Давид Черкасский: "Когда к нам на киностудию приезжал Зиновий Гердт, сразу начинался праздник"
«Приключения капитана Врунгеля» были созданы на студии «Киевнаучфильм». Премьера состоялась на Центральном телевидении в 1980 году во время школьных зимних каникул. Успех мультфильма был огромный.
Над его созданием работала звездная команда: режиссер Давид Черкасский, актеры Зиновий Гердт, Евгений Паперный, Семен Фарада, Георгий Кишко, Вениамин Смехов и другие талантливые личности.
О том, как создавались «Приключения капитана Врунгеля», «ФАКТАМ» рассказали режиссер-мультипликатор Давид Черкасский и народный артист Украины Евгений Паперный.
«Мы жили шикарно. Никогда себе не отказывали в веселье»
— Давид Янович, как родилась идея создания мультфильма?
— Нам на студию прислали из Москвы сценарий Ивана Воробьева и предложили сделать картину. Я с удовольствием взялся, потому что повесть «Приключения капитана Врунгеля» Андрея Некрасова была любимой книгой моего детства. Картина получилась более остросюжетной. Она дополнена многими моментами, которых не было в книге. Мульфильм имел успех не только в СССР, но и во всех странах социалистического лагеря. Он был переведен на польский, венгерский и другие языки. А у нас одним из свидетельств популярности было появление в продаже огромного количества «пиратских» видеокассет с мультфильмом. Кто-то, видимо, крепко на этом заработал.
*Кадр из фильма «Приключения капитана Врунгеля»
— Тринадцать серий. Цифра вас не смущала?
— Я даже не думал об этом. У нас все шло как по маслу.
— Такие ведь блестящие актеры озвучили роли!
— Да, это так. Актера на роль капитана Врунгеля, правда, найти никак не удавалось. Приезжали артисты из ведущих театров Ленинграда и Москвы, но получалось не совсем то. И вдруг моя ассистентка Рита сказала: «Давайте попробуем на эту роль Гердта». Он приехал, и через несколько минут стало ясно: то, что нужно! Зиновий Ефимович так украсил собой картину, что она засверкала. Гердт за день записал девять песен! А дальше пошло-поехало… Он был потрясающим человеком, очень веселым. Ничего наносного, хотя был одним из лучших актеров в стране. Мы вскоре подружились, потом много лет общались.
А вообще, все актеры в картине были хороши: и Женя Паперный, и Жора Кишко, и Семен Фарада… Успех обеспечили и прекрасный художник Радна Сахалтуев, и потрясающий композитор Жора Фиртич, и автор слов песен Ефим Чеповецкий, который недавно умер в Америке в довольно преклонном возрасте — он прожил более 90 лет. Ведь какая прекрасная песня «Как вы яхту назовете, так она и поплывет»! И вы знаете, в этих словах что-то на самом деле есть: мысли способны материализоваться. Одним словом, работалось всем нам хорошо.
— Но и отдыхать, говорят, вы умели, что называется, по полной.
— Ну, а как же, скажите, трудиться без завтрака и ужина (улыбается)? Когда к нам на киностудию приезжал Гердт, сразу начинался праздник! За первые два дня мы все записывали, а потом правили и праздновали. Жили шикарно. Не в плане денег, о них тогда не думали, просто никогда себе не отказывали в веселье.
— Давид Янович, а вы хоть когда-нибудь отправлялись, как герои вашего мультфильма, в кругосветные путешествия?
— Я был председателем жюри международного фестиваля телевизионных фильмов «Бархатный сезон». На большом пароходе мы плавали по морю, побывали в разных странах Европы. Но вообще-то я не путешественник, я горнолыжник. Точнее, был им раньше. Сейчас мне 83 года, а прежде я любил хоть на две недели зимой поехать в горы — для меня это было огромное удовольствие!
*Давид Черкасский и Евгений Паперный подружились в процессе работы над мультфильмом «Приключения капитана Врунгеля» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— В мультфильме я озвучил роли старшего помощника капитана Врунгеля Лома, а также Шефа и еще нескольких персонажей, — рассказывает Евгений Паперный. — Пригласил меня и Георгия Кишко (он озвучил Фукса. — Авт.), узнав, что мы закончили Щукинское училище, Давид Черкасский. До этого Давид Янович сотрудничал с Театром на Таганке. А тут, увидев, что у него прямо под боком в Киеве появились два таких «спеца», решил, что будет с нами сотрудничать. Сначала свои актерские возможности мы показали в коротеньких мультфильмах. А потом Черкасский пригласил нас в крупномасштабную картину — «Приключения капитана Врунгеля». В процессе работы мы и подружились.
