Мать прооперированного на "Трилоджи" 5-летнего Ромы: "Я уже думала, что сын обречен"
— До пяти лет Роман рос здоровым, активным ребенком, развивался, как и все дети, — говорит мама мальчика Анна Сахно из Обухова. — Однако нынешней весной я заметила, что у сына начала выворачиваться правая нога. Порой ему было трудно удержать равновесие, он спотыкался, падал, стал часто жаловаться на головную боль, быстро уставал. Я отвела Рому к невропатологу. Нам назначили МРТ, исследование показало: один из сосудов, расположенный в стволе головного мозга, расширен и напоминает мешочек с кровью, который в любой момент может лопнуть. Врачи объяснили: если это произойдет, пострадают все жизненно важные центры, отвечающие за дыхание, зрение, слух, и тогда случится непоправимое. Сыну требовалась операция, ради которой мы поехали в Киев в Институт нейрохирургии. Но, как оказалось, на тот момент врачи не могли помочь Роману.
*Анна Сахно: «Уже через два часа после операции Рома ходил, играл. Я очень благодарна врачам за то, что они спасли моего сына»
— Если бы речь шла о взрослом пациенте, мы еще весной прооперировали бы мальчика на линейном ускорителе «Трилоджи»: аппарат без разреза и боли облучает опухоль или поврежденный сосуд, превращая его в рубец, — говорит заведующий радиологическим отделением Института нейрохирургии имени академика
— За эти полгода состояние сына действительно ухудшилось, — продолжает Анна. — Рома, который всегда был послушным, усидчивым, вдруг стал вспыльчивым и вредным. Например, если вечером сын не хотел спать, то начинал кричать, обзываться, и мы с мужем не могли его успокоить. С другими детьми ребенок тоже стал нетерпимым, забирал чужие игрушки. На одном из обследований нам сказали: это происходит из-за небольшого кровоизлияния в мозг. Тогда я с ужасом подумала о том, что без операции мой сын обречен. Но тут позвонили столичные врачи и сказали: «Приезжайте, мы сможем помочь вашему ребенку».
Все очень переживали, как сын перенесет наркоз (его не дают взрослым пациентам во время такой операции. — Авт.), но все прошло успешно. Уже через два часа после вмешательства Рома ходил по отделению, играл.
*"Теперь состояние Ромы должно постепенно улучшаться, — говорит Андрей Грязов. — Через месяц мы ждем мальчика на контрольное МРТ, чтобы увидеть первые результаты лечения"
— Сама по себе операция совершенно безболезненна, единственный неприятный момент — это фиксация рамки (или индивидуальной маски) на голове пациента, — говорит Андрей Грязов. — Но в данном случае наркоз необходим для того, чтобы ребенок не двигался во время подготовки и самой процедуры. Непосредственно перед вмешательством мы делаем МРТ, данные которого совмещаем с КТ-изображением, содержащим систему координат, и с точностью до миллиметра вычисляем местоположение опухоли или поврежденного сосуда. Далее в линейном ускорителе задаем нужную программу и направляем лучи в конкретную точку, не задевая соседние участки мозга. Это возможно только в том случае, если в процессе проведения МРТ и облучения голова пациента жестко зафиксирована. Ребенку это сложно выдержать, поэтому здесь нужно вводить наркоз. Благодаря анестезиологу Ольге Каменской операция у Романа прошла успешно.
Важно понимать: во время вмешательства мы не удаляем опухоль, а воздействуем на нее пучками радиолучей, после чего в течение полугода она разрушается. Приблизительно то же самое происходит и с сосудистыми аномалиями, а на месте поврежденного сосуда образуется рубец. Наблюдать этот процесс будем по результатам дальнейших обследований.
— Каким пациентам показаны вмешательства на линейном ускорителе?
— В первую очередь для лечения онкобольных как с первичными опухолями головного мозга, так и с метастазами. Недавно пациенту во время одной операции убрали сразу 14 метастазов. Мы запрограммировали устройство таким образом, чтобы лучи подавались равномерно на каждую из опухолей, полностью разрушая ДНК раковых клеток. Бывают случаи, когда даже после операции у человека появляются новые метастазы. Например, один такой пациент в течение двух лет перенес четыре вмешательства. Зато теперь у него хорошие результаты, человек уже вышел на работу. К слову, радиологический метод — единственный, позволяющий убирать множественные метастазы. При помощи «Трилоджи» мы также оперируем пациентов с доброкачественными опухолями, сосудистыми аномалиями — аневризмами, ангиокаверномами, артериовенозными мальформациями.
Год назад начали применять этот метод для лечения невралгии тройничного нерва. При этом заболевании человек страдает сильными «стреляющими» болями в ушах, голове, глазах, губах и даже зубах. Рентгеновские лучи аппарата «Трилоджи» воздействуют на небольшой участок веточки тройничного нерва, после чего боль проходит. Нашей первой такой пациенткой стала 60-летняя женщина из Броваров Киевской области. Перед операцией она плохо выглядела, была истощенной и измученной постоянной болью, жаловалась на бессонницу. Спустя месяц, когда пациентка пришла на обследование, я ее не сразу узнал: выспавшаяся, спокойная, ухоженная. Ее больше не беспокоили боли. Помню, нам даже звонил ее лечащий невропатолог, который был поражен таким результатом.
