"Запаса лекарств хватит на месяц. Затем страдающие туберкулезом, вич-инфекцией и другими болезнями начнут умирать»
«Проведите тендеры», «Из-за нехватки препаратов тяжелобольные дети начнут умирать», «Нужные нам лекарства не продаются в аптеках. Купить их может только государство». С этими лозунгами пациенты и представители общественных организаций вышли к Кабинету министров Украины, где передали письмо премьер-министру Украины Арсению Яценюку. А стук металлических ложек о пустые банки, раздавшийся возле здания, символизировал бедность, царящую в клиниках.
— В этом году Минздрав не провел ни одного тендера по закупке медикаментов по государственным программам, — сказал на мероприятии глава благотворительного фонда «Пациенты Украины» Дмитрий Шерембей. — Речь идет о таких заболеваниях, как рак, гепатит, туберкулез, ВИЧ-инфекция, гемофилия, почечная недостаточность и многие другие. По закону лекарствами этих пациентов должно обеспечивать государство. Сейчас в больницах еще осталось небольшое количество препаратов с прошлого года, но их хватит всего на месяц. А потом люди начнут умирать. Ведь купить многие из этих лекарств нельзя даже за деньги. Например, препараты для антиретровирусной терапии, необходимой ВИЧ-инфицированным, не продаются в обычных аптеках. То же самое касается и лекарств против туберкулеза. Тогда людям придется за огромные деньги доставать некачественные лекарства на черном рынке.
Чтобы этого не случилось, необходимо срочно провести тендеры. А поскольку глава тендерного комитета Минздрава Украины не справился со своими обязанностями за полгода, он ничего не сделает и сейчас, когда ситуация особенно тяжелая. Министр здравоохранения Олег Мусий уже дважды пытался снять его с этой должности, но сделать это может только Кабинет министров Украины. Сейчас мы просим Арсения Яценюка назначить на должность главы тендерного комитета другого специалиста.
— Вам объяснили, почему закупки до сих пор не провели?
— Причины, которые называет руководство Минздрава, очень странные, — говорит глава общественной организации «Центр противодействия коррупции» Виталий Шабунин. — Якобы они пытались договориться с представителями фармацевтических компаний о более выгодной цене на лекарства. Это абсурд. Ведь цена на препараты известна лишь после начала тендеров. По закону процедура всегда проходит таким образом: сначала назначают дату проведения тендеров, а потом торгуются. Но это откладывалось до последнего. И теперь, когда в больницах практически не осталось препаратов, фармацевтические компании назвали очень высокие цены на лекарства. А у Минздрава очень мало времени для того, чтобы их снизить. Поэтому придется купить меньше препаратов за большие деньги, и, соответственно, удастся помочь меньшему количеству людей. Это выгодно фармацевтическим компаниям, но не пациентам.
Тем временем у некоторых пациентов уже закончились лекарства. И если людям с диагнозами рак, ВИЧ/СПИД, туберкулез помогают крупные международные организации, то пациентам с редкими болезнями совершенно некуда обращаться, кроме как к государству.
— У моего шестилетнего сына врожденный иммунодефицит, его организм не способен бороться с безобидной простудой, а любая инфекция может оказаться смертельной, — говорит одна из активисток акции Зоя Попова. — Лечение этой болезни заключается в том, что раз в месяц врачи внутривенно вводят ребенку специальный препарат, укрепляющий иммунитет. Количество лекарства рассчитывают в зависимости от веса ребенка. Например, моему сыну необходимо четыре флакона сразу, каждый из которых стоит тысячу гривен. Я знаю семью, в которой с таким диагнозом живет 16-летний юноша. Ему нужно 13 (!) флаконов в месяц. Раньше этим лекарством нас обеспечивало государство. Теперь, из-за задержки тендеров, врачи говорят, что препаратов в больнице нет. И что делать нашим детям? Благодаря этому препарату мой ребенок жил полноценной жизнью, гулял во дворе с другими детьми, готовился идти в первый класс. А сейчас, чтобы не подхватить инфекцию, ему нельзя даже выходить на улицу.
3268Читайте нас в Facebook