Дочь Василия Сухомлинского: "Отец никогда нас с братом не наказывал, даже голос ни разу не повысил"
Пожалуй, не найдется преподавателя в Украине, который бы не знал трудов Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям» и «Сто советов учителю». Педагог-практик Василий Александрович был убежден: процесс обучения ребенка нужно строить как радостный труд, отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать ученика за лень и нерадивость, что только тот может стать настоящим учителем, кто не забывает, что и сам был ребенком.
Педагогический опыт Василия Сухомлинского по сей день изучают во многих странах мира. Увы, о жизни самого Василия Александровича известно немного. О том, каким человеком он был, «ФАКТАМ» рассказала его дочь доктор педагогических наук профессор Ольга Сухомлинская.
— Ольга Васильевна, что в вашем доме напоминает об отце?
— Книги, записные книжки, которые время от времени я перечитываю, письма, небольшой будильник…
*Ольга Сухомлинская: «Отец много писал о том, как воспитать в ребенке доброту и совесть. Это и сегодня очень важно»
— Вы пошли по стопам отца. Сегодня работаете в Национальной академии педагогических наук Украины. Мечтали стать педагогом с детства?
— Знаете, когда я училась в Киеве в институте иностранных языков и приезжала на каникулы домой в Павлыш (село в Кировоградской области. — Авт.), смотрела на отца, который полностью подчинил свою жизнь работе, и думала: «Никогда не стану так жить, как он». Но в итоге получилось почти то же самое (улыбается). В течение жизни у человека меняются приоритеты. Да и сами мы меняемся. Всемирно известный психолог Лев Выготский писал, что если бы человек мог встретиться с собой в разные периоды жизни — будучи подростком, зрелой личностью и стариком, не исключено, что у этих людей нашлось бы мало схожего, а, возможно, они стали бы даже врагами.
— Сколько вам было лет, когда умер ваш отец?
— 24 года. Я как раз закончила институт. Папа умер в 51 год. По нынешним меркам — совсем молодым. У него было слабое здоровье. На фронте он получил серьезное ранение. Долгое время не работала рука, ее даже хотели ампутировать. Кроме того, были серьезные проблемы с сердцем. Думаю, все это определяло особое отношение отца к детям со слабым здоровьем. Он считал, что учитель должен прилагать все усилия, чтобы такие девочки и мальчики не чувствовали себя ущербными, а развивались и жили, как их здоровые сверстники.
— Читала, что Василий Александрович советовал родителям своих воспитанников включать в детский рацион мед, овощи, фрукты и ягоды, в которых много витаминов. А во избежание частых простуд рекомендовал детворе в теплую погоду приходить в школу босиком. Правда, если бы учитель дал такой совет сегодня, мамы и папы наверняка бы возмутились…
— В своей школе отец прежде всего заботился о здоровье детей, считал, что для ребенка важны режим, свежий воздух, здоровое питание. И сегодня все это необходимо. А насчет того, ходить босиком или нет, скажу: я послевоенный ребенок, все лето мы со сверстниками бегали босые, обувались только к осени, и это было нормально для сельских девочек и мальчиков того времени. Сейчас это, быть может, вызывает вопросы с гигиенической точки зрения. Но для закаливания, думаю, и сегодня полезно.
— Главной чертой человека будущего Василий Сухомлинский считал доброту.
— Человек должен вернуться к человеческим качествам. Отец много писал о том, как воспитать в ребенке доброту и совесть. Это и сегодня важно. Год назад я была в Китае, где очень ценят педагогический талант Сухомлинского, многие школы работают по его системе. На конференцию приехал и австралийский ученый Ален Коккериль, который с 1980-х годов исследует творчество отца. Мы много общались. Он смотрит на творчество Сухомлинского глазами западного человека. По словам Алена Коккериля, всемирной проблемой становится то, что люди заботятся прежде всего о личном комфорте и выгоде. Утрачивается связь между поколениями даже в одной семье из-за распространения Интернета, машин, робототехники. Ален Коккериль считает, что значение идей Сухомлинского сегодня в том, что он все время говорит о духовном, внутреннем мире личности. Если маленькому ребенку не рассказывать, как любить, беречь, как утешить близкого человека в горе, как помочь, откуда же взяться в обществе доброте? Малыш приходит в мир с открытыми душой и сердцем. И это мы, взрослые, делаем детей жадными, корыстолюбивыми, нечестными, если сами такие. Невозможно научить ребенка добру, если сам делаешь зло.
*Василий Сухомлинский писал о том, какое для него большое счастье общаться с детьми и быть их воспитателем
— Помните, как ваш отец праздновал свой последний юбилей — 50-летие?
— Накануне ему как раз дали «Золотую Звезду» Героя Социалистического Труда, тогда это было нерядовое событие. Отмечали юбилей в Павлыше. Собралось много гостей. В школьном вестибюле накрывались столы. А вообще, отец никогда не праздновал дни рождения. Не любил никаких застолий, чествований. Не заведено это было у нас.
— Как отец воспитывал вас с братом?
— Собственным примером. Родители практически все время находились на работе. Отец, кроме того, что был директором школы, преподавал украинский язык и литературу, мама — русскую словесность. Мы жили при школе. К слову, родители и познакомились на работе. Им было под тридцать. В 1943 году папа работал директором школы в поселке Ува под Ижевском, куда мама приехала с министерской проверкой. Полюбили друг друга, поженились, в 1944 году вернулись на родину отца, в Украину. Вместе прожили всю жизнь. Мама после смерти отца больше замуж не выходила. Жила мной, внучкой, правнуком. Бережно хранила память об отце, переписывалась с людьми, которые его знали. Она умерла в 2003 году.
— Как в детстве родители приучали вас к дисциплине?
— Отец никогда нас с братом не наказывал, даже голос ни разу не повысил. Мама могла поругать, поставить в угол. Хуже всего, когда мы должны были из-за своего поведения сидеть дома. Особенно зимой, когда наши ровесники катались на санках, коньках. Если мама говорила нам с братом, что о нашем поведении скажет отцу, это было серьезно.
— А как вас поощряли?
— Меня не нужно было стимулировать. Я училась с интересом, была обязательной. Бывало, родители, напротив, говорили: «Ну слушай — пойди погуляй!»
— В жизни вашего отца случались чудеса?
— То, что он не погиб на фронте, — уже чудо. Но вспоминать о войне папа не любил. К слову, два его родных брата и сестра стали педагогами. Их родители были крестьянами. Большое влияние на отца в выборе профессии оказал старший брат, тогда уже директор одной из сельских школ. Кроме того, папе очень нравилось возиться с детьми. Когда он учился в школе, любил заменять учительницу.
— С кем из известных людей он общался?
— Переписывался с Олесем Гончаром, хотя они никогда не виделись.
— Каким человеком Василий Александрович был в быту? Как, например, одевался?
— Отец был типичным сельским интеллигентом. Аккуратный, всегда в костюме. Но мне кажется, даже не знал, какого размера у него одежда, обувь. Всем этим ведала мама. Покупала ему что-то новое в приказном порядке. Каждое лето мы ездили всей семьей в большие города — в Киев, Москву, Ленинград, Одессу… Родители нас развивали, мы вместе ходили в театры, на выставки, в музеи. И, конечно, мама использовала эти поездки, чтобы приодеть отца. Когда шли покупать ему костюм, он негодовал, но потом все-таки покорялся (улыбается).
— А за рубежом ему довелось побывать?
— Да. В начале 1960-х годов папа ездил на Кубу, побывал на приеме у Фиделя Кастро, привез много книг на испанском языке, кофе (я тогда его впервые попробовала) и сигары, хотя не курил. Был и в Германии, Венгрии, Болгарии… Отовсюду привозил подарки.
— Всю жизнь ваш отец прожил в селе Павлыш. Не стремился в столицу?
— Нет. Помню, заехал ко мне в гости, когда я училась в Киеве и жила на квартире, подошел к окну, посмотрел на многоэтажные дома и сказал: «Боже мой, не представляю, как здесь люди живут. Словно пчелы в улье! Я бы никогда не смог жить в большом городе». Он любил природу и не мыслил себя без нее.
— Какую еду предпочитал?
— В то время выбор был небольшой. Любил черный хлеб, борщ, компот…
— Василий Сухомлинский что-то делал по хозяйству?
— Хозяйства как такового не было, ведь мы жили в квартире при школе. Бытовые проблемы решала мама. У отца не было времени, да и не любил он этим заниматься. По воскресеньям мы ходили в лес. Вечером отец с мамой любили выйти на прогулку. Большое удовольствие папа получал от чтения. У него были энциклопедические знания. Особенно это касалось всего, что связано с природой. Мог по поведению пчелы определить, будет ли гроза. И вообще очень тонко чувствовал природу.
— Отец был обеспеченным человеком?
— Он много публиковался. Кроме зарплаты директора школы и учителя получал гонорары за книги и статьи. При этом был человеком непритязательным и даже аскетичным. И нас, детей, особо не баловал, но нам всегда всего хватало.
— Что бы вы сказали вашему отцу сегодня, если бы он мог вас услышать?
— Хотелось бы с ним о многом поговорить. Но прежде всего я бы сказала, что он заслужил своей жизнью, своим трудом добрую память о себе.
— Как считаете, Василий Александрович был счастлив?
— Думаю, да. Он занимался любимым делом. И много раз писал о том, какое для него большое счастье общаться с детьми и быть их воспитателем.
8331Читайте нас в Facebook