ПОИСК
Культура и искусство

Марио Варгас Льоса: "В нынешней цивилизации не остается места человеческим ценностям"

22:20 13 ноября 2014
Марио Варгас Льоса
Инф. «ФАКТОВ»
Всемирно известный писатель, лауреат Нобелевской премии прочел лекцию в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко

Многие произведения Марио Варгаса Льоса, всемирно известного перуанского прозаика и лауреата Нобелевской премии по литературе за 2010 год, являются стремлением постичь природу диктатуры и диктаторов. В 1990-м Льоса — писатель и борец за права человека — баллотировался на пост президента Перу, но проиграл выборы авторитарному Альберто Фухимори, который установил диктатуру и последующие десять лет тиранил перуанцев. К счастью, не безнаказанно. В 2007 году Фухимори был осужден за злоупотребление властью и приговорен к 25 годам тюремного заключения. А Марио Варгас Льоса покинул Перу, поселился в Испании и стал описывать в своих книгах «обнаженный трагизм национального беспамятства».

«Отечество — это не флаги, гимны и непререкаемые речи о безупречных героях, а горстка мест и людей, населяющих и окрашивающих меланхолией наши воспоминания, согревающих нас теплым ощущением того, что, где бы мы ни были, у нас всегда есть дом, куда можно вернуться», — говорит Льоса. Оказывается, он давно хотел попасть в Украину и увидеть народ, который своим сопротивлением диктатуре и коррупции вдохновил весь цивилизованный мир. На днях знакомство состоялось. Льоса прочел лекцию для студентов столичного университета имени Шевченко. В маленьком зале собралось около тысячи человек, которые, несмотря на тесноту и духоту, слушали перуанского интеллектуала с замиранием сердца.

«ФАКТЫ» предлагают читателям его наиболее интересные ответы на прозвучавшие вопросы.

— Я очень хотел приехать сюда, поскольку за последние месяцы Украина превратилась в центр, за которым наблюдает весь мир, — признался Марио Варгас Льоса. — Сейчас ваша страна переживает очень тяжелые времена, но это время борьбы за свободу, демократию и законность. Одна из причин, почему я так хотел посетить Украину, — это движение гражданского общества, которое пытается покончить с авторитарной традицией. Украинцы не хотят больше российских интервенций и коррупции. Им надоело, что политика является не реальным делом, а лишь средством личного обогащения. Я хотел увидеть и увидел все это своими глазами.

РЕКЛАМА

Дело в том, что интеллектуалы нашего времени стали циниками, они утратили энтузиазм и уверенность в будущем. Но то, что случилось в Украине, создало исключительный прецедент. Интеллектуалы Европы, Латинской Америки и США, годами не интересовавшиеся политикой, вдруг посмотрели на то, что делает Украина, и захотели принимать участие в общественных процессах. Они мобилизовались, вновь ощутили ценность Европы, объединения, демократии, стали солидарны с украинцами. Солидарны в своем остро критическом отношении к путинской России, его колонизаторской политике и царящему там насилию.

С замиранием сердца мы наблюдаем за тем, что происходит в вашей стране. И очень важно, чтобы движение сопротивления в Украине не провалилось, несмотря на «Новороссию» и Россию. Чтобы дух критики не сошел на нет. Потому что если Путину удастся сохранить марионеточные республики («ДНР» и «ЛНР»), эти российские анклавы, это будет означать фактический конец демократии в Украине. Очень важно, чтобы страна интегрировалась в Европу и жила в мире.

РЕКЛАМА

— Большинство украинцев уверены, что Европа солидарна с нашим государством только на словах. Что вы об этом думаете?

— Действительно, Европа проявила недостаточно солидарности с вами. Думаю, европейским общественным организациям надо активизироваться и давить на свои правительства. Во многих правительствах существует предубежденность по поводу открытого противостояния России, но я считаю, что пришло время сказать Путину «Хватит!».

РЕКЛАМА

Для диктатур во всем мире существование такого огромного общества, основанного на духе свободы, является очень страшным. И важно, чтобы Европа будущего поддерживала свободу от тоталитарных режимов, чтобы политика Путина, которая, к сожалению, пользуется поддержкой российского общества, не находила одобрения и поддержки у европейцев.

Сегодня Россия является униженным обществом, отданным Путину, который правит по принципу абсолютной монархии, окруженный бандой сообщников, пытающихся вернуть то, с чем, как мы надеялись, давно покончено: традиции сталинского и царского режимов. В свою очередь Западная Европа еще никогда так долго не жила в мире, как последние полвека — благодаря существованию ЕС. Чтобы увидеть, какую пользу приносит Евросоюз, посмотрите на периферийные районы, на Польшу или страны Балтии, например, которые вышли из Советского Союза, получили независимость и процветают.

— Что-то угрожает демократии и миру в Европе?

