Подростка, устроившего поножовщину в центре Сум, отпустили под домашний арест
Поножовщина произошла в центре Сум средь бела дня, когда на улицах было многолюдно. Группа подростков шла от центрального универмага к улице Прокофьева. К ним подошли двое подвыпивших незнакомцев, которые заинтересовались татуировкой на ноге у одного из ребят. Разговор быстро перерос в конфликт. Буквально через несколько минут молодой мужчина упал на асфальт, закрывая рукой рану на животе, а его товарищ согнулся от удара ножом в грудь.
Правоохранители быстро задержали нападавших. Один из них даже не успел смыть кровь с одежды и спрятать нож. Когда подростков привезли в райотдел, туда сразу же подъехали представители «Правого сектора». Задержанные оказались активистами этой организации.
В тот день компания подростков — 13 человек — решила сходить на концерт, который должен был состояться на летней площадке. Но мероприятие отменили, и все направились к легкоатлетическому манежу на улицу Прокофьева. Шли через центр города, растянувшись по дороге на несколько группок. В самом центре Сум, напротив универмага, и разыгралась трагедия.
«Эй, что там у тебя на ноге? Зачем оно тебе надо?» — крикнули подвыпившие парни подростку, у которого на ноге была необычная татуировка, а затем подошли к нему. Увидев это, 15-летний Максим (имя подозреваемого изменено), шедший немного позади, подбежал к товарищу выяснить, в чем дело. Слово за слово — завязалась потасовка.
Дальше показания участников и свидетелей этой истории отличаются. Друзья Максима говорят, что он подошел к двум незнакомцам, и те его ударили. Причем так сильно, что он упал и стукнулся головой. Другие свидетели, наоборот, утверждают, что видели, как Максим подбежал к одному из парней и ударил его ножом в грудь. Затем, отойдя на несколько метров, вернулся и нанес два удара его другу. После этого подростки разбежались.
— На месте происшествия оперативники обнаружили двух молодых людей с ножевыми ранениями, — рассказали «ФАКТАМ» в пресс-службе областной милиции. — Ими оказались 27-летний ранее судимый сумчанин и его 22-летний товарищ. Первого без сознания и с ранением брюшной полости медики доставили в реанимацию 1-й горбольницы. Второго парня с ножевым ранением грудной клетки отвезли в торакальное отделение областной больницы. Его жизнь вне опасности. А 27-летнего пострадавшего спасти не удалось. Не приходя в сознание, он умер на операционном столе.
По горячим следам группа быстрого реагирования батальона патрульной службы нашла подозреваемых — 15-летнего Максима, девятиклассника одной из сумских школ, и его 18-летнего приятеля. Одежда Максима была испачкана кровью, у него также обнаружили нож, и подросток сразу признался в содеянном.
Сначала школьника поместили в изолятор временного содержания. Но суд отпустил его под домашний арест.
Такое решение возмутило жителей города. Особенно негодуют родители и ученики школы, в которой учился Максим. «Он не раз приходил на занятия в камуфляжной форме и с ножом в кармане», — говорят школьники. Однажды прямо на уроке украинского языка достал нож, на замечания учительницы не реагировал, и педагог написала докладную записку директору. После этого нож у девятиклассника забрали и отдали родителям.
Об инциденте с Максимом рассказала и бабушка ученика 7 класса. Старшеклассник избил ее внука в школьном туалете. Когда пострадавшие написали заявление в милицию, к ним домой приехали неизвестные. «Заберите заявление и скажите, что у вас нет никаких претензий», — приказали женщине. Кто это был, она не знает. Но очень просила не называть свое имя. Узнав о драке, во время которой Максим смертельно ранил человека, бабушка испытала шок. Многие родители тоже напуганы. Им хорошо известно, как вел себя в школе этот подросток, из-за конфликтов поменявший уже несколько школ.
