Методика, которую используют киевские хирурги, помогает успешно бороться с варикозной болезнью
— Я, честно сказать, не верила врачам, говорившим, что операция по новой методике безболезненна, и я сразу же смогу уехать домой, — улыбается Татьяна. — Обычно шрамы ноют. Думала, несколько дней не смогу нормально ходить. Поэтому удивилась, когда после вмешательства легко спустилась по лестнице. Все, что доставляет неудобства, — эластичный бинт, которым пока необходимо фиксировать ногу от пятки до паха.
— С компрессионным чулком будет гораздо комфортнее, — говорит сосудистый хирург, ведущий научный сотрудник отдела хирургии сосудов Национального института хирургии и трансплантологии имени
— Видите, на моей левой ноге, которую Лариса Михайловна прооперировала несколько месяцев назад, нет ни следа, — говорит Татьяна. — А эти белые рубцы выше колена оставили… пиявки. Я же до того, как согласиться на операцию, испытала на себе разные методы лечения, включая нетрадиционные. Не знала о новых методиках, которые используют наши врачи.
Я попала как раз на послеоперационное обследование Татьяны. Сняв бинт с ноги, женщина встала возле аппарата УЗИ. Лариса Михайловна начала водить сканирующим датчиком по бедру пациентки, затем под коленом. Увиденным на экране хирург явно была довольна.
— Большая и малая подкожные вены, которые были расширены, надежно закрыты, кровоток идет по глубоким сосудам, — комментирует специалист. — Методика, которую мы начали использовать несколько лет назад, помогает нам успешно бороться с варикозной болезнью. Самое болезненное во время этой процедуры — укол для введения тоненького катетера — лазерного волокна.
*Перед операцией врач должен обследовать вены (фото автора)
— Варикозная болезнь передалась мне по наследству от мамы и отца, — рассказывает Татьяна. — Папу даже оперировали. Но у него остались огромные шрамы, да и восстановительный период длился долго. Я понимала, что когда-нибудь и мне придется соглашаться на хирургическое лечение, но не торопилась с этим. Хотя с каждым днем чувствовала себя хуже: быстро уставала, ноги сильно отекали, болели, особенно вечером. А у меня ко всему еще и работа сидячая — я бухгалтер. Вены стали «беспокоить» меня после вторых родов. Никто из врачей не посоветовал мне носить компрессионное белье во время беременности. Оно немного затормозило бы развитие болезни. Вскоре раздутые вены стали проступать через кожу, над левым коленом «повисла гроздь». Я пыталась спрятать дефект под брюками, но когда садилась, то ткань натягивалась, и узлы проступали. Врачи рекомендовали мне проходить курсы лечения пиявками. Я согласилась. На время становилось легче. Но затем вены набухали снова. Поняла, что без операции уже не обойтись. Я ведь еще хочу с детьми побегать, да и на пляже летом позагорать. А в последние годы стеснялась раздеваться.
Не всегда врачи знают об инновациях и малотравматичных методиках, которые все чаще применяются в современной хирургии. Многие пациенты сами ищут информацию об операциях.
— Я прочла прямую линию «ФАКТОВ» с Ларисой Чернухой, — продолжает женщина. — Лариса Михайловна подробно рассказала о нескольких видах операций, которые выполняют в отделе хирургии сосудов института имени Шалимова. Поехала к ней на консультацию. И, узнав о возможных осложнениях самой болезни, я решилась на операцию.
Левую ногу Татьяне прооперировали 26 января. Так как Татьяна боялась местной анестезии, вмешательство делали под общим обезболиванием.
— Уже на следующий день я почувствовала, насколько стало легче, да и внешне нога сразу изменилась: шишки исчезли, — улыбается женщина. — Поэтому я спросила, когда мне прооперируют вторую ногу. И с радостью согласилась на предложение врача провести подобную операцию уже под местным обезболиванием. Во время вмешательства на второй ноге, которое провели на прошлой неделе, я находилась в сознании, все чувствовала. Был только один немного неприятный укол. А в ходе операции иногда казалось, что по ноге льется вода.
— Все пациенты, которым мы проводим такие вмешательства, затем вспоминают именно это ощущение — будто по ноге льется водичка, — добавляет Лариса Чернуха. — Внутрь сосуда с помощью проводника мы подводим лазерное волокно, а вокруг вены делаем инъекции специального раствора.