— Наибольшей угрозой для демократии являются национализм и религиозный фундаментализм, фанатизм. После двух мировых войн многие верили в гибель национализма. Но он снова возник, провоцирует насилие и действительно угрожает современной западной цивилизации, построенной на ценностях свободы и сосуществования. Такую же угрозу несет религиозный фанатизм.

Сейчас существует огромное напряжение и снова формируются абсолютно враждебные друг другу фронты, где на смену диалогу приходят война и террор. В Европе возрождается национализм, и он несет в себе угрозу всем достижениям европейской интеграции, включая интеграцию восточной и западной Европы. Возрождение национализма чрезвычайно опасное явление, поскольку затрагивает даже такие развитые, демократические страны, как Франция.

Мы защищаем демократические ценности, а национализм их отрицает. Центральным стержнем национализма является популизм, который вышел на первое место. Какие бы проблемы ни возникали в мире, за ними стоит национализм, принимающий самые различные формы. Это видно на примере Шотландии, где националисты потерпели поражение в ходе референдума, и Испании, где национализм несет серьезную угрозу целостности государства. Он похож на зверя, вырвавшегося из клетки, и теперь никто, включая испанское правительство, не знает, как с ним совладать.

Националисты видят дерево, но не видят леса. Чтобы увидеть лес, нужно понять: если мир хочет развиваться, он должен стирать границы, покончить с империализмом и колониализмом.

Нам всем необходимо понять, что демократические силы должны объединиться и повести решительную борьбу с национализмом. Только в этом случае мы его сможем победить.

— Стоит ли Европе брать пример с Украины?

— Да. В Украине люди поднялись против коррупции. Европейцам следует, взяв с вас пример, подняться и заявить о себе. Ведь в демократических странах коррупция привела к глубокому разочарованию людей. Финансовый кризис во многом был спровоцирован именно коррупцией, а не плохой политикой.

Коррупция в силу своей алчности не имеет границ. Даже законы, которые должны служить тормозом на пути коррупции, периодически рушатся, не в силах с ней справиться. К примеру, в Испании коррупция наносит немыслимые беды экономике страны. Что не может не сказываться на настроениях в обществе, которое с каждым днем испытывает все большее разочарование.

Нынешняя цивилизация настолько коррумпирована, настолько низко пала, что в ней не остается места законности и человеческим ценностям. Идеи ничего собой не представляют, если зиждутся на чистом прагматизме. Голый прагматизм рождает чудовищ. Человечество сейчас с легкостью отказывается от традиционной литературы, демократии, критического духа, идеи борьбы со злом.

— И как добро может победить зло…

— Размышляя о современном мире, мы никогда не должны терять надежду. Мы должны знать, что хорошего больше, чем плохого. Это кажется абсолютно очевидной вещью, но почему-то время от времени мы об этом забываем. Окончательной победы не бывает. Есть частичные победы свободы. На этом пути будут неудачи, падения.

Я верю, что человечество идет по пути прогресса, ведь сейчас мы живем намного лучше, чем в каменном веке, чем в средние века или во времена Инквизиции. Наше нынешнее положение не идет ни в какое сравнение с колониальными временами или даже с эпохой 50-х — 60-х годов прошлого столетия. Прогресс есть, но он не приходит сам по себе, это ведь не природная катастрофа. За результатом всегда стоит человеческая деятельность, и очень важно, чтобы человек действовал целенаправленно и не впадал в пессимизм или паралич.

— На ваш взгляд, есть ли какие-то плюсы в диктатуре?

— Когда при власти диктатор, народ не может свободно выражать свои мысли и желания, а потому вынужден пускать энергию в творческое русло. Возникает задача так сформулировать «послание», чтобы цензура его пропустила, а читатель или зритель понял, о чем оно. За творчеством следят меньше, чем за политикой. Вот, к примеру, у нас в Перу очень активно развивались музыка, танцы, кулинария, литература… И сейчас Перу — зеркало мира: страна с богатейшей интернациональной культурой.

Диктаторы в большинстве своем — малограмотные чиновники. Они не догадываются, что литература может нести в себе опасность. Читающие люди всегда были в меньшинстве. Между тем в странах, где ограничен доступ к информации, литература может оказаться единственным ее источником.

— Существует стереотип, что политика — это прибежище негодяев. Как контролировать политиков и заставлять их приносить пользу своей стране?

— Политика — дело презренное. В то же самое время понятно, что, повернувшись к ней спиной, мы подвергаем себя опасности, ведь политика может оказаться в руках плохих людей. Если вы полагаете, что она отвратительна и лучше держаться от нее подальше, то даже не сомневайтесь, что она тут же окажется в руках негодяев и посредственностей. Политику можно очистить от мерзавцев лишь в том случае, если туда придут порядочные люди. Оставите же ее в руках негодяев — и она будет становиться все более и более отвратительной.

Важнейшая задача заключается в том, чтобы убедить умных, достойных и щедрых людей идти в политику.

Подготовила Мария СЫРЧИНА, «ФАКТЫ»

3765

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров