"Без кровоостанавливающего фактора, которого нет в Украине, врачи не могут сделать операцию сыну"
О том, что в 2014 году государство практически не закупало лекарства, необходимые для лечения тяжелобольных людей, «ФАКТЫ» писали месяц назад, когда пациенты и врачи вынесли к зданию Кабинета министров Украины сотни пар детской обуви. «Если в ближайшее время препараты не появятся в больницах, эта обувь детям может больше не понадобиться», — кричали они. Три недели назад премьер-министр Арсений Яценюк отстранил министра здравоохранения Олега Мусия, уволил его заместителя Руслана Салютина и пообещал, что уже к 21 октября будут проведены все тендеры по закупке лекарств, и препараты постепенно начнут поступать в страну. Но за этот период Минздрав провел всего шестнадцать процентов торгов из необходимых восьмидесяти. А препаратов по-прежнему нет. Сейчас обязанности министра здравоохранения выполняет Василий Лазоришинец. Вчерашний день пациенты назвали «Черным вторником», символично устелив землю вокруг Кабмина траурной тканью. Похожие акции протеста прошли еще в семнадцати городах страны.
*Пациенты и врачи требуют передать дело по закупке лекарств в Госслужбу по чрезвычайным ситуациям, которая имеет право приобрести препараты путем прямых переговоров с фармацевтическими компаниями, что сэкономит время и спасет жизни (фото автора)
— У моего восьмилетнего сына Толи тяжелая форма гемофилии, — говорит Ольга Левицкая из Калиновки Винницкой области. — При этом заболевании не сворачивается кровь, и при малейшей царапине человек может умереть от кровопотери. Чтобы этого не случилось, сыну вводят специальный препарат — фактор крови. Кроме того, трижды в неделю Толе необходимо лекарство для профилактики. Иначе у него будут происходить спонтанные кровоизлияния в суставы. Последний раз ему вводили препарат в марте. Сейчас сын хромает, жалуется на сильные боли в ноге. В киевской больнице «Охматдет», куда мы поехали, врачи диагностировали гемартроз левого колена. Это означает, что в суставе скопились сгустки крови, от которых его необходимо очистить, сделав простую операцию. Но без фактора крови никто не возьмется оперировать сына, поскольку он может истечь кровью прямо на операционном столе. А ведь сейчас мой ребенок передвигается только по квартире. На улице мне приходится носить его на руках. В школу он тоже пока не ходит. Я сказала Толику, что придется немного подождать. А когда он спросил «Сколько?», расплакалась, не зная, как ответить. Ведь даже если у меня появятся деньги (одна доза фактора для такого ребенка обойдется приблизительно в пять тысяч гривен), я не смогу купить его ни в какой аптеке. Ведь этот препарат, как и многие другие, государство закупает централизованно и завозит в больницы. А в Киеве мне ясно сказали: «В Украине препарата нет».
Сейчас без жизненно необходимых лекарств остались пациенты, страдающие туберкулезом, гепатитом, ВИЧ-инфекцией, раком, почечной недостаточностью, гемофилией, легочной гипертензией, редкими генетическими и другими болезнями. Врачи, которые тоже пришли на акцию протеста, уверяют: «Если ситуация не изменится, в стране могут начаться массовые эпидемии. Ведь человек, страдающий туберкулезом, не станет сидеть без лекарств в ожидании смерти, а будет ходить в магазины, пользоваться общественным транспортом, заражая других людей».
— На прошлой неделе в одной из больниц Харьковской области от внутреннего кровотечения умер 35-летний мужчина, страдающий гемофилией, — говорит руководитель благотворительной организации «Пациенты Украины» Дмитрий Шерембей. — Врачи не смогли остановить кровотечение, ведь в клинике не было фактора крови. Сейчас в реанимации киевской больницы № 9 находится еще один пациент в крайне тяжелом состоянии. При этом чиновники уверяют, что держат ситуацию под контролем. Сколько еще человек должно умереть, чтобы они поняли: это не так? Уже очевидно, что Минздрав не справляется со своими обязанностями, и мы требуем от премьер-министра Украины Арсения Яценюка передать дело о проведении тендеров в Госслужбу по чрезвычайным ситуациям, которая имеет право проводить торги путем прямых договоров с фармацевтическими компаниями. Это значительно сэкономит время и спасет жизни людей. Но государственные служащие с этим не согласны, ведь хотят, чтобы деньги (еще в январе 2014 года было выделено два с половиной миллиарда гривен на закупку препаратов. — Авт.) не переходили в другое ведомство и остались в Минздраве.
Чиновники, в чьи обязанности входит обеспечение тяжелобольных людей препаратами, считают, что решают ситуацию, и повода для паники нет.
— Мы делаем все возможное, чтобы люди получили лекарства как можно быстрее, но есть много нюансов, — сказала на пресс-конференции заместитель министра здравоохранения Алена Терещенко. — В законе Украины написано, что любая фирма, которая считает себя потенциальным участником тендеров, может подать жалобу в Антимонопольный комитет. Тогда начинается разбирательство, блокируется тендер, и деньги временно недоступны. В этом году таких заявлений было 36. Причем одно из них подала фирма, занимающаяся производством кожаной обуви.
— Проблема с блокировкой тендеров в Украине действительно существует, но есть множество способов с этим бороться, — говорит юрист Елена Щербан. — Насколько нам известно, Минздрав Украины не подал ни одного заявления в прокуратуру о том, что им мешают работать. Более того, тендер на закупку антиретровирусных препаратов для ВИЧ-инфицированных людей заблокировал один государственный завод, который подчиняется непосредственно Минздраву. А ведь этот завод тоже не имеет никакого отношения к производству таких лекарств.
— Вы говорили, что ряд стран готовы предоставить Украине гуманитарную помощь в виде бесплатных препаратов. Когда это может быть? — интересуюсь у Дмитрия Шерембея.
— Когда наша организация договорилась с представителями других стран о гуманитарной помощи, мы просили сотрудников Минздрава подготовить все сведения о количестве и наименованиях необходимых препаратов. Пока таких документов нет. Мы уверены, что для кого-то такая ситуация экономически выгодна, а чиновники просто не справляются со своими обязанностями и пытаются найти крайних. Еще весной они обвиняли фармацевтические компании в слишком высоких ценах на препараты. Тогда им предложили купить лекарства по ценам 2013 года. Но этого почему-то не произошло. Теперь виновато прежнее руководство и Антимонопольный комитет. Но ведь люди умирают. И кто-то должен за это ответить. Считаю, что до тех пор, пока убийство из-за халатности и личной выгоды чиновников не будет приравнено к убийству с применением оружия, такие случаи в Украине будут повторяться.
2219Читайте нас в Facebook