ПОИСК
Украина

Александр Кондрашов: "Налоговая реформа должна стать экономическим фундаментом децентрализации"

9:00 15 мая 2015
Александр Кондрашов
Алексей КОРМИН, специально для «ФАКТОВ»
Доктор наук по вопросам государственного управления рассказал «ФАКТАМ», чего ждут бизнес и органы местного самоуправления от изменений в Налоговом кодексе Украины

Пятого мая текущего года Украина наконец-то получила нового главу Государственной фискальной службы (ГФСУ). Перед Романом Насировым, ведомство которого будет подчиняться Минфину, Наталья Яресько поставила ряд принципиальных задач и жесткие сроки их выполнения — три месяца. Задача нового главы ГФСУ — довести до ума и реализовать на практике налоговую реформу, которая позволила бы перезагрузить отношения государства с бизнесом, создать финансово-экономические законодательные основы и стимулы для построения эффективной модели децентрализации власти. Чего ожидают предприниматели и органы местного самоуправления от налоговой реформы? Как должны распределяться налоговые поступления между центром и регионами, чтобы местные общины наконец-то почувствовали себя самостоятельными управленцами, имеющими в распоряжении реальные и неприкосновенные финансово-административные ресурсы?

В эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» своим мнением по поводу этих и других проблем поделился доктор наук по вопросам государственного управления, профессор кафедры Академии муниципального управления Александр Кондрашов.

Досье «ФАКТОВ»

Кондрашов Александр Николаевич — автор трех научных монографий («Промышленность в национальной инновационной системе Украины» (2005 г.), «Промышленная политика в Украине: теория, методология, практика управления» (2008 г.), «Пути формирования и развития самодостаточных субъектов муниципального движения: европейские измерения и ориентиры» (2013 г.). Член специализированного ученого совета, профессор кафедры государственного управления и местного самоуправления Академии муниципального управления, кандидат экономических наук, доктор наук по государственному управлению, заслуженный экономист Украины.

РЕКЛАМА

— Александр Николаевич, можете ли вы обрисовать существующую систему налоговых взаимоотношений центральной власти с органами местного самоуправления? Что в ней, на ваш взгляд, принципиально неправильно?

— То, что начиная с 2010 года система налоговых отношений центра с регионами выстраивается абсолютно неправильно. Государство постепенно начало отбирать у местных общин право распоряжаться главным бюджетообразующим ресурсом — поступлениями от налогообложения доходов физлиц. До 23 декабря 2010 года в Налоговом кодексе было четко прописано — 100 процентов доходов от налогообложения прибыли физических лиц остаются в местных бюджетах. А доходы на прибыль предприятий направляются в государственную казну. Не хочу комментировать все достоинства и недостатки действующего когда-то документа. Однако подобная модель создавала очень весомые стимулы, как для центральной, так и для региональных властей.

РЕКЛАМА

— О каких стимулах идет речь?

— Государство и местные органы власти были заинтересованы повышать инвестиционную привлекательность территорий, создавать новые рабочие места, наращивать объемы производства, повышать заработные платы и так далее. В итоге росли поступления в государственный бюджет, а местные органы власти получали стабильный доход для развития территорий. Причем стабильность «зарплатных» доходов позволяла местным органам самоуправления планировать развитие регионов, как на краткосрочный период, так и на перспективу. Но 23 декабря 2010 года власть нарушила эту стабильность. Вначале обидели Киев, прописав в изменениях к Налоговому кодексу, что 50 процентов поступлений от налогообложения физлиц будет ежегодно изыматься в госбюджет. Это привело к потере столицей только в 2011 году восьми миллиардов гривен. Киевское городское руководство попало в полную зависимость от центральной власти и ее трансфертов. А трансферты эти зачастую не выплачивались в полном объеме, что приводило к невыполнению бюджетных планов. Кстати, в целом по стране в 2011 году государство не доплатило регионам 29 миллиардов гривен, а в 2012-м — 21 миллиард. Не лучшая ситуация в 2013-м и в 2014 годах.

РЕКЛАМА

Подобная участь постигла сегодня и другие регионы. Двадцать восьмого декабря 2014 года Верховная Рада вновь внесла изменения в Налоговый кодекс. На этот раз у Киева забрали 60 процентов налога на доходы физлиц (хотели даже 75 процентов), у других регионов откусили 25 процентов. Взамен местным общинам предоставили компенсацию в виде десятины от поступлений от налогообложения прибыли коммерческих предприятий.

Кроме того, регионам пообещали предоставить право распоряжаться новым налогом на недвижимость и снять с местных бюджетов нагрузку по финансированию медицины и образования.

Однако эти подачки не спасают ситуацию. В условиях тотального сворачивания бизнеса просчитать реальную цифру поступлений от налога на прибыль предприятий невозможно. Собрать налог с недвижимости тоже проблематично, так как у людей нет денег. Что касается медицины, государство также не хочет финансировать эту отрасль. А потому местным властям приходится продолжать закладывать в бюджет несуществующие средства на поддержание лечебных учреждений на плаву.