Для того чтобы выяснить, что представляет из себя человек, нелишне ознакомиться с его страничкой в социальной сети. Страничка Максима «ВКонтакте» оставляет тягостное впечатление. Кровь, ножи, оружие. Мальчик, ничего не боясь, в свободном доступе выкладывал на своей странице снимки самодельных ножей. Подросток фотографировал их на фоне стены, в руках, на столе, и, судя по всему, делал сам или вместе с отцом. «У меня есть заготовка, батя сделал», — комментирует фото Максим. В одном из «обзоров», написанных юным любителем оружия, пишется: «эта х… не для самообороны, а для понту, тыкать таким бомжа даже стыдно». Самодельные патроны и взрывчатка, фотографии собственных рук, пострадавших от микровзрыва, выставлены на его страничке в открытом доступе. Все эти картинки мальчик размещал в соцсети начиная с 12 лет. Как оказалось, мама об увлечениях сына не знала.
— Обидно, что моего ребенка обвиняют в том, якобы он умышленно убил, — говорит корреспонденту «ФАКТОВ» Любовь Григорьевна, мама 15-летнего подозреваемого. — В тот день они шли на концерт. Его почему-то отменили, и тогда они всей компанией решили пойти в другое место. Когда были возле универмага, заметили, что за ними следом идут двое пьяных. Те прицепились к 18-летнему Ване. Сын говорит: когда увидел, что его друга держат двое мужчин, подошел узнать, в чем дело. Его «послали». Остальные друзья к тому моменту разбежались. Они с Ваней тоже хотели уйти, но их держали…
Ведь буквально за три дня до этого на сына напали в парке. Прицепились из-за татуировки со словами «честь и кровь», которую он себе сделал. Из-за нее его избили. Вот после этого он и стал ходить с перочинным ножиком. Маленьким таким, раскладным. В тот раз, при первом нападении, сын сильно испугался. Когда напали на Ваню, стало страшно и за свою жизнь, и за жизнь друга. Те двое их прижали к стене, и сын стал звать на помощь. Подошла только какая-то бабушка. Он понял, что защиты ждать не от кого, и ударил. В ответ его тоже ударили — сын упал и стукнулся головой об столб. Защищаясь, он достал нож. Все говорят: порезал. Да он просто защищался.
Максим у меня домашний ребенок. Он никуда не ходит, почти все время дома. Когда сын после случившегося вернулся в школу, его никто не поддержал. Говорят: «Убийца, не имеешь права учиться в классе». Сказала сыну: «Привыкай. Поговорят-поговорят и забудут». А учителей спросила: «Было бы лучше, если бы его убили?» Вот сегодня ему угрожали неизвестные. Написали в Интернете: «Жить ты не будешь, мы все равно тебя зарежем». Он теперь даже из квартиры выходить боится.
— Любовь Григорьевна, а вы видели, что ваш сын размещает на своей страничке в социальной сети?
— Ой, я сейчас к ноутбуку совсем не подхожу. У меня же два месяца назад родился ребенок. Я вышла второй раз замуж, и вот… Вы расскажите мне, что там у него. Ножи? Так это его папа любит оружие, он и Максима к этому приучил. Сын говорит: каждый мужчина должен уметь обращаться с оружием. Еще такие кровавые картинки? Я, наверное, скажу ему, чтобы все удалил. Хотя он всегда хотел стать военным. Даже поступал в кадетский корпус, но здоровье подвело. Иногда ездит с друзьями на полигон. Говорит, если бы ему было 18 лет, пошел бы в АТО. Там сейчас воюет его папа. Сын такой патриот, так любит Украину. И надо же было ему оказаться в том месте в такую минуту!
О том, как у подростка обстоят дела с учебой, мы спросили директора сумской школы № 9 Григория Петрюченко.
