Вдова художника Бориса Максимова: "Ради экономии первые гривневые купюры готовили к печати вручную"
— Мой муж вместе с художником-графиком Василием Лопатой приступили к созданию эскизов гривен весной 1991 года — за пять месяцев до принятия Декларации о независимости Украины, — говорит вдова художника-дизайнера Бориса Максимова Ирина Ивановна. — А в октябре их отправили в Канаду, где печатался первый тираж украинской валюты. Неделю они жили в Оттаве в хорошем отеле (кто оплачивал проживание, мы не знаем). За это время стало ясно, что украинская сторона денег на проживание не предоставляет, и авторам гривни пришлось покинуть комфортабельный номер. В Канаду они прилетели без командировочных, поэтому не за что было снять хотя бы какое-нибудь жилье. Выручила украинская диаспора — поселила художников в духовной семинарии греко-католической церкви. Муж рассказывал, что там все очень хорошо к ним относились. Ректор отец Иосиф затем приезжал к нам в гости.
В Канаде мой муж и Василий Лопата проработали целых три месяца. Они могли управиться с подготовкой гривен к печати гораздо быстрее — для этого следовало задействовать компьютерную технику. Однако один час работы необходимого компьютера стоил 10 тысяч канадских долларов! Украина заплатить не могла, поэтому художникам ничего не оставалось, как готовить деньги к печати вручную: на большущих листах они рисовали фрагменты купюр — это предусматривается технологией.
*Борис Максимов и Василий Лопата жили в Канаде в греко-католической семинарии
Борис рассказывал, что сотрудники Канадской банкнотной компании попросили подогнать длину и ширину гривен под размеры листов, на которых они будут печататься, чтобы было как можно меньше отходов дорогостоящей бумаги. Ради экономии сократили и цветовую гамму купюр: обычно для печатания банкнот используют семь различных красок, а в случае с первыми гривнями обошлись тремя. Тогда отпечатали купюры номиналом от одной до двадцати гривен включительно.
*Борис Максимов (на фото) занимался орнаментами, геральдикой, разработкой шрифтов и выбором цветовой гаммы гривен, а его соавтор Василий Лопата — портретами выдающихся людей и памятниками архитектуры, которые на них изображены
— Как получилось, что вашему супругу и Василию Лопате предложили разработать дизайн украинских денег?
— Эта история началась в апреле 1991 года. Бориса в числе примерно десяти художников пригласили в Верховную Раду Украинской ССР на заседание парламентской комиссии по экономическим реформам. Каждому из них предложили представить свое видение украинской гривни, при этом попросили посторонним о задании не распространяться.
*Василий Лопата изобразил князя Владимира уж очень похожим на себя
Среди художников был и Василий Лопата, с которым Борис дружил в студенческие годы. Они вместе учились в Киевском государственном техникуме декоративно-прикладного искусства и дизайна. Василия со студенческой скамьи призвали на срочную службу. В техникум он уже не вернулся — поступил в Киевский государственный художественный институт и стал иллюстратором книг. А Борис после окончания техникума учился в Харьковском художественно-промышленном институте. Они решили объединить усилия: Лопата выполнял портреты исторических личностей и изображения памятников архитектуры, а мой муж занялся дизайн-концепцией купюр: орнаментами, геральдикой, разработкой шрифтов и выбором цветовой гаммы купюр.
На выполнение задания отводилось меньше месяца — это очень малый срок. Поэтому мне довелось помогать супругу, ведь я тоже художник-дизайнер. Работали за столом, за которым мы с вами беседуем.
— Не маловат ли для двух художников?
— Верно. Борис Николаевич клал на него больших размеров планшет, и места становилось достаточно. Муж обсуждал со мной свои идеи, советовался. Кое-что рисовала я (Ирина Ивановна достала из папки кальку с портретом Тараса Шевченко). Тут нужно сказать, что за отведенное время успели сделать эскизы двух купюр — пяти- и трехгривневой. Лопата нарисовал на пяти гривнях известный портрет Богдана Хмельницкого. На трех гривнях был изображен Кобзарь, которого рисовала я. Тогда еще не было известно, купюры какого номинала и с портретами каких выдающихся людей нужно нарисовать. Главным на том этапе было предложить концепцию дизайна.
11 мая художники принесли в парламент свои работы. Борис рассказывал, что эскизы разложили на большом столе. К ним подошли члены комиссии по экономическим реформам во главе с председателем Верховной Рады Украинской ССР Леонидом Кравчуком. Оказалось, что почти все мастера представили лишь фрагменты купюр, а у моего мужа и Василия Лопаты были завершенные эскизы двух банкнот. Посмотрев на них, Кравчук сказал: «Оцi грошi будемо робити».
