Харьковчане готовятся к серийному производству новейшего украинского танка «оплот», который соответствует лучшим мировым образцам бронетанковой техники
В 2010 году украинская армия примет на вооружение 10 танков «Оплот». На территории бывшего СССР эта машина по своим характеристикам вне конкуренции. Несмотря на сверхсовременные разработки и уникальную систему защиты, в управлении эта чудо-техника довольно проста: в танке установлена комплексная система управления движением, которая сочетает в себе автоматизированную трансмиссию и штурвал.
«Мы не обижаемся на россиян, когда они пытаются убедить всех в своем превосходстве в деле танкостроения»
Харьковский завод имени Малышева -- уникальное по своим масштабам украинское предприятие. Основанный еще в 1895 году Русским Паровозостроительным обществом как завод «для производства паровозов и различных частей к ним», еще в те далекие годы он стал одним из ведущих производителей паровозов и двигателей внутреннего сгорания в Российской империи. Позже, уже в советское время на нем выпускали дизеля, трактора, танкетки, легкие и средние танки. Именно на заводе Малышева выдающимся конструктором Михаилом Кошкиным был создан легендарный лучший танк Второй Мировой войны «Т-34». Вообще, словосочетание «лучший танк» подходит ко многим образцам военной техники этого завода: в 60-х годах прошлого века был разработан танк Т-64, в котором впервые в мире был применен автомат заряжания и исключен один человек из экипажа, в 1995 году здесь был разработан один из лучших танков Украины Т-84, именно малышевцам удалось привести под знаменатель стандартов НАТО этот танк установкой пушки 120 мм (этот образец, названный «Ятаган», участвовал в Турецком тендере наравне с немецким «Леопардом»), в 2002 году модернизировать танк Т-64 до вида БМ «Булат», который соответствует современным мировым требованиям.
Новейшее изобретение украинских танкостроителей -- танк «Оплот», в очередной раз доказало, что равных харьковчанам нет во всем мире. В отличие от российских танкостроителей, которым пока особо хвастать нечем. Идущий в российские войска вариант танка Т-90 уже не может считаться современным, а полумифический Т-95, о котором говорят уже второе десятилетие, так никто еще пока и не видел.
-- Тем не менее, в российских СМИ периодически появляются публикации о заводе в Нижнем Тагиле, на котором выпускают самые лучшие на постсоветском пространстве танки, -- начал свою беседу заместитель генерального директора по маркетингу и логистике завода имени Малышева Николай Белов. -- Однако все мы прекрасно понимаем, что заявления подобного плана -- это чистая реклама, а иногда -- просто недобросовестная конкуренция. Складывается такое впечатление, что в России уже давно забыли, что харьковская и российская школа танкостроения -- это одно целое. Вообще, в СССР было две таких школы -- это харьковская и ленинградская, других школ не было. А завод в Нижнем Тагиле начал серийный выпуск «тридцатичетверок» только после того, как в уральский городок во время Великой Отечественной был эвакуирован коллектив Харьковского завода имени Коминтерна. Так что когда мы читаем о том, что «Нижнетагильский супер -- завод -- создатель легендарного «Т-34», то просто, -- немного замялся Николай Львович, -- как бы вам сказать, в общем, мы на них не обижаемся, -- рассмеялся мой собеседник.
Еще россияне пытаются убедить весь мир, что у харьковчан слабые возможности для производства танков массовой серии в сжатые сроки -- якобы из-за деградации наших мощностей. Что можно на это ответить? Я на этом предприятии работаю с 1997 года. После выполнения в 1999 году пакистанского контракта на поставку 320 танков Т-80УД на заводе был некоторый, можно сказать, простой. Но в 2001 году на вооружение украинской армии были поставлены 10 танков Т-84. А в 2002 году мы сделали модернизацию танка «Т-64» и сумели убедить украинских военных, что при ограниченности финансирования экономически целесообразно перевести армию на более современные образцы танков -- на «Булаты» и нам всего за полгода удалось восстановить весь цикл именно серийного производства таких танков.
