ПОИСК
Культура и искусство

"В студии Диснея мне показалось, что я попал в сумасшедший дом!" — признавался художник Владимир Титла

6:30 30 декабря 2015
Владимир Титла
80 лет назад выходец из Украины создал рисунки к мультфильму «Белоснежка и семь гномов»

Сразу после Нового года на киностудии Уолта Диснея начнется подготовка к празднованию 80-й годовщины культового американского полнометражного мультфильма «Белоснежка и семь гномов» — ленты, которой восхищаются во всем мире и на которой воспитывались десятки поколений зрителей.

История, рассказанная немецкими сказочниками братьями Гримм, известна нам с детства. Принцесса Белоснежка после смерти отца живет со своей мачехой, злой королевой. Королева ежедневно спрашивает у волшебного зеркала: «Кто на свете всех милее?» Следует ответ: «Ты прекрасней всех!» Но вскоре подрастает и расцветает Белоснежка, о красоте которой зеркало сообщает своей хозяйке. И та приказывает охотнику отвести девушку в лес и убить. Охотник жалеет принцессу и оставляет невредимой в лесной чаще. Там девушка находит дом, в котором живут семь гномов: Ворчун, Умник, Весельчак, Скромник, Чихун, Соня и Простак. Принцесса начинает вести их хозяйство — убирать, стирать, шить, готовить. Узнав от волшебного зеркала, что красавица жива, королева под чужой личиной приходит в лес и угощает девушку отравленным яблоком. Белоснежка засыпает волшебным сном, от которого ее может пробудить только поцелуй возлюбленного. Гномы кладут девушку в гроб из хрусталя и золота, помещают в пещеру. Принц, который любил Белоснежку, находит ее и целует. Девушка просыпается. Принц забирает ее в замок, и они живут долго и счастливо.

Над этой доброй и красочной сказкой, без которой не обходится ни одно Рождество, трудились десятки мультипликаторов. Но мало кто знает, что ведущим художником студии Уолта Диснея был выходец из Украины Владимир (Билл) Титла.


*Владимир Титла (справа) был одним из первых художников, нанятых Уолтом Диснеем

РЕКЛАМА

— Отец художника Петр Титла (бывший улан австрийской армии) был богатым крестьянином в селе Подгайцы Тернопольской области, — рассказал «ФАКТАМ» преподаватель кафедры книжной графики и дизайна печатной продукции Украинской академии печати во Львове Роман Бучко. — Вместе с женой Марией Петр уехал в Америку, работал на фабрике по производству бочек для рыбы. Их сын Владимир, как все дети украинских эмигрантов, посещал церковь, где его талант к рисованию заметила одна из монахинь. Девятилетнего Володю устроили в студию создателя комиксов Уинзора Маккея. Закончив вечернюю художественную школу, Владимир начал подрабатывать карикатуристом в газетах, получая довольно приличные гонорары, позволившие ему не только содержать родителей, но и переехать в хорошую квартиру в Джерси-Сити.

В 1920 году 16-летний Владимир уже работал на студии «Парамаунт», где рисовал заставки к фильмам. Через три года художника пригласили на экранизацию басен Эзопа, в два раза повысив ему зарплату за талант и трудоспособность. При этом он успевал посещать вечернюю студию Лиги студентов искусства.

РЕКЛАМА

Накопив денег, Владимир в конце 1929 года отправился в Европу — объезжая страну за страной, он побывал и на родине отца и матери — в селе на Тернопольщине. В Париже Титла изучал живопись, учился скульптуре у Шарля Деспио. Вернувшись в Америку, он еще некоторое время работал на студии «Парамаунт», пока в 1934 году его не пригласил к себе Уолт Дисней. В конце ноября был подписан контракт, и в начале 1935 года художник вышел на работу в студию Диснея.

«В студии Уолта Диснея мне показалось, что я попал в сумасшедший дом! — вспоминал Владимир Титла. — Только представьте: все сотрудники смотрят в зеркала и паясничают, выкаблучиваются, морщат лбы, гримасничают. Уму непостижимо! Мне пришлось делать то же самое. Но, спешу заметить, это существенно помогало в работе. К тому же всегда было смешно и забавно…»

РЕКЛАМА


*В работе над образом Белоснежки участвовал Владимир Титла

Как оказалось, это была гениальная идея самого Диснея. Ведь нарисовать фантастический персонаж сложно, тем более вложить в него характер и эмоции. А зеркало помогает художнику это «рассмотреть». В студии Диснея Владимир вскоре стал ведущим аниматором, создал десятки разнообразных персонажей. Но самое главное его детище — «Белоснежка и семь гномов». Уолт Дисней собрал всех художников в маленькой комнатке и объявил о начале работы над полнометражным мультфильмом. При этом долго пересказывал сказку в лицах, старательно изображая каждый персонаж.

«Он становился то Белоснежкой, то злой королевой, то каждым из семи гномов, — рассказывал позже Владимир Титла. — Уолт воспроизводил манеру поведения и интонации настолько реалистично, что мы действительно поверили в существование этих героев. Его представление длилось порядка трех часов, а для нас оно вылилось в годы работы. Тяжелой, но плодотворной».