*Ирина Максимова: «Купюры номиналом 500 и 1000 гривен планировалось отпечатать в Англии, куда Борис должен был лететь. Однако после убийства весной 1998 года председателя Нацбанка Украины Вадима Гетьмана проект закрыли» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
Вскоре Борису и Василию передали из парламента решение о том, эскизы каких банкнот следует сделать, а также список выдающихся людей и фотографии памятников архитектуры, которые следует на них изобразить. Все лето 1991 года мой муж с большим энтузиазмом трудился над патриотическим заданием, причем бесплатно — государство не платило ни копейки. Но его это не смущало.
— Тогда еще существовал Советский Союз. Всесильный КГБ пытался помешать в работе над созданием гривен?
— Были странные анонимные звонки по телефону. Запомнился такой: незнакомый мужчина потребовал от мужа: «Дайте ваши наработки по гривне!» — «Я не даю никакой информации», — ответил Борис. «Ну, смотрите, вами займется Москва». Какие-то странные типы поджидали мужа возле подъезда, периодически кто-то звонил в дверь нашей квартиры и убегал. Я ужасно боялась за Бориса, но даже не пыталась отговорить его бросить этот проект: понимала, что он не отступится.
Работу над гривней курировал заместитель парламентской комиссии по экономическим реформам академик Михаил Швайка. Он посоветовал Борису: «Отправь семью из Киева». У нас с мужем двое детей. Сын к тому времени уже женился, жил отдельно. С дочкой Аллой я поехала в июле на море в Скадовск. Все остальное время была рядом с мужем.
Самый страшный день того лета — 19 августа, когда в Москве произошел путч: так называемый ГКЧП попытался вновь установить тоталитарный режим. Понятно, что в случае победы заговорщиков Бориса ждала неминуемая расправа. Он позвонил тогда академику Швайке с вопросом: «Что делать?». Тот ответил: «Все спрячьте, но продолжайте трудиться». Я в тот день шла на работу и чувствовала, что подкашиваются ноги. Когда через два дня пришло известие о провале путча, разве что не летала от счастья.
— Как шла работа у Василия Лопаты?
— В начале лета 1991 года он уехал в Италию. До середины августа известий от него не было. Академик Швайка сказал Борису: «Возьмите в напарники другого художника». Муж отказался: «Раз начал с Василием, то с ним и продолжу». Лопата вернулся за несколько дней до путча.
В октябре мужу неожиданно позвонил Швайка с известием, что следует вместе с Василием неотложно лететь в Оттаву на фабрику Канадской банкнотной компании. Времени на сборы было в обрез, Борис даже постричься не успел.
— В 1990 году меня избрали депутатом Верховной Рады УССР, и это помогло в продвижении проекта создания украинских денег, — говорит известный экономист академик Михаил Швайка (на фото). — Было несколько предложений, как назвать нашу национальную валюту. Лесь Танюк, например, выступил с идеей «украинских долларов», коммунисты настаивали на «карбованце». Но прошло мое предложение — «гривня», ведь так называлась денежная единица в Киевской Руси и в Украинской Народной Республике.
Весной 1991 года, когда художники Борис Максимов и Василий Лопата создали эскизы гривни, многие члены президиума Верховной Рады УССР были против введения украинской валюты, но лидер республики Леонид Кравчук эту идею поддержал, правда, с одной оговоркой: пока не время изображать на банкнотах гетмана Ивана Мазепу. Подходящее время настало уже в августе эпохального для нашей страны года — после провозглашения Верховной Радой независимости Украины.
Летом 1991 года я с другими народными депутатами побывал в нескольких странах, чтобы определиться, где отпечатать первые тиражи гривен. Когда дошло до размещения заказа в Канадской банкнотной компании, валюты на оплату выпуска украинских денег не было. Я нашел выход: договорился с Черноморским морским пароходством, чтобы оно дало государству кредит.
— Кто создал эскизы монет? — спрашиваю у Ирины Максимовой.
— Это исключительно работа моего мужа (Ирина Ивановна достает из папки его наброски). Название «копейка» утвердили не сразу — были альтернативные варианты: «шаг», «копы», «сотинки». Вот, например, эскиз монеты в пять шагов. Борис разработал шрифт украинских монет, изображения калины и каштана на металлической гривне. Когда вижу по телевизору заставку программы журналистских расследований «Грошi», в которой использовано изображение одногривенной монеты, захлестывает тоска по покойному мужу. Он ушел из жизни полтора года назад после операций на сердце и по поводу онкологии.