Идея собрать деньги на оборудование, с помощью которого можно без крови и боли удалять труднодоступные опухоли в головном мозге, появилась у журналистов «ФАКТОВ» девять лет назад. Тогда мы впервые рассказали историю 12-летней киевлянки Тани: чешские врачи посредством гамма-ножа (радиохирургический аппарат, позволяющий выполнять бескровные операции) удалили юной пациентке опухоль головного мозга всего за 15 минут. Как оказалось, граждане Чехии купили оборудование за народные средства. С этого и началась всенародная акция «Гама-нож для Украины», эмблемой для которой стал рисунок украинской художницы Евгении Гапчинской — девочка с распущенными волосами держит в руках мишку. По удивительному стечению обстоятельств, нарисованная девочка — точная копия нашей героини Тани, которую художница до этого ни разу не видела.
Чтобы читатели осознали необходимость покупки гамма-ножа, «ФАКТЫ» начали писать о людях, нуждающихся в бескровных операциях. На счет, открытый в Институте нейрохирургии, стали приходить по пять, десять, сто тысяч гривен со всей Украины. Причем участие в акции принимали как известные предприниматели, так и пенсионеры. Одна бабушка отправила письмо, в котором призналась, что отдала 800 гривен, отложенные на покупку пальто. Многие не называли своих имен и фамилий. Регулярно перечисляли деньги сотрудники линейных отделов милиции на железной дороге, больниц и школ. Поразила история воспитанников детского сада, которые, узнав об этой акции от своих воспитателей, отказались от покупки кукольного театра и перечислили две тысячи гривен. А известный певец Виктор Павлик каждый месяц отдавал определенную часть своего гонорара. Таким образом за полгода люди собрали более миллиона долларов! Но этих денег все равно не хватало. Тогда акцию поддержало правительство Украины, выделив недостающую сумму из бюджета. К тому времени в мире появилось более современное оборудование — линейный ускоритель «Трилоджи», который и решено было приобрести. На базе Института нейрохирургии даже построили отдельный радиохирургический центр, где теперь украинские специалисты спасают не только взрослых и подростков, но и детей.
Примечательно, что в 2010 году акция «Гамма-нож для Украины» была признана самой масштабной среди благотворительных мероприятий в истории нашей страны и удостоена премии «Гордість країни» в номинации «Всем миром». За это главный редактор газеты «ФАКТЫ» Александр Швец и заместитель директора Института нейрохирургии Виталий Цымбалюк получили статуэтки на сцене Национальной оперы Украины, после чего главный редактор самой массовой в Украине газеты сказал: «Это награда для каждого из тех, кто перечислял деньги на покупку аппарата». Виталий Цымбалюк его поддержал.
— Несмотря на экономический кризис, нам все же удалось завершить проект и приобрести линейный ускоритель, — говорит заместитель директора Института нейрохирургии, руководитель клиники восстановительной нейрохирургии, вице-президент Академии медицинских наук профессор Виталий Цымбалюк (на фото). — Это большой успех. За четыре года мы провели около тысячи вмешательств и очень довольны результатами. Теперь у нас есть возможность спасать как взрослых, так и детей, которые раньше были обречены. В первую очередь это люди с опухолями, расположенными в жизненно важных центрах, пациенты, страдающие сахарным диабетом и другими сопутствующими недугами, при которых открытая операция противопоказана. Раз в неделю вместе с руководителями всех клиник проводим консилиум и обсуждаем особо тяжелые случаи.
Изначально мы планировали приобрести гамма-нож, но выбрали «Трилоджи», так как его можно модернизировать, дополнять все более современным оборудованием. Благодаря этому мы можем оперировать не только онкобольных, но и людей с другими патологиями, врожденными аномалиями и болевыми синдромами. Мы регулярно следим за мировыми новинками в области нейрохирургии и стараемся применять их у себя.
— У метода есть противопоказания?
— Да. Бескровные операции можно делать в тех случаях, если опухоль не больше трех с половиной сантиметров. К сожалению, к нам часто обращаются люди с уже запущенной болезнью, у которых образование достигло больших размеров. Очень обидно отказывать человеку, зная, что еще год назад ты мог ему помочь. Поэтому я настоятельно рекомендую раз в год делать магнитно-резонансную томографию (МРТ). Это совершенно безопасное исследование. В первую очередь оно необходимо людям старшего возраста, а также тем, кто перенес онкозаболевание. Метастазы часто возникают после меланом, рака почки и молочной железы.
Чтобы выявить болезнь на ранней стадии, нужно быть очень внимательным к себе. Если появились такие симптомы, как головные боли, нарушение координации движений, шум в ушах, нужно обратиться к участковому невропатологу. Врач может выписать направление в консультативную поликлинику столичного Института нейрохирургии.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
7279Читайте нас в Facebook