Юлия Пересильд: "Настоящий снайпер стреляет между двумя ударами сердца"
Идея снять фильм о женщине-снайпере Людмиле Павличенко, убившей во время Второй мировой войны 309 фашистов, родилась два года назад. Совместный российско-украинский проект планировался к 70-летию Победы. Проект несколько раз откладывался, тем не менее благодаря усилиям съемочной группы во главе с режиссером Сергеем Мокрицким фильм «Незламна» таки появился. Прокат картины стартовал в Украине и России. На очереди Америка и Китай. Телеверсию фильма покажет канал «Украина». Людмилу Павличенко воплотила на экране российская актриса Юлия Пересильд, специально приехавшая на украинскую премьеру. В картине снимались Евгений Цыганов, Никита Тарасов, британская актриса Джоан Блэкхем, сыгравшая Элеонору Рузвельт, украинские артисты Станислав Боклан, Дмитрий Лаленков. Фильм стал последним для известного украинского актера Виталия Линецкого, погибшего летом прошлого года. Бюджет картины рекордный для Украины — 5 миллионов долларов.
Перед украинской премьерой режиссер Сергей Мокрицкий признался, что с нетерпением и опаской ждет реакции публики. Когда по экрану пошли последние титры, в зале воцарилась тишина, что заставило режиссера изрядно поволноваться. Но через несколько секунд раздались аплодисменты, а некоторые зрители даже плакали. Несомненно, эмоциональности фильму придала и трогательная композиция группы «Океан Эльзы» «Обiйми мене».
— Я счастлива быть в Киеве с премьерой! — сказала Юлия Пересильд, хрупкая кудрявая блондинка в нарядном белом платье, подчеркивающем стройную фигурку. — Собираясь на премьеру в Украину, я не услышала от своих коллег и друзей ни одного слова упрека или обидной фразы по поводу того, что снялась в украинской картине. Наоборот, мы рады, что можем общаться друг с другом, понимаем, любим и создаем кино, которое говорит всем: «Война — это очень плохо! Убивать друг друга — что может быть страшнее!»
Этой картины, наверное, не должно было быть. Но удалось сделать так, что она все-таки появилась. Наш фильм об уникальной женщине. Я просто влюбилась в свою героиню. Съемки давно закончены, а книга с ее биографией до сих пор находится у меня в сумочке. В ней поражает все. Людмила Павличенко — не очередной миф, придуманный советской пропагандой, а реальная женщина. Она родилась в семье военного и учительницы, училась на историческом факультете университета имени Тараса Шевченко в Киеве. Еще студенткой увлеклась стрельбой. Война застала Людмилу в Одессе, где студентка проходила практику. С первых же дней войны она пошла добровольцем на фронт и стала самой успешной в мировой истории женщиной-снайпером.
Павличенко действительно дружила с женой американского президента Элеонорой Рузвельт. И действительно во время поездки советской делегации в США произнесла знаменитую фразу: «Джентльмены, мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?» И вскоре американцы открыли Второй фронт. Певец в стиле кантри Вуди Гатри написал о ней песню «Miss Pavlichenko». Для меня эта женщина создана из парадоксов. Кажется, что такого не может быть. Но это было. И я старалась это передать.
В картину я попала странным образом. Пришла на встречу с Сергеем Мокрицким, будучи на седьмом месяце беременности, уже с довольно заметным животом. А он начал задавать странные вопросы: «Чего у вас вес так колеблется?» Дал мне винтовку подержать, а потом спрашивает: «Что вы планируете делать в июле?» «Вообще-то я рожать собираюсь», — ответила. Сразу же после рождения ребенка я приступила к съемкам.
— Что для вас было самым сложным во время съемок?
— Стать снайпером, чтобы мне поверил зритель. Я узнала очень много об этой профессии, занималась с инструктором, бегала, прыгала, ползала, стреляла. Оказывается, настоящий снайпер стреляет между двумя ударами сердца. Он должен обладать невероятной выдержкой и спокойствием. Людмила Павличенко умела в самой критической ситуации, под бомбежкой, сохранять хладнокровие. Я совсем не такая.
У нас на картине был военный консультант Сергей Прищепа. Он настолько предан своему делу, что даже без предупреждения приходил ко мне в театр. Как-то приехал с винтовкой Мосина в чехле. «А как ты ехал?» — удивилась я. — «В метро». — «И полиция тебя не остановила?» — «Остановила». У меня глаза на лоб полезли от удивления: «И что ты им сказал?» — «Признался, что в чехле винтовка. Они засмеялись и пошли себе. А я поехал». Мне пришлось тренироваться, ползая по коридорам театра с винтовкой Мосина за спиной. Коллеги, проходя мимо, удивлялись и хохотали.