— Неправда, что Максим менял школы из-за каких-то конфликтов, — говорит Григорий Петрюченко. — Да, он учился в трех школах, но это было продиктовано обстоятельствами. Максим обучался у нас до седьмого класса, затем пошел в кадетский корпус. Но по состоянию здоровья через год был вынужден уйти. Он проучился один семестр в школе № 29 — но хотел вернуться в свой класс, к друзьям. И снова пришел к нам. Хотя ребенок действительно, скажем так, непростой.
Эрудированный, начитанный, всем интересуется. У него много друзей, серьезных конфликтов с учениками не было. Что касается учебы, мог прогулять урок или не подготовиться, но говорить о серьезных проблемах не приходится.
А сейчас есть решение суда, согласно которому он отпущен под домашний арест. Из школы ребенок не отчислен, поэтому имеет право на образование. К тому же за ним должен быть постоянный контроль — и школа его обеспечивает. Мне он отчитывается до и после уроков. Вечером и ночью его контролирует мать. Я его предупредил, что в случае какого-либо правонарушения сообщу следователю и ему могут изменить меру пресечения. То есть покрывать Максима никто не будет. Честно говоря, до сих пор не могу поверить, что он мог такое сделать.
— Как такое может быть, чтобы убийца гулял на свободе, — говорит Олеся, гражданская супруга погибшего Николая. — Все пытаются представить ситуацию так, будто мальчик защищался от ранее судимого мужчины. Да, Николай был судим — но он изменился, у него была работа, семья, планы на будущее. В тот день он возвращался с работы. Встретился с другом Олегом, немножко посидели — ведь были праздники. Потом Олег заговорил с парнем из той компании. О какой самообороне идет речь, если подросток ударил ножом Олега и дважды ударил Колю? Это видели люди. Какая же это самозащита?
Складывается впечатление, что благодаря давлению членов «Правого сектора» подростка отпустили и не будут наказывать. Когда после трагедии я приехала в отделение милиции на улицу Первомайскую, там уже стояли активисты «Правого сектора» и «решали вопрос». Дети официально состоят у них в организации, ходят с оружием. А Максим ни о чем не сожалеет. Ну и что, что убил. Он же защищался. Нам теперь что, всех пьяных на улицах убивать?
— Это не такой домашний мальчик, каким его пытается показать мама, — комментирует ситуацию старший следователь сумского горотдела милиции Виталий Павловский. — В школе его боятся даже сверстники. У нас есть показания ученика 9 класса, которому в школе Максим приставил нож к животу. Максим давно состоит в «Правом секторе». Членов этой организации вывозят на полигоны, учат стрелять. В прошлом году Максим участвовал в драке, после которой его задержали и выяснили, что он носит с собой пневматический пистолет. И это, заметьте, в 14 лет. Учителя в характеристике написали, что подросток неадекватно реагирует на замечания, агрессивен, часто провоцирует конфликты. Теперь вот в отношении подростка открыто уголовное производство по статье «Умышленное тяжкое телесное повреждение, повлекшее смерть потерпевшего», предусматривающей от семи до 10 лет лишения свободы.
— Мы обратились в Апелляционный суд, — уточнил прокурор прокуратуры города Сумы Борис Рекуненко. — Просим взять подозреваемого на время следствия под стражу. Человек, совершивший такое преступление, может оказывать давление на свидетелей и родственников пострадавших.
Так комментирует случившееся пресс-секретарь отделения «Правого сектора» в Сумской области Сергей Супрун:
— Молодежь спокойно шла на концерт — в гражданской одежде, без акции, без лозунгов. И тут двое нетрезвых мужчин начали предъявлять к ним претензии, разговаривая на повышенных тонах, угрожали физически, что вызвало реакцию.
Между тем многие сумчане думают иначе.
— Если его оправдают, малолетки будут убивать по любому поводу, — написала в обсуждении проблемы на городском форуме одна из очевидцев трагедии. — Такой жестокости я еще не видела. Он не защищался, а нападал! Он показывал своим барышням, какой он крутой. Очень жаль, что нас пытаются научить оправдывать убийство.
5593Читайте нас в Facebook