Вообще, даже в годы простоя, после распада СССР и до первых серьезных заказов, харьковские конструкторы никогда не прекращали работать над созданием новых образцов. И самым удачным современным новейшим образцом в слове танкостроения мы считаем украинский танк «Оплот».
«Если солдат умеет водить машину -- то «Оплот» «освоит» за пять минут -- танк оборудован «автоматической коробкой передач»
-- Почему я говорю об этом танке как о новейшем образце? Да потому что в нем очень много новых конструктивных решений: более мощный гибридный турбопоршневой двигатель, комплексная система управления движением, усиленная динамическая защита, новый комплекс управления огнем и ряд других решений, -- продолжает Николай Белов. -- Самое главное и основное отличие этого образца -- усиленная динамическая защита. По защите боковой проекции наш танк превосходит все западные и российские машины. Мы сумели защитить его от самых современных снарядов тандемного действия. Чтобы было понятней -- что такое снаряд тамдемного действия? Боеголовка этого снаряда состоит из двух зарядов, расположенных один за другим. Первый, взрываясь, срывает динамическую защиту, а второй прожигает голую броню. Так вот, на «Оплоте» установлена двойная защита, которая и защищает именно от такого типа снарядов, в том числе и ракет с системами самонаведения.
Вторым принципиальным отличием украинского танка является новый прицельно-наблюдательный комплекс. Благодаря этой системе командир «Оплота» имеет возможность большей обзорности, также на танке установлены современные системы связи и навигационного обеспечения. Управление огнем производится с помощью цифрового технологического комплекса.
А двигатель мощностью 1200 лошадиных сил делает танк мобильным и маневренным на поле боя.
Однако, несмотря на такую серьезную «начинку», новый украинский танк довольно прост в управлении. Простоту управления «Оплотом» заметили и офицеры Министерства обороны, присутствующие на полевых испытаниях. Принцип управления суперсовременным танком довольно прост, и если солдат умеет водить машину, то танк «освоит» за считанные минуты, -- считают создатели «Оплота» -- а все потому, что в нем установлена та же «автоматическая коробка передач». В танке стоит штурвал -- это тот же самый руль автомобиля, и электронная гидравлическая система, которая позволяет переключение передач делать автоматически.
Нашим конструкторам удалось решить еще одну довольно непростую задачу, -- подчеркнул Николай Львович. -- В американских, немецких, израильских танках используется автоматическая коробка передач, основанная на гидротрансформаторе и требующая огромной системы охлаждения. Все вместе имеет внушительные габариты, а танк -- соответствующий привес и прирост. Мы оставили те же габариты, и в тех же размерах решили проблему. Самое высшее достоинство нашей силовой установки для танка -- это то, что она автоматизирована, но при этом самая маленькая и самая надежная для работы в жарких условиях. Машина превосходно работает при температуре плюс 55 градусов, что никто из производителей танков не может сказать о своих изделиях».
Однако, несмотря на перспективу использования танка в жарких странах, в варианте для украинской армии кондиционер не установили -- наверное, рассчитывая на выносливость украинского солдата, но возможность такая конструктивно предусмотрена. Также существенным плюсом нового украинского танка является и относительно невысокая стоимость, по сравнению с американскими, французскими и немецкими аналогами. По предварительным данным, стоимость «Оплота» варьируется в пределах 4, 5 миллионов долларов.
Планируется, что серийное производство новейших танков начнется уже в этом году, -- об этом недавно заявил журналистам министр промышленной политики Украины Владимир Новицкий.
Танки «Оплот» поступят на вооружение одной из танковых бригад 6-го армейского корпуса Сухопутных войск ВС Украины.
Все комплектующие, агрегаты и приборы первого национального танка «Оплот», разработанного КП «Харьковское конструкторское бюро машиностроения им. Морозова», являются продуктом украинских производителей, а их только крупных более 30, головным из которых является Государственное предприятие «Завод имени В. А. Малышева». Сегодня смело можно заявить, что танковая отрасль в Украине жива, а при поддержке государства может давать не только современнейшие образцы техники, но и, надеемся, крупные валютные поступления от продажи танков иностранным партнерам.
1174Читайте нас в Facebook