Зять Алексея Каплера: "Сталину не нравилось, что его 16-летняя дочь влюблена в 40-летнего Каплера"
Алексей Каплер — кинодраматург с мировым именем. Снятые по его сценариям фильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (сценарий к нему был написан в соавторстве с Татьяной Златогоровой) получили известность далеко за пределами СССР. Успех был неслыханным.
Взяться за сценарии кинокартин, героями которых были Ленин, Сталин, Дзержинский и другие представители политической верхушки страны, являлось делом весьма рискованным, тем более что до этого в художественных фильмах их никто не изображал. Единственная лента, где раньше был воссоздан образ вождя мирового пролетариата на киноэкране, — это немой фильм «Октябрь» Сергея Эйзенштейна.
Картину «Ленин в Октябре», посвященную 20-й годовщине Октябрьской революции, Сталин посмотрел на закрытом показе и остался очень доволен. Фильм, где роль Ленина сыграл Борис Щукин, демонстрировался по всей стране, а в 1938 году состоялись его мировые премьеры во Франции и США. Не меньший успех имела и вторая часть дилогии «Ленин в 1918 году».
В 1941 году за фильмы о Ленине Алексей Каплер получил Сталинскую премию. А в 1943-м его арестовали, обвинив в шпионаже, и сослали в Воркуту. Это было распоряжение Сталина, для которого Каплер стал личным врагом. Из-за него, Каплера, расстроились отношения Сталина с дочерью. Она, совсем юная, влюбилась в человека, который оказался старше ее более чем на два десятка лет.
Каплер нравился женщинам и вступал в брак не один раз. Последней любовью кинодраматурга стала известная поэтесса Юлия Друнина. По словам Елены Липатниковой, дочери Юлии Владимировны, отношения Алексея Яковлевича и ее матери были фантастикой, которая продолжалась четверть века. В этот период Каплер в соавторстве написал сценарии к знаменитым фильмам «Полосатый рейс» и «Человек-амфибия», где, к слову, прозвучала песня на стихи Юлии Друниной «Эй, моряк, ты слишком долго плавал»… А с 1966-го по 1972 год Алексей Каплер вел на телевидении популярную передачу «Кинопанорама».
О том, каким человеком был Алексей Каплер, рассказал его зять, мастер-наездник международного класса Андрей Липатников, муж Елены Липатниковой — дочери Юлии Друниной от первого брака.
— Алексею Яковлевичу я, можно сказать, обязан жизнью, — вспоминает Андрей Липатников. — Он меня в 1972 году буквально вытащил с того света. Как-то поздно вечером я почувствовал резкую боль в боку. Вызвали с женой «скорую», ждем час, а ее нет и нет. Позвонили Алексею Яковлевичу, и он буквально «прилетел» на своей машине и отвез меня в больницу. Врачи меня сразу же на стол и оперировать. Аппендицит! Потом сказали, что еще бы полчаса и меня уже не спасли бы. Было это в 1972 году.
А познакомился я с Алексеем Яковлевичем в начале 1960-х, когда мы решили пожениться с моей супругой Леной. Она привела меня в дом, чтобы познакомить с мамой и ее мужем Алексеем Яковлевичем Каплером. Его я до этого не раз видел в «Кинопанораме».
Мы попили чай, Юлия Владимировна и Алексей Яковлевич сказали, что хотели бы познакомиться с моими родителями. Алексей Яковлевич любил отметить события на широкую ногу, поэтому пригласил их в знаменитый московский ресторан «Арагви». Пошли мы с Леной, Юлия Владимировна с Алексеем Яковлевичем и мои отец и мама. Заказали блюда грузинской кухни, вино… Алексей Яковлевич, к слову, крепких напитков не пил.
— Общаться со знаменитыми людьми, наверное, непросто было?
