Потерявший ногу боец АТО вернулся из Польши с качественным механическим протезом
В Украине продолжается сбор крышечек от пластиковых бутылок, которые потом сдают на переработку, чтобы вырученные средства направить на помощь бойцам АТО, нуждающимся в протезировании. «ФАКТЫ» уже писали о том, что проект «Добро жменями» реализует Всеукраинский благотворительный фонд «ОВЕС».
И вот уже есть первый результат. Об истории, в которой участвовало много неравнодушных людей, «ФАКТАМ» рассказала руководитель проекта волонтер Наталия Тарасова.
«За ночь мастер выполнил 3D-модель культи. Это, без преувеличения, ювелирная работа»
— В октябре к нам обратилась Ольга Аргат, волонтер из Ирпенского госпиталя, с просьбой помочь Сергею Тимощуку, минометчику 90-го батальона 81-й бригады ВСУ, — говорит Наталия Тарасова. — У него высокая ампутация левой ноги. Это когда выше колена.
В тот момент на счету фонда накопилось около 60 тысяч гривен, то есть вполне можно было «стартовать». Понимая, что поставлена абсолютно конкретная цель, попросили активистов форсировать сбор крышечек.
*Средства, вырученные от переработанных пластиковых крышечек, идут в помощь пострадавшим украинским воинам
До этого, летом, мы узнали, что в Польше есть хороший специалист — Лешек Клошевский. Он уже изготовил протезы для шестерых бойцов, результаты неплохие. Собрали о нем всю информацию, и Сергей принял решение: едем именно к нему.
Медицинские документы готовила Оля Аргат, она курировала Сергея изначально. А мы с руководителем фонда Татьяной Руденко очень хотели познакомиться с протезистом, своими глазами посмотреть на его работу и убедиться, что средства использованы по целевому назначению.
Еще в нашу команду вошел врач из Луцка Олег Савчук. Будучи востребованным эндоскопистом, очень занятым человеком, он умудряется находить время, чтобы помогать совсем незнакомым людям. Олег взялся отвезти всех нас в Польшу на своей машине совершенно бесплатно. Поскольку периодически доставляет ребят на лечение, его знают таможенники, что тоже является плюсом. У меня было ощущение, что перед ним открываются любые двери. В общем, все как-то сразу сложилось замечательно.
Лиманова — небольшой уютный городок в 76 километрах от Кракова, где живет врач Лешек Клошевский. Он начинал свою практику 30 лет назад в Мозамбике, куда попал по линии Красного Креста. Его тогдашние пациенты подрывались на снарядах, в том числе завезенных из СССР. «Я три десятка лет воюю с Россией», — говорит он. Потом какое-то время мастер работал в Нидерландах. Четыре года назад вернулся на родину.
Лешек в основном занимается протезами ног. Вдумайтесь: он помог 23 тысячам пациентов. Никогда не отказывал людям даже со сложными ампутациями. Стены его мастерской увешаны фотографиями тех, кому он подарил возможность передвигаться. В том числе мальчишки, родившегося без ног, за которым теперь никто не может угнаться.
Профессионал высочайшего уровня с колоссальным опытом, он интересуется всеми новинками. Почти всю сложную работу выполняет сам, а то, что попроще, делают его ассистенты.
Мастерская расположена прямо в его усадьбе.
*В работе польского протезиста Лешека Клошевского нет мелочей — он прислушивается к каждому замечанию пациента
— Вечером 11 декабря мы прибыли к доктору, — продолжает Наталия Тарасова. — Сергей поселился в домик для гостей, расположенный тут же, на территории, а мы сняли жилье неподалеку. Лешек без всяких проволочек сразу же сделал слепок из гипса с культи Сергея. И начал создавать «ногу». Оказывается, изготовление протеза — это творчество.
За ночь мастер выполнил 3D-модель «лейки», то есть культеприемника. Это, без преувеличения, ювелирная работа. Ее Лешек не доверяет никому. Включает симфоническую музыку и трудится. В такие моменты никто не имеет права его беспокоить.
На следующее утро он нам продемонстрировал свое творение. Дальше мастер приступил к кульминационному этапу — отливке «леечки» из углепластика. Поскольку Лешек использует более легкие и технологичные материалы, чем у нас, его «лейки» комфортнее и прочнее.
Я, чтобы как-то занять себя, сварила борщ для всей компании — снимала стресс таким образом. Мы очень переживали. К пяти вечера Лешек сказал, что все готово, и приступил к окончательной сборке механизма. Все комплектующие он получает из-за рубежа от ведущих мировых производителей. Очень важно подобрать колено — самую дорогую и важнейшую с точки зрения функциональности часть ноги. Еще нужно максимально точно выбрать стопу — в зависимости от образа жизни пациента.
«Сергей шел, а Лешек дотошно расспрашивал, какой дискомфорт ощущает пациент»
— Когда все детали были собраны воедино, отлажены и приспособлены к культе, — продолжает Наталия Тарасова, — начался длительный и скрупулезный процесс подстраивания, подгонки, подпиливания, подкручивания. Доктор возился допоздна, а Сергей все время находился рядом.
Первые несмелые шаги, сгибание и разгибание механического колена, потом опять подгонка, опять шаги…
К полудню воскресенья, когда мы подъехали, Сергей находился на беговой дорожке. Представьте наши чувства, когда мы это увидели. Естественно, сняли все на камеру — для истории фонда. Ролик выложим на сайте www.owesua.org.
*Когда Сергей оказался на беговой дорожке, все впервые увидели, как он улыбается
Да, это не бионический, а обычный механический протез. То есть за рулем Сергей вряд ли сможет сидеть. Но быстро ходить, выполнять физическую работу — пожалуйста.