Вначале монеты чеканили на Луганском машиностроительном заводе (его также называют Патронным заводом. — Авт.). Затем — на Банкнотно-монетном дворе Национального банка Украины, который построили на столичном массиве Троещина.
— Когда в сентябре 1996 года гривни были пущены в обращение, в прессе появились публикации о том, что Владимир Креститель, Ярослав Мудрый и Иван Мазепа на банкнотах уж очень похожи на Василия Лопату.
— А он этого и не отрицает. Муж цитировал слова Василия по этому поводу: «Ну и что? Карл Брюллов ведь рисовал себя на своих картинах».
— Не могу не спросить… Это правда, что после завершения работы над первыми гривнями ее авторы разругались?
— Как такового скандала не было, но Бориса Николаевича сильно расстроило то, что его друг молодости и напарник по созданию украинских денег стал приписывать авторство дизайна банкнот и монет себе и весьма нелестно высказываться о моем муже (это началось после отъезда Лопаты с женой в США в 1993 году). Борис Николаевич носил обиду в себе, только в кругу семьи время от времени говорил: «Как же так можно!» Он был настоящим интеллигентом, человеком исключительно порядочным, чистым, и хотел видеть такими же окружавших его людей.
Повод к нападкам на Бориса Василию Лопате дал небезызвестный журналист и писатель, ныне уже покойный, Олесь Бузина. Перед введением в обращение гривни он попросил мужа дать интервью. В напечатанной затем статье все было в основном точно, кроме одной фразы: «По словам Бориса Максимова, Лопату называли придворным художником». Олесь от кого-то услышал это шуточное прозвище, но не разобрался, кому оно принадлежит. На самом деле в среде художников так иногда называли моего мужа, а не Лопату. Дело в том, что Борис долго работал в Торгово-промышленной палате Украинской ССР — вначале ведущим художником, а потом заведующим отделом рекламы. Занимался оформлением зарубежных выставок, в которых участвовала Украина. Именно поэтому коллеги и называли Бориса в шутку «придворным художником». В этом не было неприязни — к моему мужу все хорошо относились.
Борис с Василием Лопатой вместе создали купюры от одной до 200 гривен. Через несколько лет Национальный банк Украины поручил моему мужу разработать банкноты номиналом 500 и 1000 гривен. Над ними Борис работал вначале с Лопатой, затем сам. Вот они (Ирина Ивановна демонстрирует эскизы: на 500-гривенной банкноте изображен князь Данила Галицкий, на 1000-гривенной — митрополит Петр Могила). Печатать эти купюры планировалось в Англии. Муж должен был туда лететь, ему открыли британскую визу. Но в это время (апрель 1998 года) убили главу Нацбанка Украины Вадима Гетьмана. И проект выпуска тиража этих банкнот в Великобритании был закрыт. Эскиз купюры в 500 гривен, которую затем отпечатали в Киеве, выполнил кто-то другой. На новом варианте изобразили философа Григория Сковороду.
— После того как в начале 2000 года Владимир Стельмах сменил на посту председателя Национального банка Украины Виктора Ющенко, мне и художнику-дизайнеру Михаилу Чебурахину предложили создать новый дизайн всего набора купюр, — говорит известный художник и геральдист Олекса Руденко (на фото). — Михаил высчитал оптимальные соотношения сторон банкнот, исходя из принципа золотого сечения. Изобразительной частью занимались я с моим отцом художником Валерием Руденко. Когда работа была выполнена, пост председателя Нацбанка Украины занял Сергей Тигипко. Это привело к тому, что наши эскизы купюр оказались ненужными, кроме одной — десятигривенной. Ее отстоял экспертный совет НБУ (это был орган, в который входили художники, историки, другие специалисты). Дело в том, что на ней Мазепа изображен максимально правдиво. После того как он попытался освободить Украину от власти России, Петр I сделал все возможное, чтобы уничтожить память о Мазепе. Неудивительно, что до наших дней дошел всего лишь один портрет гетмана, выполненный французским графиком. Мы использовали это изображение, словесные описания внешности Мазепы, оставленные его современниками, а также тот факт, что он был очень похож на свою маму Марию-Магдалину Мокиевскую, портреты которой сохранились.
— Василий Лопата как-либо комментировал вашу трактовку образа Мазепы?
— Да. Василий Иванович периодически бывает в Украине. В один из приездов, встретив моего отца (они давние знакомые), просил передать, что не согласен с нашим портретом гетмана.
— Вы не знаете, почему на купюрах в 500 гривен есть масонский знак «Всевидящее око»?
— Так ведь изображенный на этой банкноте философ Григорий Сковорода был масоном. Для представителей высшего света
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ» и из семейного альбома Ирины Максимовой
3259Читайте нас в Facebook