Богдан Гаврилишин: "Мои прогнозы сбываются. Через 15 лет Украина будет эффективным государством"
В 1944 году 17-летнего уроженца Тернопольской области Богдана Гаврилишина немцы угнали в Германию. Оттуда через три года он выехал в Канаду. Образование получил в университете Торонто. Богдан Гаврилишин — доктор социальных и экономических наук Женевского университета, а также почетный доктор философии, права и экономики университетов разных стран. Соучредитель Всемирного экономического форума в Давосе, куда ежегодно съезжаются первые лица мирового бизнеса и политики. С 1988 года помогает Украине обрести настоящую независимость. Был советником первого президента, трех премьер-министров и четырех спикеров парламента. В 2010-м основал «Благотворительный фонд Богдана Гаврилишина», который реализует программу «Молодь змінить Україну» — аналогов у нее нет. В Киеве бывает часто, но застать его там очень сложно: то он уехал в Одессу, то в Полтаву, то в Харьков. Такой активности можно только позавидовать…
— Богдан Дмитриевич, почему ваш фонд работает исключительно с молодежью?
— Люди старшего поколения без революции не могут осуществить трансформацию государства, когда нужно тотально менять все органы власти, институции, экономическую систему и социальную политику. Это моя принципиальная позиция. Поэтому цель нашей программы — создать критическую массу молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет, которые станут мощным двигателем перемен в Украине. На этом пути у нас уже есть определенные успехи: в 2013 году сформировали 14 групп (по семь участников в каждой), в 2014-м — 24, а в этом году хотели зарегистрироваться уже 85.
Вначале мы предлагаем участникам групп заочно изучить опыт Норвегии, Швеции, Австрии, Германии, Польши и Швейцарии. Эти эффективные страны от остальных отличаются наличием полной политической свободы, определенного уровня экономического благосостояния населения, когда есть богатые, но нет бедных, социальной справедливости, а также симбиоза социума с биосферой.
Затем рекомендуем участникам программы посетить одну из названных мною стран. Ребята заранее определяют круг людей, с которыми хотели бы пообщаться в ходе поездки, составляют бюджет командировки. Все расходы оплачивает фонд, средствами которого, кстати, я не распоряжаюсь, этим занимается финансовый директор.
Как правило, зарубежный вояж участников программы длится семь дней. За это время молодые люди должны почувствовать страну, понять, как работает ее государственный аппарат, как сотрудничают бизнес и профсоюзы, как граждане относятся не только друг к другу, но и к людям из Украины.
Перед командировкой я встречаюсь с ребятами, чтобы понять, способны ли они работать как команда, могут ли учиться системно. Часто им говорю, что в автомобиле не нужны золотые детали, главное — чтобы механизм работал слаженно.
— В чем уникальность программы?
— Мы не ставим перед молодыми людьми никаких задач. Они свободны в своих действиях. Их цель — определить составляющие, необходимые для политического, экономического и социального строительства будущей Украины.
По возвращении из-за рубежа участники программы из разных групп делятся опытом, пишут статьи, участвуют в семинарах, дают интервью. То есть готовят общество к грядущим преобразованиям по примеру других государств, а себя — к участию в местных выборах. Надеемся, что через несколько лет они создадут новую политическую философию, придут в парламент, чтобы законодательно внедрить в Украине опыт эффективных стран.
— Как попасть в такую группу?
— Просто: нужно знать английский язык и иметь хорошее образование. После беседы с кандидатом решаем, можно ли его включить в программу.
…Меня поразила встреча с парнем, который вместе с друзьями разработал план экономической перестройки Донецка. Беседа с ним была самой долгой за всю мою жизнь, хотя я встречался с королями, канцлерами, министрами… Мечтаю, чтобы эти молодые люди реализовали свои задумки. Донбасс может стать привлекательным для инвестиций, но у нынешнего правительства относительного этого региона только политические планы, а не экономические.
— Как вы оцениваете борьбу отечественных чиновников с коррупцией?
— Сомневаюсь, что власти смогут искоренить ее. Сколько потрачено времени, чтобы избрать руководителя Антикоррупционного бюро! Разве это дело?