— Напротив, легко и интересно. Алексей Яковлевич, очень обаятельный и эрудированный, мог найти общий язык с любым человеком. И до самой его смерти, а умер он в 1979 году, мы прекрасно общались. Замечательной женщиной была и Юлия Владимировна. Не раз все вместе мы ездили отдыхать в Крым. Юлия Друнина любила ходить в походы и нас всегда привлекала. Порой мы проводили на ногах 10—12 часов. Алексей Яковлевич был старше жены на 20 лет и такие расстояния давались ему непросто.
Немолодой, полный человек, сердечник, который чаще всего передвигался на автомобиле, тем не менее проходил километры. И, что интересно, благодаря тому, что Юлия Владимировна заставляла его двигаться, с сердцем у Алексея Яковлевича наладилось.
Юлия Друнина вела нас по горам и в зной, и в холод, и в дождь, и в слякоть. Для нее не существовало непогоды. Она же была на фронте — на переднем крае, поэтому ее ничем нельзя было испугать. Неслась всегда впереди, а мы втроем обычно топали сзади.
«Каплер рассказывал, как писал сценарии фильмов о Ленине. Каждое слово нужно было взвешивать»
— Что же Алексей Яковлевич рассказывал вам о своих отношениях с дочерью Сталина?
— Конечно, Сталину не нравилось, что его дочь влюблена в сорокалетнего Каплера. Ведь Светлане было только шестнадцать. Чтобы их разлучить, Сталин отправил Алексея Яковлевича в лагеря. Но у Каплера со Светланой и не было ничего. Ведь ее, куда бы ни шла, всюду сопровождала охрана.
*Светлана Аллилуева была любимой дочерью Сталина, хотя всегда старалась выйти из тени отца (фото 1935 года)
Когда Каплер освободился и приехал в Москву, опять встретился со Светланой — не знаю уж, случайно или нет. Однако Сталин об этом узнал. И снова Каплер был арестован и отправлен в лагерь, где провел несколько лет. Тяжело ему было. Но и в тех условиях, по рассказу Алексея Яковлевича, люди старались не падать духом. Артисты, режиссеры, художники — творческих личностей в лагеря сослано было немало — организовывали художественную самодеятельность.
А еще Каплер рассказывал, как писал сценарии фильмов о Ленине. Каждое слово нужно было взвешивать. За любое необдуманное выражение могли посадить. И, конечно, говорил, что родился в Киеве, но в рассказы о детстве и юности не углублялся.
— Как Юлия Друнина познакомилась с Алексеем Каплером?
— Это произошло в 1954 году. Юлия Владимировна пошла учиться на сценарные курсы. А Каплер на них преподавал. Они полюбили друг друга. Если Юлия Владимировна уезжала куда-то, Алексей Яковлевич слал ей бесконечные телеграммы с признаниями в любви.
Однажды она куда-то отправилась на поезде, и в Бресте должна была быть пересадка. Выходит из вагона, а на перроне… Каплер с букетом цветов. Представляете? Алексей Яковлевич Юлию Владимировну боготворил. Каждый день дарил жене цветы! И когда мы находились на отдыхе в Крыму, постоянно покупал для нее на рынке тюльпаны, маки… Из командировок (ездил много — бывал в Италии, во Франции, Германии…), привозил подарки: французские духи, модную одежду и обувь.
Без внимания жену никогда не оставлял. Очень заботился о ней, взял на себя практически весь груз хозяйственных хлопот. Если Юлии Владимировне нужно было что-то передать в издательство, Алексей Яковлевич тут же садился за руль автомобиля и вез.
Юлия Владимировна тоже заботилась о муже, особенно о его здоровье. Еда должна была быть только полезной: творог, овощи, фрукты… Никаких сладостей! Помню забавный случай, как в его гараже на стеллаже я однажды нашел несколько пачек печенья. Все-таки сладенькое Каплер любил.
— Какая машина была у Алексея Яковлевича?
— Разные были. И «Победа», и иномарка какая-то. И даже «Запорожец»!
— Престижным этот автомобиль не назовешь.