Лариса Михайловна включает видеозапись одной из операций. Ее она показывает на конференциях и мастер-классах, рассказывая о методике коллегам. Самый потрясающий момент — когда внезапно под кожей загорается яркое пятно. Это начинает работать лазер — запаивает поврежденный болезнью поверхностный сосуд. А кровь продолжает циркулировать по глубоким сосудам.
— Видите, человеку совсем не больно, — комментирует врач. — Честно говоря, когда услышала об этой методике, не сразу поняла ее преимущество. Ведь операции с применением торцевого лазера в отделе хирургии сосудов нашего института мы делаем уже более десяти лет. Но когда начали использовать двухкольцевое лазерное волокно вместо торцевого, поразились, насколько это эффективнее. Особенно данная методика (эндовазальная лазерная коагуляция вен нижних конечностей) хороша для работающих людей, которые не могут выбыть из строя, оставить бизнес. Приехал на процедуру, потратил два часа и вернулся к встречам и делам. Таня, ты не стой на одном месте, походи по кабинету, двигайся, — обращается к своей пациентке Лариса Михайловна.
— После операции, естественно, врачи дают рекомендации, — говорит Татьяна. — Они несложные. Нельзя поднимать тяжести и сидеть на месте дольше 15 минут. Нужно пройтись по комнате, подняться-спуститься по ступеням.
— Несмотря на то, что это вмешательство проводится под местной анестезией, в операционной рядом с пациентом обязательно должен находиться анестезиолог, — продолжает рассказывать о тонкостях методики Лариса Чернуха. — Часто бывает, что пациент реагирует просто на атмосферу, царящую в помещении: лампы, инструменты, множество аппаратуры — и может потерять сознание. Наличие современного оборудования в клинике не всегда гарантирует, что операция будет выполнена на высоком уровне. Чтобы овладеть новой методикой, нужна хорошая научная база, какой является наш институт, опыт проведения других операций, связанных с заболеванием сосудов. Если вам обещают сделать операцию без ультразвукового обследования, не соглашайтесь. Это все равно, что ехать по темной дороге без фар…
— Как много операций вы уже провели с использованием двухкольцевого лазера?
— Около ста. Новая методика широко внедряется в США, странах Западной Европы, в Прибалтике.
— Кто чаще страдает варикозным расширением вен — мужчины или женщины?
— Представительницы слабого пола. Факторами риска могут стать беременность, роды, стоячая работа, лишний вес. Часто болезнь носит наследственный характер. В нашей практике даже был случай, когда мы делали операцию четырехлетнему ребенку, страдающему венозной формой врожденного заболевания сосудов. При варикозной болезни поражаются поверхностные вены. Клапаны сосудов не справляются со своей работой, кровь застаивается, и со временем стенки начинают расширяться. Насторожить должны первые симптомы: усиление венозного рисунка под кожей, появление сосудистых «звездочек», чувство тяжести, отеки, боль в ногах. Если в семье кто-то страдал варикозной болезнью, значит, родным нужно контролировать состояние сосудов — делать специальное УЗИ (дуплексное ангиосканирование вен). Это обследование позволяет оценить строение вен, особенности кровотока, определить, какой вид лечения понадобится: склеротерапия, эндовазальная операция, открытое удаление вен, медикаментозная или компрессионная терапия.
К сожалению, пациенты приходят к хирургам в последнюю очередь, испытав на себе все возможные народные методы и позволив болезни зайти слишком далеко. Люди лечатся пиявками, укусами пчел, делают инъекции из вытяжки перепелиных яиц. Я еще не видела ни одного человека, которому эти методы помогли бы. А промедление приводит к тому, что болезнь прогрессирует, развиваются всевозможные осложнения, в том числе тромбирование вен, образование трофических язв. Избавиться от них очень тяжело. На днях ко мне на консультацию приходила женщина, лечившая варикоз примочками из мочи. У нее такие раны на ногах, что я заподозрила рак кожи… Этого можно было не допустить, обратившись к специалистам вовремя. Выявлять многие болезни на ранних стадиях, когда можно применить малотравматичные методики, помогла бы диспансеризация. Но она, к сожалению, в последние годы не проводится.
5967Читайте нас в Facebook