— Как вам работалось с легендой кинематографа Зиновием Гердтом?
— Он был уже почтенный человек, а я еще совсем юный и неопытный. Мне было лет 26, когда начались съемки «Приключений». Естественно, Гердт был для меня кумиром и авторитетом. Он приезжал в Киев на два-три дня и работал у микрофона по восемь часов. Я восхищался и тоже старался не ударить в грязь лицом. А Черкасский, чтобы работалось лучше, постоянно нас поддерживал чайком, кофейком, коньячком, бутербродами и «Киевским» тортом. За ширмочкой в студии был накрыт столик, и мы могли подкрепиться. Сейчас это «райдер» называется. А тогда мы этого слова и не знали (смеется).
Приезжая в Киев, Гердт обычно останавливался в гостинице «Украина». И мы после работы иногда к нему приходили в люкс. В целях экономии, чтобы не заказывать еду и напитки в ресторане, все приносили с собой. Помню, как мы уже зашли в гостиницу, а он чуток отстал, так как еще не докурил сигарету. Обещал, что догонит нас. И вот ждем, а его нет и нет. Вернулись: «Зиновий Ефимович, ну давайте же!» А он: «Сейчас, сейчас». А сам еще с сигаретой стоит. Сигареты он курил хорошие, дорогие. До урны было метров пять. И вот он одним щелчком… попадает окурком в урну. Это был высший пилотаж!
«После выхода мультфильма мы с творческими вечерами исколесили всю Украину»
— Помните, как впервые ощутили на себе популярность мультфильма?
— Популярность «Приключений капитана Врунгеля» была всесоюзной. Мультфильм полюбился и детям, и взрослым. Популярными стали песни, цитаты… А мне мультфильм дал куда больше известности, чем работа в театре. Спектакль смотрели тысячи людей, а мультфильм — миллионы. После его выхода нас с Давидом и Жорой стали приглашать на творческие встречи. Мы исколесили всю Украину! Разыгрывали сцены, пели песни… Как нас встречали, сколько цветов дарили! Но особую славу я ощущал, когда приходил в гости к знакомым, у которых подрастали сыновья и дочери. Когда дети друзей узнавали, что к ним домой придет помощник капитана Врунгеля Лом, сколько было радости! Конечно, мне приходилось изображать, петь… К слову, «Песня гангстеров» на слова Ефима Чеповецкого и музыку Георгия Фиртича («Мы бандито, гангстерито…») стала моей визитной карточкой. До сих пор ее исполняю в концертах.
— Слышала, что перед сдачей картины вам приходилось работать едва ли не круглосуточно.
— Да, у нас на студии было, как у студентов, «спячка — раскачка — горячка». Во время семестра студент ничего не делает, за три дня до экзамена начинает суетиться, и вдруг … день экзамена! Так и мы: медленно-медленно что-то делали, а потом вдруг Черкасский: «Мама-мия, нужно уже сдавать картину, везти в Москву в Госкино!» И тогда группа селилась на студии со своими раскладушками! Рисовали и монтировали круглые сутки.
— В жизни с вами случались приключения, сродни тем, что в мультфильме?
— Мы их сами и организовывали. Когда на теплоходе проходил фестиваль анимационного кино «КРОК», доверчивого Давида Черкасского решили разыграть. «Пираты» (роли которых исполняли артисты одной из приглашенных на фестиваль делегаций) затеяли на судне переворот. У президента фестиваля Черкасского похитили его белый китель, брюки… А я как раз прилетел из Норвегии, где у меня проходили творческие встречи, «догнал» теплоход под Херсоном. Врываюсь, вижу «беспредел», сколачиваю свою «группу захвата», которая этих «пиратов» выбрасывает за борт. Такие вот игры порой устраивают творческие люди!
Вспоминается еще один розыгрыш. Как-то коллеги решили оригинально поздравить главврача одной из больниц. В день его юбилея ему объявляют, что… неожиданно нагрянула проверка из Минздрава. Он сидит в своем кабинете. И вот захожу я, в солидном костюме, и начинаю петь: «Мы бандито-гангстерито»… У врача-юбиляра глаза на лоб полезли. Меня он не узнал, и вообще не мог понять, что происходит. Коллеги же сняли этот розыгрыш на камеру и подарили ему диск на память.
2795Читайте нас в Facebook