Много времени студия потратила на поиски прототипа Белоснежки — красивой девушки с изящной фигурой и нежным голосом. В итоге выбрали молодую танцовщицу Марджори Селесте Белчер. Согласно контракту, она танцевала, пела, разговаривала, ходила и бегала перед художниками, а те рисовали наброски будущей героини мультипликационного шедевра.


*Прототипом Белоснежки стала танцовщица Марджори Селесте Белчер

«Мы сидели кружком с карандашами и листами бумаги, внимательно следя за движениями Белчер, — вспоминал Титла. — Она импровизировала, поэтому было невозможно предсказать, какое будет следующее движение…»

Художник участвовал и в создании образа одного из гномов — Ворчуна, внешность, жесты и мимику которого «заимствовал» отовсюду понемногу. Например, брови «взял» у самого Диснея, а нос — у… вареной свеклы.

Премьера «Белоснежки» состоялась в декабре 1937 года. Успех был феноменальным! В 1939 году мультфильм получил почетный «Оскар» (при этом Уолту Диснею вручили одну большую статуэтку и семь маленьких). В 2008-м «Белоснежку» включили в список лучших американских анимационных фильмов всех времен.

В 1938 году Владимир женился на юной актрисе и модели Адриенн Леклерк, которая всегда удивлялась, почему они сошлись, ведь они с мужем были полными противоположностями. У них родился сын Петр и дочь Тамара.

После «Белоснежки» Владимир Титла работал над рисунками к «Пиноккио», «Фантазии». А помните замечательный мультик «Дамбо» о слоненке, над которым все издевались из-за больших ушей? Его образ возник у Титлы, когда он наблюдал за двухлетним сыном Петром. «Я не имею никакого понятия о слонах, но, рисуя слоненка, воссоздавал образ сына — движения, мимику, характер, как он купается, бегает, реагирует», — говорил художник. Дамбо навещает мать в тюрьме, она гладит его своим хоботом. А малыш взбирается на него и качается, а потом плачет, прощаясь с мамой… Картина была такая трогательная и сделана с таким мастерством, что многие зрители рыдали.

*Владимир Титла работал и над рисунками к «Пиноккио» — второму полнометражному анимационному фильму, снятому студией Уолта Диснея

Финансовый кризис конца 1930 годов и начало Второй мировой войны не могли не отразиться на кинематографе. Доходы студии Диснея сократились вдвое, художников начали увольнять. Титла, оставшийся единственным ведущим аниматором студии, поддержал забастовку 300 своих коллег, поссорился с Уолтом Диснеем. Работы становилось все меньше, жена заболела туберкулезом. И Владимир оставил Голливуд, о чем потом жалел всю жизнь. Он уехал в Коннектикут, работал над рекламой, короткометражными фильмами, режиссировал на «Параманунт» и даже открыл с напарниками собственную маленькую студию, которая зачахла в 1953 году.

«Он утратил чувство руки и знал об этом, — вспоминала спустя годы супруга художника Адриенн Титла. — Не мог рисовать и проводил нестерпимые недели после каждого удара (художник перенес несколько микроинсультов. — Ред.), стремясь восстановить исчезнувшую магию. Анимация была в то время в упадке. Заказчики рекламных роликов требовали игровых лент. К тому же Владимир страдал от ужасной депрессии, порожденной отказами, которые касались его работы… Сердце у него разрывалось… Он ослеп на левый глаз…

Что же касается национальных корней, то в нем не было ничего американского, он был настоящим украинцем. Очень сентиментальный, очень нежный и заботливый. В то же время он был глубоким пессимистом и настоящим одиночкой — всегда чувствовал напряжение, общаясь с нашими соседями-американцами. Его вкусы тоже раскрывали в нем славянскую душу. Он часами мог слушать украинскую народную музыку, ему очень нравилось танцевать. Владимира тянуло к земле — он с одержимостью работал на своей ферме, просто жить не мог без нее. Был влюблен в коней, коров…»

Последние четыре года жизни Владимир Титла, которого сегодня считают одним из лучших художников золотого века мультипликации, провел в унизительных поисках работы. В августе 1968 года вице-президент студии Диснея не принял его даже с испытательным сроком, хотя Титла был членом Американской киноакадемии и Национального общества анимации.

Владимир Титла всего на два года пережил Уолта Диснея и умер на своей ферме в возрасте 64 лет 31 декабря 1968 года.

— Мир помнит этого замечательного художника, — подчеркивает Роман Бучко. — На 90-ю годовщину со дня его рождения музей Катона в Нью-Йорке сделал выставку рисунков мастера и напечатал каталог о его творческом пути. В 1998 году племянник Владимира Богдан Титла, тоже график, прочитал в Академии печати во Львове доклад о достижениях книжных графиков украинской диаспоры. Художником стала одна из внучек Владимира Титлы. Эта большая семья спонсировала реставрацию крыла Львовской академической библиотеки.

4805

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров