Сын Евгения Леонова: "В Германии папе подарили еще пять лет жизни. Это было реальное чудо"
Миллионам телезрителей народный артист СССР Евгений Леонов запомнился по блестяще сыгранным ролям в фильмах «Полосатый рейс», «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи», «Большая перемена», «Обыкновенное чудо», «Не горюй!», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон» и многих других. Голосом Леонова говорит Винни-Пух в знаменитом мультфильме.
Судьба отмерила актеру 67 лет. Последней ролью Евгения Леонова стал Тевье-молочник в пьесе «Поминальная молитва». Евгения Павловича не стало 29 января 1994 года. Вечером у него должен был состояться спектакль, но незадолго до его начала сердце артиста остановилось. Как вспоминал Александр Абдулов, когда на сцену вышел художественный руководитель московского театра «Ленком» Марк Захаров и объявил: «Только что умер великий актер Евгений Леонов», зрители затихли. И ни один человек не пошел сдавать свой билет. А у служебного входа появилось невероятное количество свечей и цветов.
О том, каким человеком был отец, «ФАКТАМ» рассказал сын Евгения Павловича актер Андрей Леонов.
— 90 лет. Не верится… — говорит Андрей Леонов (на фото). — Как быстро летит время! Благодаря тому, что по телевизору постоянно идут фильмы с папиным участием, кажется, что он постоянно рядом.
— Как Евгений Павлович обычно отмечал свой день рождения?
— Он не любил праздновать широко. Никаких фейерверков. Бывало, собирались друзья. Но в основном отмечали семьей: родители, я, бабушка с дедушкой. Второе сентября — это начало учебного года, поэтому все было как-то второпях. Конечно, мама что-то готовила и пекла. Хозяйка она хорошая.
— Какие блюда у отца были любимыми?
— Мама делала пельмени, пекла пироги с луком, яйцом и капустой, еще — с яблоками. А бабушка, папина мама, готовила очень вкусные тефтели со сладковатым соусом.
— Подарки Евгению Леонову дарили какие-то необычные?
— Этому особого внимания не уделялось. Помню, как-то я привез папе из Франции, где был на гастролях, рубашку. А когда его не стало, я ее донашивал. До недавнего времени носил и папину дубленку.
— Евгений Павлович любил красиво одеваться?
— Папа был скромным человеком и даже стеснительным. Есть люди, которым нравится привлекать внимание, броско одеваться. Папе — нет. У него были концертные костюмы, которые шились у хороших портных. А в повседневности носил джинсы, рубашку… Никогда не выпендривался. Предпочитал быть как все.
— А вам какой отцовский подарок запомнился?
— Я рос в какой-то степени эгоистом. Меня воспитывали, как цветочек, оберегали (улыбается). Помню, как лет в четырнадцать или пятнадцать я сказал папе: «Ты мне обещал мопед ко дню рождения, но не сдержал слова. Как же так?» Мы как раз приехали на дачу, вечером он должен был уезжать в Ленинград. Не говоря ни слова, отец посадил меня в машину, мы отправились в Москву (от нашей дачи километров семьдесят), купили мопед и вернулись обратно. Папа сдержал слово.
— Говорят, когда вы появились на свет, Евгений Павлович приобрел специально для вас отдельный холодильник — чтобы у сына было все самое свежее, лучшее…
— Впервые слышу. Вряд ли… Мы жили в коммунальной квартире, и места для второго холодильника там не было. Знаю это, потому что жил в той квартире в студенческие годы.
— Ваш отец верил в судьбу?
— Он жил по чеховской формуле: «Неси свой крест и веруй». Так вот классика претворяется в жизнь.
— Евгений Леонов был верующим человеком?
— В советское время все это происходило, как известно, «исподтишка». В церковь папа не ходил, но был верующим по сути: много делал добра и никогда никому не причинял неприятностей. Иногда только обижался, как ребенок. Но при этом быстро отходил.
— В жизни Евгения Леонова случались чудеса?
— Да. Могу сказать ответственно и абсолютно серьезно, что папу спас Бог. Когда в Гамбурге на гастролях у отца случился инфаркт и остановилось сердце, он находился на пороге кабинета в госпитале. Если бы все произошло на улице, пока бы доехала скорая помощь, он бы умер. А поскольку оказался в медицинском учреждении, его сразу же подключили к аппарату искусственного дыхания.
Спустя время министр здравоохранения СССР Чазов сказал папе: «Евгений Павлович, вам повезло. У нас такие операции еще не отработаны». Важно ведь не только, как пройдет операция, но и послеоперационный период. При неверном подходе можно упустить больного за секунды.
В Германии папе подарили еще пять лет жизни. Это было реальное чудо. Папа оказался в нужном месте в нужное время.
— Что же привело тогда вашего отца в госпиталь?
— Когда мы приехали в Германию на гастроли, папа кашлял. В гостиницу вызвали врача. Доктор пришел, осмотрел и сказал: «Подозреваю воспаление легких. Нужно сделать рентген». И папу повезли для этого в госпиталь. Там он упал, случилась клиническая смерть. Но врачи тут же подключили папу к аппарату.
— Как Евгений Леонов воспринимал славу?
— Достойно. Уважительно по отношению к зрителям. Всегда давал автографы, фотографировался с людьми, если они просили. Популярность — часть актерской профессии. Очень радушно папу встречали на рынках. Отовсюду — из Киева, Воронежа, Киргизии — он привозил гостинцы. Иной раз я ему говорил: «Папа, зачем нам столько помидоров?» Отвечал: «Пригодятся, сынок». Всегда заботился о семье. Старался, чтобы мы ни в чем не нуждались. Он был человеком хозяйственным.
*Евгений Леонов блестяще сыграл в комедии «Джентльмены удачи» (кадр из фильма)
— Мог что-то починить дома?
— С молотком его не помню. Легче было кого-то попросить что-нибудь отремонтировать. Папа занимался творчеством — кино и театром.
— Коллеги Евгения Павловича всегда отмечают, что он трепетно относился к вашей маме Ванде Владимировне. А как они познакомились?
— Папа был на гастролях с театром имени Станиславского в Свердловске, нынешнем Екатеринбурге. Со своим приятелем прогуливался по бульвару. Там увидели двух девушек, познакомились с ними, пригласили в театр. Потом папа и мама созвонились… И вскоре мама приехала в Москву. С тех пор родители были вместе.
— У вашего отца было какое-то хобби?
— Папа очень уставал от многочисленных встреч, поэтому любил тишину. Ему нравилось, к примеру, пойти в лес по грибы. Как-то они с приятелем ехали в Харьков. Папа был за рулем своей первой машины — «Волги», которую купил лет в пятьдесят. Ехал очень медленно. А приятель его все поторапливал: мол, давай, Женя, быстрее. Папа отвечал: «Мы никуда не торопимся — мы просто гуляем». Он получал удовольствие от тишины в лесу, от поездки на машине…
— Наверное, и от неторопливой дачной жизни?
— Дача наша лет десять строилась. Это не основательный особняк с мезонином — «на сто лет вперед», просто домик, причем «летний вариант». Поэтому всю жизнь его перестраиваем. Нужно было утеплить, провести газ… К слову, папе предлагали государственную дачу, но он отказался. Считал: лучше иметь свою и ни от кого не зависеть.
— Какая машина была у вашего отца?
— Сначала 21-я «Волга», потом 24-я, которая перешла мне в наследство. Когда папу спрашивали: «Женя, тебе не стыдно ездить на этой старенькой «Волге»?", он отвечал: «Нет, мне нравится»… Может, и хотел что-то новое, но такая вот у него была природная скромность.
— А вас лично какая черта отца особенно поражала?
— Это непростой вопрос. Многие черты. К примеру, его доброта. Как-то нам подбросили коробку со щенками. Я тогда служил в армии. Папе стало их жалко. Дома оставить не мог, там уже были две собаки. Папа взял коробку, поехал с ней на Птичий рынок и стал пристраивать щенков в хорошие руки. Желающих взять себе собачку спрашивал, чем ее собираются кормить, в каких она будет находиться условиях. Обещал, что приедет и проверит, как живется питомцу. К слову, у нас дома всегда были собаки: и спаниели, и дворняги…
— Читала, что Евгений Леонов был страстным футбольным болельщиком.
— Наверное, до моего рождения он часто бывал на стадионе, но со мной ходил только один раз. Чрезмерное внимание людей к отцу — все на него смотрели, многие просили автографы — не давало по-настоящему расслабиться.
*Популярность — часть актерской профессии: Евгений Леонов с футболистами сборной СССР Ринатом Дасаевым и Хореном Оганесяном
— Мир Евгению Павловичу удалось посмотреть?
— Он был в Англии, Германии, США… Однажды летели в Нью-Йорк с Николаем Караченцовым. Николай Петрович рассказывал, что папа (было это после операции) забыл в Москве все свои таблетки, а во время полета ему стало плохо. Пришлось посадить самолет.
Бывал папа и в Индии. Там его наградили за фильм «Донская повесть» «Серебряным павлином». Этот приз сейчас у меня стоит на кухне на видном месте.
— В Киеве Евгений Леонов бывал?
— И в Киеве, и в других городах Украины. Помню, как в Винницу мы ехали на своей машине. Дорога была с двумя ночевками. В селе под Винницей снимался фильм «Меж высоких хлебов». Мы жили там несколько дней. Стояла жара, мы ели арбузы. Было очень здорово!
— У Евгения Леонова не возникало мысли уехать в Голливуд?
— Думаю, вряд ли. В советское время это расценивалось бы как предательство.
— Ваш отец был человеком обеспеченным?
— Понимаете, актерская профессия такова: когда ты востребован, все нормально, а нет — никому не нужен.
— Евгений Павлович, как известно, был востребован до последнего дня.
— Да, папа работал, расплачиваясь своим здоровьем.
— Какой фильм вашего отца был у него любимым?
— Папа не любил их пересматривать, был критичен по отношению к себе. Если смотрел, подмечал, что можно было сделать лучше. Особенно это касалось его первых картин.
— Особую славу принес Евгению Леонову озвученный им Винни-Пух…
— Они — папа и Винни-Пух — просто сроднились (улыбается).
— А вы какую картину с участием отца любите больше всего?
— Не могу сказать. Обидеть кого-то из режиссеров не имею права. Когда режиссер находит общий язык с актером, получаются чудеса. Проходит время, а фильмы до сих пор зрители смотрят с удовольствием.
— Что бы вы сказали отцу сегодня, если бы он мог вас услышать?
— С днем рождения, папа!
5690Читайте нас в Facebook