— А вот Алексей Яковлевич как раз любил эпатировать. Рассказывал, как однажды поехал на этом своем «Запорожце» на важный прием в посольство. Когда гости стали разъезжаться, автомобили подавали к подъезду. «Мерседесы», «форды»… Вдруг объявляют: «Машина советского кинодраматурга Алексея Каплера сейчас будет подана». И вот с грохотом ко входу в посольство подгоняют его «Запорожец», как шутил Алексей Яковлевич, «представительского класса». Вспоминая эту историю, всегда смеялся.
— Он был состоятельным человеком?
— По тем меркам — да. С Юлией Владимировной жили в хорошей кооперативной квартире, была дача.
— На фото видно, что одевался Каплер весьма элегантно.
— Даже когда шел в поход, на нем был галстук! Без него чувствовал себя «не в своей тарелке». Забавное сочетание, конечно: кеды и галстук. Мы даже подтрунивали над этим.
— Как Алексей Яковлевич отмечал дни рождения?
— Они с женой предпочитали праздновать вдвоем. Пышных банкетов не устраивали. Юлия Владимировна не любила шумных компаний. Конечно, и мы с Леной обязательно поздравляли Алексея Яковлевича.
— Что дарили?
— Если я по работе ездил за границу, привозил ему либо рубашку, либо какие-то безделушки для автомобиля.
— А он щедрым человеком был?
— Да, подарки делал не раз. Когда мы с Леной поженились, Алексей Яковлевич подарил нам на свадьбу бобинный магнитофон. Мы были очень довольны. Потом из Японии мне привез калькулятор — у нас тогда они только появились. Алексей Яковлевич был неравнодушен к технике. Так как любил фотографировать, интересовался фотоаппаратами.
*Алексей Каплер, по словам зятя, человек очень обаятельный и эрудированный, мог найти общий язык с любым собеседником
— Свои фильмы любил смотреть?
— Честно сказать, никогда не заставал Алексея Яковлевича за этим занятием.
— Судьба отмерила Алексею Каплеру 75 лет. От чего он умер?
— От рака. Когда заболел, Юлия Владимировна все время находилась рядом. Фактически жила в больнице. Алексей Яковлевич держался мужественно. Даже умирая, думал не о себе — о жене. Переживал, о том, как она останется без него в этом жестоком мире. Смерть Алексея Яковлевича стала для Юлии Владимировны страшным ударом.
— Правда, что смерть мужа послужила одной из причин того, почему она решила уйти из жизни?
— Думаю, она так и не смогла с этим смириться. Плюс произошло крушение идеалов и надежд в целом. В 1990 году Юлия Друнина стала депутатом Верховного Совета СССР. Но чувствовала свое бессилие что-то изменить в стране, которая разваливалась на ее глазах. С высокой трибуны говорила о проблемах ветеранов и афганцев, но это никому не надо было. Она читала свою поэзию, а ей кто-то сказал: мол, да кому сейчас нужны эти стихи про твоего комбата? Все то, ради чего она жила, потеряло смысл. И поэтому Юлия Владимировна решилась на такой шаг. В своей предсмертной записке написала: «Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире, такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…»
— Андрей Михайлович, ведь это именно вам, уходя из жизни, Юлия Друнина адресовала оставленную на дачной двери записку: «Андрюша, не пугайся. Вызови милицию и вскройте гараж»?
— Мне. В понедельник Юлия Владимировна уехала на дачу, сама была за рулем своей «Нивы». Лене сказала, что планирует вернуться в Москву в среду. Во вторник дочь ей звонила, но дозвониться, несмотря на многочисленные попытки, не смогла. Мы забеспокоились. И я, когда приехал туда, на двери увидел эту записку. Юлия Владимировна находилась в гараже в своей машине. Спасти ее было уже невозможно — отравилась угарным газом. Похоронили ее рядом с Алексеем Каплером в Старом Крыму. Такова была ее воля. Они с Алексеем Яковлевичем любили эти места. С ними были связаны самые яркие моменты их жизни.
18738Читайте нас в Facebook