ПОИСК
Клуб потребителей

Если за рулем автомобиля, ввезенного по сниженному акцизу, будет ехать не его хозяин, проблем с полицией не избежать

7:30 22 сентября 2016
сниженный акциз
Несмотря на то что в Украине можно управлять авто, не оформляя доверенность, новый закон запретил водить «льготные» машины даже членам семьи владельца

На украинских дорогах все больше автомобилей, растаможенных согласно закону о временном снижении акциза на ввоз подержанных иномарок. По данным Государственной фискальной службы за полтора месяца, прошедшие с момента вступления документа в силу (1 августа) украинцы ввезли по сниженному акцизу более одной тысячи 300 легковушек. Например, на Львовской таможне заявляют, что поток машин увеличился в восемь раз, и ежедневно они проводят таможенное оформление 25—30 транспортных средств. Вместе с тем, чтобы ощутить экономию, украинским автомобилистам придется преодолеть целый ряд сложностей, о которых мы уже рассказывали (см. «ФАКТЫ» от 01.09.20 016, 18.08.2016 и 14.07.2016). Впрочем, тех, кому удалось растаможить ввезенную иномарку со скидкой, ожидает неприятный сюрприз при регистрации транспорта в сервисных центрах МВД.

Регистрируя растаможенные со скидкой подержанные автомобили, сотрудники сервисных центров МВД ставят в техпаспорте отметку: «Продаж, дарування, обмiн, передавання у володiння, користування, розпорядження без дозволу митницi заборонено». В принципе, к ограничению продажи таких машин их владельцы потенциально были готовы. Этого требует закон № 1389 о временном снижении акциза на ввоз подержанных иномарок. Напомним, в документе четко прописано, что в случае отчуждения в течение 365 дней со дня регистрации транспортного средства, при ввозе которого применялись сниженные ставки акцизного налога, налогоплательщик обязан уплатить этот налог по ставкам, установленным статьей 215-й Налогового кодекса (то есть доплатить сэкономленный ранее акциз). Таким образом, законодатели пресекли возможность злоупотреблений со стороны предприимчивых дельцов (так называемых перегонщиков), которые зарабатывают на продаже ввезенных из-за рубежа иномарок, и сделали так, чтобы растаможить покупку по льготному тарифу могли только граждане, решившие обновить личный автопарк. То есть один украинец может воспользоваться упомянутой скидкой раз в год.

Вполне объяснимы и другие ограничения, указанные в техпаспорте: «дарение, обмен, передача во владение». Ведь перегонщики могут заработать, произведя смену права собственности обходными путями. Но почему наряду с этим ограничено также право пользования подержанной иномаркой? Ведь это значит, что при отсутствии владельца на такой машине не смогут ездить даже, например, его жена, сын или другие близкие родственники. Нонсенс. В Украине давным-давно, как и во многих странах, можно управлять автомобилем, даже чужим, без нотариальной доверенности.

Информация о «самоуправстве» правоохранителей удивила и автора закона о временном снижении акциза народного депутата Роберта Горвата. Он официально братился в Главный сервисный центр (ГСЦ) МВД, попросив разъяснить, на каком основании сотрудники региональных центров делают такие отметки в техпаспортах.

РЕКЛАМА

Из ответа, подготовленного руководителем ГСЦ Владиславом Криклием, становится ясно, что такие записи — вовсе не самодеятельность его подчиненных. Они вносятся на основании действующего законодательства. Оказывается, отметки в техпаспорте продублированы из таможенных деклараций, оформленных на льготные автомобили, где, собственно говоря, и указаны ограничения «по отчуждению, передаче другому человеку, распоряжению, использованию третьими лицами без уплаты необходимых налогов, предусмотренных при пересечении границы Украины». Такое требование предусмотрено пунктом 3.3 «Правил таможенного контроля и таможенного оформления транспортных средств».

Владислав Криклий объяснил, что, согласно пункту 30 «Порядка регистрации транспортных средств в Украине», в регистрационные документы на транспорт вносятся данные «…о запрете отчуждения и передачи права использования и (или) распоряжения транспортными средствами, дате их обратного вывоза и другие ограничения, установленные органами доходов и сборов». Поэтому должностные лица сервисных центров просто не имеют права игнорировать ограничения, установленные законом.