— Не побоюсь этого пафосного слова, но сама судьба будто подавала мне знаки о Людмиле Павличенко, — признался после премьеры Сергей Мокрицкий. — На моем пути стали попадаться люди, вещи, убеждающие меня в реальности событий из жизни снайпера. Прежде всего ее книга — совсем ветхая, а на первой страничке надпись: «Олеженьке от мамы». Это Павличенко своему сыну подписала. Потом я познакомился с сотрудницей севастопольского музея. Она показала мне реальные письма Павличенко ее сестре и маме, письма от Элеоноры Рузвельт. Исходя из этой переписки, я сделал выводы, что Людмила Михайловна была очень умной женщиной, с чувством юмора. Также я познакомился с жительницей Севастополя, которая лично знала легендарного снайпера. Сопоставив все факты, твердо решил снимать фильм о Павличенко. На одном из мероприятий поделился своими планами с известным оператором Анатолием Мукасеем («Берегись автомобиля»). «Так я знаю Павличенко с младых лет! — сказал Мукасей. — Она дружила с моими родителями (Михаил и Елизавета Мукасей — легендарные советские разведчики), часто приходила к нам в гости. Даже есть фотография, на которой Людмила Михайловна держит меня, двухмесячного, на руках.
*Режиссер Сергей Мокрицкий: «Сама судьба подавала мне знаки о знаменитом снайпере»
Сначала мы с женой — продюсером Натальей Мокрицкой — обратились в Госкино России, потом была встреча в Киеве. Нашу идею поддержали, мы собирались снять совместный проект о Герое Советского Союза снайпере Людмиле Павличенко к 70-летию Великой Победы над фашистской Германией.
Снимать начали в 2013 году. До начала трагических событий в Украине в Севастополе успели снять почти все запланированное. Доснимали в Одессе и Киеве. События, о которых говорится в этой картине, напоминают всем, что война — дело гадкое, мерзкое и ненужное. Об этом говорит герой картины — военный врач Борис. Этот персонаж — рупор моего восприятия войны. Подписываюсь под каждой его фразой.
— Виталий Линецкий, снявшийся в вашем фильме, к сожалению, ушел из жизни.
— Он потрясающий актер. Я давно за ним наблюдал, заприметил еще в фильме Киры Муратовой «Вечное возвращение». Приехав в Киев на пробы, сразу решил, что Виталий будет играть у меня в фильме. На площадке мы подружились, понимали друг друга с полуслова. Он был очень требовательным к себе. Роль у него сложная, с огромными перепадами морального беспокойства. Линецкий играет начальника снайперской школы. Поначалу он очень плохо относится к курсантам, но потом открывает свою душу, и мы начинаем понимать причину такого отношения. Он не то чтобы издевается, он хочет спасти их жизни. Понимает, что ждет этих молодых парней и девушек. Вот это и есть высшая степень любви. В «Фильме о фильме» у нас будут воспоминания и о Линецком, и о тех днях, которые мы провели вместе. Очень жаль, что его нет с нами.
— Как в вашей картине оказалась британская актриса Джоан Блэкхем?
— Ее пригласили на пробы и сразу же утвердили. Элеонора Рузвельт ведь училась в Британии, что отразилось на ее воспитании, характере. Чувствовался внутренний стержень первой леди США. Джоан была именно такой. На съемки в Киев она привезла с собой аудиозаписи речей Элеоноры Рузвельт, огромную книгу с фотографиями, статьями, посвященными жизни Элеоноры. Джоан была абсолютно готова к роли. Вся группа влюбилась в ее работоспособность, английский юмор, отдачу.
— В фильме много спецэффектов. Сжигание актеров в кадре — тоже трюк?
— У нас на съемках был прекрасный специалист — украинский пиротехник Александр Суворов. Он работал на «Девятой роте». В нашей картине все взрывалось, стреляло, летало под его чутким руководством. Он так профессионально «взрывал» мины в полуметре от актеров, что те даже не боялись. Более сложным было «сжигание» актеров. Это довольно опасно, но зрелищно. К счастью, все получилось, никто не пострадал.
Фото в заголовке: Юлия Пересильд в образе Людмилы Павличенко (кадр из фильма «Незламна»)
14797Читайте нас в Facebook