Я знаком с одесситом Даниилом Пасько. Полтора года назад он окончил бизнес-школу Гарвардского университета. Мог бы остаться на Западе, получать хорошую зарплату, но решил, что будет полезен Украине, и вернулся в страну. Даниил с коллегами разработали прекрасную программу борьбы с коррупцией путем дерегуляции. Он предложил радикально, в десять раз, уменьшить количество разрешительных бумаг, за получение которых сейчас приходится зачастую давать взятки, и таким образом значительно сократить шансы для коррупции. Его медицинский подход: лечить не симптомы, а причину заболевания — меня заинтересовал. И я немного «раструбил» о Пасько. Министр экономики и торговли Айварас Абромавичюс пригласил Даниила к себе первым замом. Но тот отказался: «Я и мои коллеги будем советниками. Когда хотите — мы для вас. Но не в министерстве». Сейчас Даниил помогает предпринимателям начинать собственное дело. Между тем Абромавичюс во время своего первого выступления на телевидении говорил только о дерегуляции. Она все-таки понемногу идет.
— Но не все это ощущают.
— Знаю. Пока не ощущают. После искоренения коррупции нужно уволить две трети чиновников. В каждом министерстве работает только треть служащих, остальные мешают. Предыдущий министр экономики Павел Шеремета признал, что в ведомстве достаточно оставить 300 сотрудников и платить им высокую зарплату, а не содержать более тысячи человек.
— Есть ли, на ваш взгляд, во властных структурах люди, готовые к переменам?
— Есть порядочные и патриотичные парламентарии. Знаю нескольких министров. Например, мудрую и сильную Наталью Яресько.
— Поговаривают, что она может быть дельным премьер-министром.
— Было бы замечательно. Вообще, женщина-премьер — это уже хорошо, а Наталья — просто чудесно.
После моего возвращения в Украину в течение 27 лет я наблюдаю за работой многих отечественных организаций. Заметил, что как только фирму возглавляет женщина, то там все ладится. В Украине женщины работают лучше, чем мужчины. У прекрасного пола — потрясающая интуиция.
— Участники вашей программы намерены баллотироваться на местных выборах?
— Планируют, но не по одному, а командами. Вспомните депутатский опыт Славы Вакарчука. Хороший физик, интеллектуал, музыкант, патриот. Побыл год в парламентском «болоте», а затем сложил полномочия из-за того, что ни один его проект не был рассмотрен.
Чтобы реально влиять на процесс преобразований в стране, нужна критическая масса людей, которые идеологически, программно и морально сильнее других.
Хочу напомнить, что в 1990 году в Верховной Раде 25 процентов депутатского корпуса составляли бывшие политзаключенные, писатели, поэты, идеалисты. Они мечтали о независимой, демократической стране. Да, они были в меньшинстве, но идеологические банкроты, коммунисты, вынуждены были поддерживать их своим голосованием. Мы должны повторить подобный процесс. И не совершать прежних ошибок.
В частности, во время президентских выборов в 1991-м, когда основная борьба развернулась между Кравчуком и Чорноволом, один академик мне сказал: «Богдан, буду кандидатом». — «Но тебя знают только во Львове и в Академии наук! Сколько ты наберешь? Полпроцента, максимум один. Зачем разбивать голоса?» — «Это мой долг».
Может, если бы тогда от «Народного Руха» баллотировался один кандидат, а не семь, Вячеслав Чорновол вышел бы во второй тур.
— И Украина могла бы быть другой…
— Второй момент. В январе 1992-го Кравчук пригласил Чорновола к себе и предложил работать вместе. Но Вячеслав Максимович предпочел остаться в оппозиции. И совершил грандиозную ошибку! Ведь тогда не бывшая партийная номенклатура, а патриоты могли бы прийти во власть.
Еще ошибка. После «оранжевой революции» в Украину готовы были вложить десятки миллиардов долларов инвестиций. Знаю об этом точно. Но Ющенко упустил колоссальные возможности.
Кстати, некоторых из его бывших коллег мы с удовольствием привлекаем к работе в программе «Молодь змінить Україну». Например, экс-министра иностранных дел Владимира Огрызко. Но активнее всех наши планы поддерживает Любомир Гузар. Он же еще и «пластун»!
«Пласт» (национальная скаутская организация Украины, Гаврилишин в ней с 1940 года. — Авт.) — это прекрасная школа жизни. Один из ее законов гласит: «Надо делать доброе дело, быть полезным каждый день». Мы присягаем на верность Богу и Украине. Не знаю, кем бы я стал, если бы не был «пластуном», как и Любомир Гузар. А какое у него чувство юмора!
— Гузара надо слышать…
— Конечно. В каждом его слове сконцентрирована мудрость, духовность, гуманность, патриотизм. Это наш моральный авторитет.
— А Лина Костенко?
— Абсолютно. Это два моральных авторитета. Она уникальный писатель. Рядом некого поставить.
Поймите, в Украине произошла одна из важнейших трансформаций. Мы стали украинской патриотической нацией. Вы можете быть русским, евреем, немцем, но вы любите Украину.
Считаю, что у нашего народа очень здоровые корни, а вот верхушка немного загнила. Но я оптимист. Знаю, что в будущем Украина обязательно окажется в числе эффективных стран, которые я назвал в самом начале.
— И когда же это произойдет?
— Лет через 15. Уверен.
— Но ведь война?..
— Скажу больше: к тому времени Российская Федерация исчезнет. Мои прогнозы сбываются. Например, в 1980 году я издал книгу «К эффективным обществам. Пути в будущее». Изучил 12 государств, предположил, что нужно изменить, чтобы эти страны стали более эффективными. И спрогнозировал их будущее без реформ. Так предсказал распад СССР. Тогда все специалисты-советологи считали меня сумасшедшим. Но я уже в 1988-м вернулся на родину, чтобы помочь ей — знал, что Украина станет независимым государством.
Еще один момент. В 1952 году я побывал на мировой ассамблее молодежи в Сенегале, тогдашней французской колонии. Вернувшись в Канаду, сделал в докладе прогноз о том, что через одно поколение эти колонии станут независимыми государствами. Меня освистали. Я действительно «ошибся»: это случилось всего-навсего через десять лет. Еще тогда я понял, что менять страну должны молодые активисты. Они — самая мощная движущая сила.
— Богдан Дмитриевич, в чем смысл «Всеобщей декларации обязанностей человека», автором которой вы являетесь?
— Провозглашенная ООН в 1948 году «Всеобщая декларация прав человека» сама по себе великолепна. Но остается вопрос, а за что, собственно, ответственны люди, каковы их обязанности? Президент США Джон Кеннеди как-то сказал: «Не думайте о том, что Америка должна сделать для вас. Думайте о том, что вы должны сделать для Америки».
Каждый из нас должен чувствовать определенную ответственность, например, за сохранение здоровья в хорошем состоянии, чтобы лишний раз не расходовать госбюджет, ответственность перед обществом, семьей, регионом, страной и так далее. Украинцы в некотором смысле демонстрируют эту ответственность и могут помочь миру прийти к «Всеобщей декларации обязанностей человека», которая включает 15 статей. Что я имею в виду? После избиения людей на Майдане без приказа и какой-либо помощи были созданы медицинская, религиозная, психологическая, образовательная службы. Активисты делали это из чувства долга перед согражданами. Точно так же сейчас добровольцы идут в АТО из чувства долга перед страной. Это новый тип системы ценностей, новый тип поведения. Мы в этом смысле впереди всего мира.
— Почему вы всю жизнь хотите все менять?
— Я побывал в 89 странах на всех континентах. Судьбу некоторых государств, например, Аргентины, изменил тотально. И всегда оставался украинцем. Чувствовать свою идентичность для меня сверхважно. Я действительно счастлив быть полезным своей Родине. Именно поэтому посвящаю сейчас все свое время, силы и энергию программе «Молодь змінить Україну».
Фото в заголовке из «Фейсбука»
32702Читайте нас в Facebook