страстной четверг, и на Пасху. Кроме того, нужны были свечи, чтобы раздавать их бедным людям, сиротам, вдовам. Жена, справившись с приготовлением праздничных блюд, приходила помогать мужу. Ей полагалось сделать свечи родильнi, которые зажигали при родах, хрестильнi и весiльнi. Однако самой главной свечой считалась «трiйця». Специально для нее изготовляли красивый тройной подсвечник. Деревянный украшали резьбой и инкрустацией, глиняный расписывали. «Трiйця» была в каждой семье, люди верили, что эти три свечи, символизирующие Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого, уберегут род от всех бед.
Поскольку великий Спас считался еще и праздником урожая, утром в церковь на освящение несли украшенные колосьями корзины с яблоками, грушами, сливами и виноградом. Яблоки до Спаса есть не полагалось, и этого дня народ ждал с нетерпением. Откусывая первое освященное яблочко, наши предки говорили: «Думу мiцну надумаю, думу трудну заклинаю, по другому Спасу хай збудеться…» Считалось, что теперь Господь будет посылать своим детям мудрость в решении всех сложных задач.
После службы семьи шли на кладбище помянуть усопших родственников. Фруктами, окропленными святой водой, щедро угощали бедных. Появилась даже такая поговорка: «На другий Спас i жебрак яблучко з'їсть».
Обедать на Преображение принято было в саду под деревьями. В центре стола ставили тарелку с освященными яблоками и грушами. С них-то и начинали трапезу, запивая виноградным или яблочным вином: «Щоб садовина родила». А потом переходили к борщу, рыбе и вареникам. Кстати, если дождик не давал насладиться праздничным обедом и загонял людей в дом, они не слишком расстраивались, ведь дождь в этот день предвещал снежную зиму и хороший урожай в следующем году.
Кабачки с яблоками
Для приготовления потребуется: 200 г кабачков, 100 г яблок, 2 ст. ложки манной крупы, 50 г изюма, 1ч. ложка крахмала. Варенье и цукаты — по вкусу. Помытые, почищенные и порезанные кабачки проварить 5—7 минут. Размять ложкой, добавить натертые яблоки, ложку сахара, размоченный изюм, несколько ложек манки и крахмал. Все перемешать и запечь в духовке на слабом огне. Выложить горкой на блюдо, украсить цукатами или ягодами из варенья.
Со Спаса рачительные хозяева начинали заготавливать яблоки. Из мягких «летних» сортов варили варенье, а «зимние», более плотные, оставляли впрок. Снимали фрукты рано утром и от росы не вытирали, чтобы сохранился естественный защитный слой. Затем складывали в короба и опускали в погреб. Свежими яблоки полагается есть со Спаса до Крещения (19 января), а потом предки переходили на узвары из сушеных яблок и груш, как бы заливая сухие плоды освященной, «живой» водой.
Спасiвка — время жатвы. Заканчивая убирать ниву, предки обязательно оставляли для душ усопших немного несжатых колосков, которые называли по-разному: людська доля, Спасова борода, борода, Перуну на бороду, перепелиця…
Обвенчаться на третий Спас считалось большой удачей
А 28 августа, на Успение Пресвятой Богородицы, заканчивается пост. Этот праздник в народе называют еще первой Пречистой. С началом самого долгого в году мясоеда (время без многодневных постов) разрешалось засылать сватов, устраивать оглядини, заручини. Люди говорили: «На Пречисту в хатi речисто», «Як прийде Пречиста — стане дiвка речиста».
Чтобы привлечь внимание парубков, под крышами хат, в которых жили девушки на выданье, вешали гроздья калины, поэтому девчата не раз бегали за ней в лес. Найдя куст калины, пели и водили вокруг нее хороводы, а затем садились полдничать. Только после трапезы полагалось ломать калину. С первой оторванной веточки каждая девушка брала в рот две ягодки и вслух признавалась в любви своему парубку.
Девчат, возвращавшихся с калиной домой, на дороге подстерегали хлопцы и в шутку набрасывались на них, пытаясь отобрать ягоды. Защищаясь, девушки разрисовывали ребятам лица красным соком. Но и те в долгу не оставались: щедро размалевывали калиной девичьи щеки. Уцелевшие после таких «боев» ветки вносили в дом, часть закрепляли под образами, а остальные вешали над входной дверью и под крышей.
Третий Спас именуется ореховым, хлебным и на полотне. Он празднуется 29 августа. По традиции хозяйка в этот день выпекала первый хлеб из зерна нового урожая и провожала главу семьи хлебом-солью в поле — засевать озимые. Зерно для обрядового хлеба было специальным. В течение жатвы хлеборобы из каждого снопа брали по колоску и сплетали их в один пучок, который называли снiп-рай. Райский сноп обмолачивали после яблочного Спаса и из этого зерна выпекали хлеб для новой посевной.
А еще считалось большой удачей обвенчаться именно на третий Спас. В народе говорили: «На Спаса весiлля гуляти — бути подружжю багатим».
Второй и третий Спасы знаменуют и окончание лета. С этого времени всегда спадает жара. Наши предки говорили: «Настала пора повертатися Спасу до вирiю». Уже после 19 августа приходят первые холода. Все живое в природе настраивается на осень и приближающуюся зиму: «Прийшов Спас — готуй рукавицi про запас», «Прийшов Спас — пiшло лiто вiд нас», «У Спаса все в запасi — i дощ, i вiтер, i гарна погода, й негода».
14415Читайте нас в Facebook