РЕКЛАМА

Таким образом получается, что в течение 365 дней со дня ввоза в Украину пользоваться автомобилем, растаможенным с акцизной скидкой, сможет только его фактический владелец.

С этим решительно не согласен глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. «Эти обвинения ГСЦ МВД абсолютно беспочвенны! Центр всего лишь выполняет существующие нормы нормативно-правовых актов по таким ограничениям. Политикам просто нужно было при принятии закона поручить внести соответствующие изменения в Приказ ГТСУ 1118 от 18.11.2005 года и постановления КМУ № 1388. Народные депутаты этого не сделали, а теперь обвиняют таможенников и работников сервисных центров в том, что те четко выполняют нормативно-правовые акты! Причем ограничения в отношении «владения, пользования, распоряжения» фискалы придумали не сегодня, а 11 лет назад. Дублирование же таможенных записей при регистрации авто еще раньше — 18 лет назад. То есть если работник сервисного центра не впишет в техпаспорт ограничения таможни, то завтра придет прокурор — и ему придется отвечать за несоблюдение закона.

РЕКЛАМА

И нечестно со стороны политиков вместо того, чтобы признать, что нормативно документы не изменены, а таможня и МВД их послушно выполняют, обвинять их в исполнении служебных обязанностей! Все в руках политиков и Верховной Рады. Нужно лишь дать соответствующее поручение Кабинету министров Украины изменить постановление № 1388 и приказ № 1118, и таможенники с МВД будут выполнять новые нормативно-правовые акты!" — написал он в «Фейсбуке».

Олег Назаренко утверждает, что ездить на автомобиле, растаможенном по сниженному акцизу, может не только его владелец. Вот как он обосновывает свое мнение: «Никаких запретов на управление авто, ввезенным по льготному акцизу, нет. И доверенность хоть жене, хоть товарищу или чужому человеку выдавать не нужно! Нужно понимать, что пользование и управление — юридически разные вещи! В Украине доверенности на управление авто отменены и не нужны, но в то же время у нас в стране произошло закрепление категории «доверенность на пользование транспортным средством» в норме, посвященной форме доверенности (ст. 245 Гражданского кодекса Украины).

Согласно нормам гражданского законодательства, доверенность на пользование транспортным средством существует, и она нужна, а вот на управление — нет.

Поэтому я утверждаю, что просто для управления ТС, растаможенным по сниженному акцизу, никаких запретов нет и поручений брать не нужно, а вот на аренду и пользование (получения с авто доходов) запрет есть.

Я считаю, что эти записи фискалы и сотрудники МВД вносят для того, чтобы под видом нотариальных доверенностей (генеральных и других) не было перепродажи таких авто, поэтому и ограничили выдачу нотариусами таких поручений".

Впрочем, на практике все происходит иначе, и многие украинские автомобилисты уже столкнулись с проблемами при общении с патрульной полицией. Правоохранители считают, что ездить на автомобиле, растаможенном со скидкой, имеет право только владелец, а управление таким транспортом другими лицами — противозаконно. Вот, например, свежий случай, описанный в «Фейсбуке» пользователем Сергеем Крежмером. «Вчера новая полиция вместе с таможней пыталась отобрать „льготный“ автомобиль у моего товарища. Машина оформлена на жену, но управляет он. Итог — 4,5 часа потраченных нервов, вызов адвоката, хозяйки автомобиля на место происшествия (а задержали его в другой области), эвакуатор. Отбились от штрафплощадки реально силой. Как сказал „новый полицай“: есть установка сверху усиленно контролировать такие автомобили и вызывать на место таможенников. А происходило это все в Житомире».

Как видим, без помощи квалифицированных юристов отстоять свою правоту перед патрульной полицией рядовому водителю на дороге будет нелегко. К сожалению, авторы закона о сниженной ставке акциза, направленного на благо украинских автомобилистов, до сих пор не удосужились внести изменения в действующие законы, чтобы убрать эту несправедливую норму. Создается впечатление, что такое попустительство неслучайно. Ведь оно позволяет спровоцировать «коррупционную составляющую», то есть обвинить в нарушении закона обычных граждан, получивших возможность сэкономить на растаможке подержанной машины! Очень хочется надеяться, что справедливость все-таки восторжествует.

20392

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров