"Трое наших парней пытались сбежать, но сепаратисты из "ДНР" вернули их в краснодарские теплицы"
— Как выяснили правоохранители, идея заманить украинцев на тяжелую и низкооплачиваемую работу пришла в голову мужчине по имени Рашид — владельцу теплиц по выращиванию овощей, расположенных в станице Новотитаровской Динского района Краснодарского края Российской Федерации, — рассказал «ФАКТАМ» начальник Управления МВД в Тернопольской области Александр Богомол. — Рассчитывая на огромные барыши от труда бесправных работников, чеченец детально продумал всю схему: как и чем завлечь людей, как их переправить в Россию, лишить возможности бежать, контролировать работу и общение. Были разработаны также способы прикрытия и конспирации, подготовлено место проживания… А в качестве вербовщиков он привлек двух своих знакомых — 42-летнего жителя Тячевского района Закарпатской области Михаила и 28-летнюю жительницу Шумского района Тернопольской области Василину (имена обвиняемых и пострадавших изменены. — Авт.)…
«Мы три месяца спали на этой общей кровати, а вокруг бегали крысы и мыши»
Преступная парочка, согласно информации правоохранителей, развернула активную деятельность на территории Закарпатской, Львовской и Тернопольской областей. Вербовщики распространяли объявления «о выгодном трудоустройстве за рубежом по сбору овощей», агитировали своих знакомых и знакомых знакомых. Но большинство жертв они нашли среди безработных (в селах и районных центрах трудоустроиться практически невозможно) или тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Обещали бесплатный проезд в Россию, несложную легальную работу с заключением официального договора, высокую зарплату, трехразовое питание и чуть ли не санаторные условия проживания и быта, уверяя, что, если кому-то что-то не понравится, он может в любой момент вернуться на родину. В красивую сказку поверили 18 жителей Западной Украины. И это только известные милиции пострадавшие. Всех их Михаил перевез на своем микроавтобусе «Мерседес» через государственную границу Украины и доставил в Краснодарский край. Увы, обещанный рай оказался, мягко говоря, мифом.
— Последние полтора года я нигде не могла трудоустроиться, перебивалась случайными заработками, — рассказала 50-летняя жительница Кременца Антонина. — Как-то, когда убирала в летнем кафе, ко мне подошла незнакомая девушка, представилась Нелей (на самом деле это была Василина. — Авт.) и предложила поработать в России на сборе яблок или овощей в теплицах. Сообщила, что платить будут порядка 700 долларов в месяц, а может, и больше. Обещала к месту трудоустройства отвезти бесплатно, а также хорошие условия проживания и трехразовое питание: «Вы не пожалеете! Кушать будете даже лучше, чем дома». Кроме того, Неля сказала, что если я найду других желающих поработать за рубежом, то она заплатит мне за каждого человека 50 гривен. Я рассказала об этом предложении двум своим дочерям. Они тоже заинтересовались. Через несколько дней Неля позвонила и назначила дату отъезда с автовокзала Кременца. С собой попросила взять паспорт гражданина Украины и небольшую сумму наличных денег на питание в дороге. Но я денег не взяла — у меня их просто не было.
В условленное время вместе с дочками приехала на автовокзал, где собрались еще почти два десятка желающих поработать в России. Все погрузились в синий микроавтобус, номер я не запомнила. Где мы пересекли границу — не знаю. Перед пропускным пунктом заполнили миграционные листы, которые нам раздала Неля, пограничники поставили в них отметку о дате пересечения границы и сроке пребывания в Российской Федерации — три месяца. Мужчины, не имевшие с собой военного билета, давали кому-то по 200 гривен, чтобы выехать.
Через день рано утром приехали к месту назначения, из автобуса вышли с вещами прямо в поле, где были только теплицы, кирпичные склады и деревянные бараки. В грязной столовой нас покормили каким-то вонючим пойлом и повели в «общежитие». Это оказалось кирпичное здание, покрытое только шифером, но без потолка. На полу стояли кирпичи, на них — доски, а на досках — рваные матрасы без простыней. Мы три месяца спали на этой общей кровати, а вокруг бегали крысы и мыши.
Туалет, тоже сколоченный из шифера, находился на улице, там же был и летний душ. В общем, условия сильно отличались от тех, что обещала Неля. После «поселения» нас собрал мужчина по имени Ахмед. Он жил в соседнем строении, но у него была отдельная комната, и даже телевизор. Ахмед заявил, что он у нас старший, приказал сдать ему паспорта, якобы для того, чтобы мы их «не потеряли» и он «смог приобрести нам сим-карты для мобильных телефонов». На следующий день Ахмед и его помощники-китайцы вывели нас на работу, предварительно распределив группу новоприбывших между собой.
«От невыносимой жары и химических испарений люди теряли сознание и падали на грядки с овощами»
— Меня выбрал китаец по имени По, — продолжила свой рассказ Антонина. — В теплице, где уже работали четыре человека, я должна была подвязывать огурцы и помидоры, опрыскивать их химикатами, чтобы быстрее созревали, и собирать спелые. Работали с 7 утра до 8 вечера, а иногда по приказу По и дольше. Условия труда в теплицах Краснодарского края, куда нас заманили мошенники, были жуткими: невыносимая жара и химические испарения от удобрений. Люди часто теряли сознание и падали на грядки с овощами, за что их… штрафовали.
Одна из моих дочерей чудом вырвалась из этого ужаса через неделю. Когда она заявила Ахмеду, что намерена вернуться домой, тот сначала орал, что не отпустит, пока она не отработает три месяца, как договорились с теми, кто нас привез. Но после того, как я показала ему медицинские документы о беременности дочери, согласился (видно, испугался), правда, с условием, что я отработаю средства, потраченные на ее перевозку из Украины в Россию. Попыталась напомнить, что Неля обещала нам бесплатную дорогу, но он даже слушать не стал. Отработав месяц, я получила на руки какие-то копейки. Как оказалось, очень много денег ушло на мое и уехавшей дочери питание, дорогу в Россию и обратно в Украину. Никаких трудовых договоров мы, естественно, не подписывали. Нас просто обманули и обобрали, использовав как практически бесплатную рабочую силу. И хотя там не было ни забора, ни охраны, сбежать и вернуться домой вряд ли получилось бы. Ведь я даже не знала, где нахожусь, теплицы и наши бараки стояли посреди бесконечного поля. Паспорт отобрали и вернули только в последний день перед отъездом. И отказаться от работы нельзя — надо было за что-то питаться и заработать деньги на возвращение в Украину…
— О том, что есть возможность поехать на заработки в Россию, сообщили знакомые, они же дали мне телефон Нели. Я позвонил, и она рассказала, что работа не тяжелая — собирать помидоры и огурцы в парниках, бесплатно предоставляется комфортное общежитие и трехразовое питание в столовой, а заработная плата составит более тысячи долларов в месяц, — говорит 33-летний житель одного из сел Кременецкого района Тернопольской области Игорь. — Условия были более чем привлекательными, и мы с женой решили ехать вместе. По прибытии нам приказали отдать паспорта хозяевам. Когда мы начали возражать, объяснили: это для того, чтобы мы не сбежали… не отработав питание и стоимость проезда. А на напоминание, что это нам обещали за счет работодателя, никто «из принимающей стороны» внимания не обратил. Пришлось отдать документы.
Еду готовили сами из практически испорченных продуктов, которые нам выдавали. Обещанной столовой, конечно же, не было. Жили всем скопом в старом парнике, обтянутом клеенкой, спали на матрасах, брошенных на сырую землю, в окружении крыс и мышей, комаров и мух. В помещении ни душа, ни туалета, ни электричества, зарплата оказалась нищенской, да и эти деньги мы получили только в конце срока. Работали в парниках по 12 и больше часов без выходных. Жара стояла адская, от духоты и «химических» запахов у нас с женой постоянно болели голова и сердце, тошнило, плюс еще степная пыль забивала глаза и легкие, но никаких средств индивидуальной защиты никому не дали. За нами постоянно следили надзиратели-китайцы: Дима, Коля и Толик. Они запрещали куда-либо отлучаться во время работы и даже разговаривать между собой. За каждое слово штрафовали, сокращая количество отработанных часов, что урезало и без того крошечный заработок.
*Обтянутый пленкой старый парник оказался тем самым «комфортным общежитием», которое рабочим обещали вербовщики
*Хозяева теплицы позаботились и о «полноценном отдыхе» работников — на матрасах, брошенных на сырую землю. Фото из социальных сетей
Мы не раз спрашивали Михаила и Нелю, почему они нас обманули, но те уходили от прямого ответа. Просили отправить нас в Украину, но Михаил отвечал: «Вы должны отработать три месяца, иначе ничего не получите!» Спорить с ним мы боялись, видели, как он жестоко избил мужчину по имени Золтан за то, что тот отказался работать в таких условиях. Трое наших парней попытались сбежать, но через два дня их перехватили сепаратисты из так называемой «ДНР», ограбили и… вернули в краснодарские теплицы. Тогда стало понятно, что сбежать с этой каторги без документов и денег, не ориентируясь на незнакомой местности, да еще и пересечь границу, нереально.
…После возвращения в Украину жертвы мошенников попытались разыскать Нелю и Михаила.
Сотрудникам милиции в ходе спецоперации удалось вычислить и задержать аферистов в Кременце, когда они… отправляли в Россию очередную партию обманутых людей. Таким образом, более 20 украинцев смогли избежать трудового рабства.
В отношении злоумышленников открыли уголовное производство. Сейчас следствие уже закончено и материалы дела направлены в суд.
P. S. Публикация подготовлена при содействии Центра общественных связей главка МВД в Тернопольской области.
5707Читайте нас в Facebook