Он шел, а врач постепенно увеличивал скорость и дотошно расспрашивал, какого рода дискомфорт пациент ощущает, где что беспокоит. Как здорово, что Олег прекрасно говорит по-польски. Хотя все понимали друг друга без проблем на бытовом уровне, но когда речь идет о тонкостях, свои чувства человек излагает точнее всего на родном языке. А в этой ситуации важен каждый нюанс. Для Лешека мелочей вообще не существует.
Кстати, Олег, невзирая на то, что до Сергея уже привозил в Польшу ребят, тоже изрядно волновался. Говорит, что все было, как в первый раз.
И вот наконец-то по довольным лицам Сергея и мастера мы поняли, что эпопея завершилась. Естественно, возник вопрос, что делать в случае возникновения каких-то проблем. Во-первых, через несколько месяцев нужно будет съездить в Лиманову. Культя должна адаптироваться. Может, придется что-то подрегулировать, заменить. За последующие консультации доктор денег не берет. Во-вторых, он дал Сергею силикон, который по мере усыхания необходимо обновлять в той части, которая крепится к коже. В-третьих, объяснил, что через три-четыре года Сергею и другим бойцам необходимо поменять или полностью протез, или только какие-то важные детали. Не исключено, что окажется достаточно что-то смазать и подкрутить. Ведь у него есть пациенты, которые пользуются протезами по 10—11 лет.
Доктор сейчас буквально болеет Украиной. Полностью подстроил свой график под нас. Пожертвовал выходными. Не хочу никого обижать, но здесь о таких примерах я не слышала.
Теперь о материальной составляющей. Стоимость протеза 8 тысяч евро. Средства, собранные от сдачи 14 тонн пластика на переработку (это 120 тысяч гривен), выделил наш фонд. Пятьсот евро дала украинская диаспора в Канаде, 3500 евро — дочернее предприятие международной компании FM Logistiс. Кстати, там отказались от новогоднего корпоратива ради помощи бойцам АТО. Насколько я знаю, сейчас многие так поступают.
«Домой он возвращался другим человеком. Чтобы дальше жить полноценной жизнью»
Скромному и немногословному Сергею Тимощуку 32 года. В 14 лет остался без мамы, через два года умер отец. По сути, мальчишка стал главой дружной семьи, где подрастало еще пятеро детей. Сейчас братьям 20, 23, 25 лет, а сестрам 27, 29.
Сергей живет в селе Клепачи Славутского района Хмельницкой области. Жена работает в колхозе и в магазине. А он хорошо кладет плитку, поэтому стал «заробитчанином» в Киеве. Дочери 10 лет, сынишке годик. Держат большое хозяйство. На войну он ушел по мобилизации. Девятого июня этого года получил ранение в бою под поселком Опытное Донецкой области — был танковый обстрел.
— Две недели не признавался жене, что случилось непоправимое. Хотя готовил ее к тому, что всякое может быть, — говорит Наталия Тарасова. — Вы не поверите, но в жизни бывают ситуации гораздо круче, чем в кино. Совершенно случайно Нина увидела в новостях, что Сергей мелькнул в кадре репортажа из днепропетровского госпиталя имени Мечникова. Представляете?
В сентябре в одной из частных украинских фирм Сергею сделали протез за волонтерские деньги. Потом, к сожалению, треснул пластик. К тому же Сергей хромал, натирал культю и жаловался, что сидит попой на механизме.
Лешек сказал, что протез сам по себе хороший, он даже пригласил бы врача на практику. Но комментировать работу мастера, в смысле подгонку протеза, отказался — некорректно. Говорит, что у нас недалеко ушли от советского производства. В Польше, по его словам, тоже, но мы своими глазами убедились, что разница существенная. Главное, что к каждому случаю Лешек подходит индивидуально.
Когда мы ехали туда, Сергей был в таком напряжении! Он не ел, один раз только вышел из машины покурить. Так что, когда мы впервые увидели на его лице светлую и радостную улыбку, у всех ком в горле стоял. Уже потом он рассказал нам о семье, о детях. О том, что до конца не мог поверить, что сможет нормально ходить. Домой он возвращался совсем другим человеком. С функциональным качественным протезом. Чтобы дальше жить полноценной жизнью. Ведь он кормилец семьи.
На днях Сергей сообщил, что все отлично. Протез легкий, удобный, не натирает в паху, не мешает сидеть, легко снимается-одевается, колено работает без задержек.
Еще хочу, пользуясь случаем, расставить точки над «i». Нас начали упрекать в соцсетях, что фонд рекламирует этого мастера. Поймите, мы не медики, не разбираемся во всех тонкостях и ни на чем не настаиваем. Это был выбор пациента. Решение человека, врачей, семьи. Если следующий боец выберет другого протезиста, ради Бога. «ОВЕС» — это инструмент помощи, так что не надо никаких инсинуаций.
Теперь о самом важном. В судьбе Сергея, без преувеличения, участвовала вся Украина. Это и Татьяна Крутий, которая провожала нас на рейс Киев — Луцк и передала Сергею подарок. Это и винницкие и хмельницкие волонтеры, которые помогли ему добраться в Винницу, чтобы получить визу. Это вся наша команда. Это каждый, кто сдавал крышечки. Спасибо тем, кто поверил в проект. Мы увидели, что за двое суток жизнь человека кардинально изменилась. После такого вырастают крылья, поверьте.
2854Фонд продолжает свою работу. Так что звоните по телефонам: 0 (44) 22−88−002, (063) 021−69−31 или пишите [email protected], [email protected] или на страничку в «Фейсбуке».
Читайте нас в Facebook