— Вы предлагаете вернуть местным органам власти налог на доходы физлиц? Как такой шаг скажется на экономике страны, которая в условиях войны на Донбассе и без того трещит по швам?

— Экономика и дальше будет трещать по швам, если сегодня не провести реальную децентрализацию власти и не наделить местные общины эффективными властными полномочиями и финансовыми ресурсами, которые, заметьте, зарабатывают они сами. И Европейская хартия местного самоуправления, которую ратифицировала наша страна, и Закон Украины «О местном самоуправлении» обозначают четкий принцип построения отношений регионов с центральной властью. Он заключается в простой и справедливой экономической формуле: бюджет должен формироваться снизу вверх, а не наоборот — сверху вниз, чтобы потом вручную руководить страной. До чего довело Украину ручное управление, сегодня мы хорошо видим. Я лично не понимаю, как Украина может стать богатой страной, если ее регионы бедны, как церковные мыши.

— С чего, на ваш взгляд, должна начаться работа над налоговой реформой?

— Сразу хочу отметить, что изменения в Налоговый кодекс и реформу децентрализации к этому времени нужно было уже завершить. Однако системные проблемы и низкий профессиональный уровень исполнителей не позволили этого сделать.

А теперь новое руководство Государственной фискальной службы должно начать и закончить эту грандиозную и ответственную работу в тесной связке с органами местного самоуправления. В работе должны принимать участие общественные деятели, экономисты, статистики, бизнесмены. Изменения в Налоговый кодекс не могут быть стандартными для всех регионов страны. Так как каждая область имеет свои производственные, административные, географические особенности. Есть восточные и центральные регионы, в которых сконцентрирована львиная доля промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Понятное дело, что они более самодостаточны, нежели регионы Западной Украины, которые всю жизнь дотировались из госбюджета. Именно по этой причине реформаторам необходимо детально изучить особенности, финансово-экономические реалии каждой территории, чтобы на основании этих данных разрабатывать механизмы гибкой налоговой политики. К примеру, на дотационных территориях можно было бы ввести зону льготного налогообложения, предоставить инвесторам налоговые каникулы сроком на три—пять лет, развивать технопарки. И, конечно же, положить конец коррупции со стороны контролирующих инстанций, упростить процедуры регистрации и ликвидации субъектов хозяйственной деятельности, ввести жесткую ответственность за самовольные внеплановые проверки бизнеса, создать колл-центры для поддержания оперативной обратной связи с предпринимателями.

Я полностью согласен с экспертами, которые утверждают, что изменения должны быть направлены в первую очередь в сторону смягчения фискального давления и улучшения качества сервиса. Бизнесу необходимо внедрение электронной налоговой отчетности, уменьшение налогово-регуляторных функций, снижение ставок, сокращение времени и затрат на налоговую отчетность. Кроме того, ему необходим переход от плановых штрафов к плановой помощи, от индикативной таможенной стоимости к контрактной, от субъективной позиции инспектора к нормам Налогового кодекса Украины.

— Кстати, недавно премьер Арсений Яценюк предупредил региональные власти о том, что вместе с передачей источников финансовых поступлений на места регионы получат и жесткую ответственность. Что он имел в виду?

— Арсений Петрович сказал правильные и логичные слова. Понятное дело, что за бюджетные средства нужно нести ответственность и вводить строгую отчетность. И органы местного самоуправления готовы к этому. Получив полномочия распоряжаться налоговыми поступлениями от того же дохода физлиц, местные советы будут разрабатывать и утверждать долгосрочные и краткосрочные программы социально-экономического развития, которые лягут в основу ежегодных бюджетов. А исполнительная ветвь власти будет четко контролировать расходы, отчитываясь перед советами за выполнение бюджетных расписаний. Если же говорить о вероятных финансовых злоупотреблениях, которые всегда были и будут, на этот случай есть прокуратура и другие правоохранительные органы.

— Когда, на ваш взгляд, начнутся первые шаги децентрализации?

— Процесс уже идет. Правда, инициативу сегодня больше проявляют местные власти. Последний пример в Киевской области — решение депутатского корпуса Киево-Святошинского района. Депутаты лишили райгосадминистрацию права распоряжаться объектами коммунального имущества, наделив этой прерогативой исключительно местный совет. Это первый шаг к установлению прозрачности поступлений и расходования средств территориальной общины от аренды и продажи коммунального имущества. И это, безусловно, полная ответственность, которую взял на себя районный совет. Я привел этот пример в подтверждение давно назревшей аксиомы: органы местного самоуправления устали от нищеты, разрухи и несправедливости. Они хотят реально управлять заработанными деньгами, поднимать экономическую, социальную, инфраструктурную сферы. Они хотят быть хозяевами на своих территориях. И именно по этой причине децентрализацию остановить будет практически невозможно. Это природный, назревший десятилетиями процесс, который сегодня продиктован, в том числе, и европейским вектором развития Украины.

293

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров