В попытках спасти свое здоровье житель райцентра в Запорожской области на костылях пробивается к представителям власти и врачам
«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» — эта печальная истина как нельзя точно отображает способ жизни 42-летнего жителя поселка Акимовка Запорожской области Александра Казыдуба. Будучи инвалидом, проживая в требующем ремонта доме со старенькими родителями — больной мамой и отцом, также инвалидом, мужчина вынужден самостоятельно обивать пороги лечебных учреждений и властных кабинетов в поисках помощи и поддержки. Однако скромные возможности местных бюджетов и отечественной медицины оставляют таких, как он, людей с ограниченными физическими возможностями один на один со своими проблемами.
Александр Александрович встречает меня на пороге своего дома, боком протиснувшись с костылями в узкий дверной проем. Мужчина показывает две объемные стопки бумаг — медицинских заключений, его отчаянных писем-обращений в различные инстанции и официальных ответов на них.
— Я являюсь инвалидом с детства 1-б группы, но эту группу мне дали только в январе 2013-го года, — рассказывает Александр Казыдуб. — До того у меня была 2-я группа инвалидности, и никто из местных медиков не обращал на это внимания. Хотя из-за нарушения функции тазовых органов я передвигаюсь только на костылях в пределах комнаты. Изменилась ситуация лишь благодаря врачам запорожской областной клинической больницы.
В подтверждение своих слов собеседник показывает перечень диагнозов: стойкий нижний спастический парапарез вследствие ДЦП, вегетососудистая дистония, несколько заболеваний, в которых первым идет слово «хронический» — гастродуоденит, холецистит, панкреатит и прочие недуги…
По словам Александра, кроме врожденных и ранее приобретенных болезней, в декабре 2009 года, когда он находился на лечении в отделении гастроэнтерологии запорожской областной клинической больницы, по указанию главврача областного гастроцентра ему была проведена фиброгастроскопия. Но вечером после исследования мужчине стало плохо, появилась тошнота, которая длилась две недели, все это время не могли установить причин недомогания. В конце концов в результате анализа у пациента выявили хеликобактер пилори — особый вид патогенных бактерий, которые инфицируют желудок и двенадцатиперстную кишку. На лечение, по словам Александра, у него ушло пять с половиной лет и очень много денег.
Мужчина уверен, что хеликобактер в его организм занесли во время фиброгастроскопии.
— Хеликобактер дал сильное осложнение на мой организм, что вылилось в зубочелюстную патологию, — переходит к основной проблеме Александр. — И пока я боролся с этой бактерией, дело дошло до того, что у меня на данный момент попросту отсутствует зубной ряд.
Два с лишним года он потратил на то, чтобы среди стоматологических клиник областного центра самостоятельно отыскать единственную, где пошли навстречу. Александр показывает договор с директором стоматологической клиники «Марта» Сергеем Чертовым, в котором поясняется, что всего лишь за 33 тысячи гривен клиника готова установить ему восемь дентальных имплантатов (со стоимостью расходных материалов), а остальные затраты лечебное учреждение готово взять на себя в качестве благотворительной помощи инвалиду.
— Но где взять даже эту, уменьшенную сумму? — терзается вопросом Казыдуб. — Я давал объявление в районную газету, обращался к местным депутатам через главу райсовета Геннадия Подольного, выходил на председателя Акимовской райгосадминистрации Александра Правосуда, на областных руководителей, народного депутата Сергея Валентирова, писал президенту Украины Петру Порошенко. В ответ — тишина, результата нет никакого.
Претензий к медикам всех уровней и особенно к руководителям Акимовской центральной районной больницы и Центра первичной медико-санитарной помощи у инвалида немало. Но у окружающих об Александре тоже складывается не всегда однозначное мнение. Одни считают его чуть ли не героем — за то, что «не дает врачам спуску» и не стесняется вновь и вновь сигнализировать о недостатках в сфере здравоохранения. Другие жители Акимовки, услышав фамилию Казыдуб, убеждали журналиста «ФАКТОВ», что мужчина требует к себе особого внимания, что в наших условиях жизни далеко не всегда возможно.
— Основные его требования и претензии, которые он предъявляет, это — выписка льготных препаратов, транспортировка его в областные учреждения и зубопротезирование, — поясняет главврач акимовского центра первичной медико-санитарной помощи Валентина Борисенко. — Бюджет у нас очень ограничен. Тем не менее за 2014 год ему лично было выписано препаратов почти на 3,5 тысячи гривен, что составило 12 процентов от всего районного бюджета на льготников! А ведь у нас на учете льготников разных категорий около десяти тысяч человек. Когда у него была 2-я группа инвалидности, он имел право на бесплатное приобретение препаратов. Потом, когда ему группу усилили до 1-й и пенсия стала больше, препараты ему приходится приобретать за 50 процентов стоимости. С тех пор он лекарств практически не покупает. Но какие тут к нам могут быть претензии?
— А что же с отказом в транспортировке?
— Его поездки из Акимовки в Запорожье, назначенные им самим, заводят нас в тупик. Если мне не изменяет память, то только за первую половину этого года мы раз 15 его туда свозили. Он заявляет: «Мне стало хуже, нужно к невропатологу». Звонит к областному специалисту, тот, конечно, соглашается его принять, и от нас Казыдуб уже просто требует доставить его в областную больницу, потому что ему… назначена консультация. Санитарный транспорт не предназначен для транспортировки больных на консультации! Мы возим только тяжелых больных, которых нужно госпитализировать, и попутно — повторяю, попутно — можем взять кого-то на прием к областным специалистам.
— Но реально ли помочь инвалиду с зубопротезированием?
— Установка имплантов — это по всей Украине сугубо платные манипуляции, — вступает в разговор главврач Акимовской центральной районной больницы Валерий Строкань. — У нас есть льготное зубопротезирование для участников и ветеранов Второй мировой войны, мы специально держим для этого на полставки зубопротезиста, зуботехника и заказываем расходный материал. Это обычные металлические зубы с пластмассовыми вставками. Но Казыдуб на такое не соглашается. Он хочет только металлокерамические зубы.
Александр, конечно, на нас обижается все время, но мы в большинстве случаев пытаемся находить с ним общий язык. Хотя из-за него на этом участке уже три врача сменилось, не хотят все время стресс испытывать. Та женщина, что работает сейчас, — врач от Бога и очень терпеливая. Но и она иногда плачет и готова написать отказ от участка.
1662P. S. Для тех, кто может помочь Александру Александровичу Казыдубу, сообщаем его телефон: 097−439−85−99, а также номер карты в «Приватбанке» 4149 4978 5912 0216.
Читайте нас в Facebook