Наши предки верили, что, прыгая в купальскую ночь через огонь, можно избавиться от сглаза и бесплодия
В полночь с 6 на 7 июля наступает один из самых таинственных и волшебных народных праздников — Ивана Купалы. Когда-то наши предки называли его Іван-травник, Іван-чаклун, Купайло. По церковному календарю он совпадает с рождеством пророка Иоанна Предтечи, который окрестил Иисуса Христа в водах реки Иордан.
С языческих времен люди, встречая Купалу, вечером выходили к реке и устраивали веселые игры вокруг украшенного цветами и лентами деревца — Марены. Накануне Ивана самые отчаянные смельчаки отправлялись на поиски волшебного цветка папоротника, чтобы стать удачливым и обрести счастье. Девушки, гадая на суженого, пускали на воду венки, а влюбленные пары прыгали через костер, желая очистить свои отношения магией огня… Многие древние традиции и красивые обряды сохранились до наших дней.
Для защиты от ведьм использовали зеркала и… рваные мужские штаны
Праздник Ивана Купалы всегда приходится на Петров пост, до окончания которого (12 июля) верующие воздерживаются от употребления мяса, молочных продуктов и яиц. Этот летний пост нестрогий, поэтому к празднику хозяйки всегда готовили рыбные блюда. Кроме того, поскольку на Петровку уже начинались полевые работы, покос, строго канонов поста придерживались только пожилые люди. Так, в Густынской летописи (составлена в Густынском монастыре в начале XVII века) есть упоминание о том, что во время поста мужчины-хлеборобы ели не только рыбу, но и молочные продукты, а также сало. Правда, это не касалось дней строгого поста, среды и пятницы, когда к обеду готовили лишь кашу да грибную юшку. В старину, говоря о питании в этот период, мужчины шутили: «Великий пiст — це пiст, а Петрiвку баби вигадали, щоб сир і масло зiбрати». Видимо, поэтому в старину на Иванов день устраивались обильные застолья с варениками, пирогами с вишней, рыбой, медовыми коржиками… За праздничным столом мужчин, трудившихся в поле, угощали и пряженим салом, и солониной с молодой картошкой, и подчеревиной с чесноком. Из горячительных напитков на столах были пиво, фруктовые наливки и даже горилка. Снедью полагалось поделиться с родными, кумовьями и соседями. Отдельные корзинки собирали для нуждающихся: одиноким старикам и сиротам несли не только еду, но и полотно на сорочки и рушники, обувь, а также деньги.
Рыба с овощами
Для приготовления потребуется:
- 1 кг рыбы — карп, хек или минтай,
- 150 г лука,
- 350 г болгарского перца,
- 0,5 кг помидоров,
- 30 г муки,
- подсолнечное масло, соль, черный перец.
Подготовленную рыбу порезать, посолить, обвалять в муке и обжарить до образования румяной корочки.
Нарезанный полукольцами лук поджарить до полуготовности, добавить порезанный длинными кусочками сладкий перец и тушить под крышкой. Когда перец станет мягким, добавить измельченные помидоры, соль, черный перец и тушить до готовности. Жареную рыбу и овощи переложить в сотейник и дать прокипеть.
Накануне праздника, 6 июля, отмечается день памяти мученицы Агриппины. На Горпину Купальську (так святую называли в народе) собирали травы для купания младенцев и мытья головы. Вечером развешивали на воротах и входных дверях стебли крапивы, вставляли серпы и косы, пытаясь таким образом отпугнуть ведьм, которые ночью могут явиться, чтобы навести порчу. В домах на подоконниках раскладывали не только крапиву, но и любисток, барвинок, коноплю, полынь, ветки вербы. Считалось, что для защиты от нечисти послужат даже зеркала и… рваные мужские штаны.
Купала — праздник молодежный. С давних времен парубки и девчата с нетерпением ждали этой магической ночи, ведь в это время можно было раскрыть немало тайн. Накануне парни и девушки устанавливали на берегу реки главный символ праздника — куклу-деревце, называемое Купалой, Марой, Мареной. В Украине кукол делали по-разному. Так, на Волыни и Подолье срезали тройную ветку (либо молодое дерево) вербы, груши или березы. Центральная веточка была «головой», а боковые — «руками». На «голову» вешали венок, обвивали ее бусами, «руки» украшали лентами, цветами, бубликами, коржиками, испеченными в виде птичек. На Полтавщине плели соломенную куклу, которую одевали в костюм замужней женщины, правда, и девичьи ленты ей привязывали. Марену обвивали венками из зелени, украшали сладостями. А перед тем, как утопить куклу в речке, бублики и пирожки снимали и раздавали детям.
В гуляньях участвовали только незамужние девушки и холостые парни, люди семейные собирались на реке своим кругом. Как правило, на Купалу выбирали себе пару, чтобы начать встречаться, а осенью сыграть свадьбу. О будущем счастливом браке девчата пели:
«Купайла на Йвана.
На долині корч калини,
На калинi три соловейки,
Три соловейки —
Всi три веселенькi.
Перший соловейко —
Молодий Василейко.
Купайла на Йвана.
На Волині три зозуленьки,
Три зозуленьки —
Всі три веселенькi.
Перша зозуленька —
Молода Ганнуня…»
Тому, кто в поле найдет Иванову голову — двойной ржаной колос, откроются все клады
По народным традициям, только после Ивана разрешалось купаться в речках и озерах. Люди говорили, что в этот день и пророк освятил воду, и солнце в нее окунулось — вода стала святою, чистою та цiлющою. Стоит ли говорить, что предки считали невероятно полезными купания в праздник на рассвете: «Це додає здоров’я та краси, змиває біль, невдачі, непорозуміння». Обязательно ходили в баню и первый раз в этом году хлестали себя свежим березовым веничком, который так и назывался — «Іванський віник».
С верой в чудодейственную силу солнца и воды связан также обычай купаться в росе. Так, на Покутье женщины и девушки до восхода солнца волочили по луговой траве чистый холст, затем выжимали из него влагу и умывались.
Согласно поверьям, любое растение в ночь на Ивана обретает чудодейственные свойства, поэтому знахари и целители на рассвете собирали лекарственные травы: чабрец, зверобой, череду, мяту, полынь, мелиссу, золототысячник… Зелье это называлось иванками, его высушивали, освящали в церкви и хранили в полотняных мешочках. Так, чередой запасались, чтобы лечиться от золотухи, медвежьи ушки использовали при болезнях почек и нарывах, отвар ромашки и полыни применяли при отравлениях и болях в животе, а тысячелистник — для аппетита и как противоглистное средство.
Рвали иванки, приговаривая: «Земля-мати, благослови мене траву брати». В Карпатах, выкопав корни белладонны, женщины оставляли в том месте хлеб и соль. На Буковине, собирая травы в Иванов день, люди крестились и говорили: «Мати Божа ходила, зiлля родила, вiдром поливала, нам на помiч давала!»
На Ивана-травника запасались и оберегами. К примеру, в Карпатах мужчины отламывали от небольшой смереки верхушку, с которой глава семьи обходил пастбище и огороды, чтобы уберечь хозяйство от мора, засухи и неурожая. Потом оберег прикрепляли над входной дверью — от злых духов и молний. Старались раздобыть и Иванову голову — так называли двойной колос ржи. Легенда гласит, что обладатель этого талисмана может без труда находить клады.
Для купальского костра люди выкладывали перед воротами поленья и старые вещи
Главный обряд Ивана Купалы — очищение огнем. Ночью хлопцы приносили на холм у реки хворост, который заранее собирали по всему селу. Просить дрова не полагалось, для купальского костра односельчане оставляли перед воротами поленья, а также старые вещи: соломенные коврики, рассохшиеся бочки, сломанные прялки, ушаты, корзины и прочую утварь. Парни сбрасывали все это в мешки и тащили к реке. Разжечь костер поручали старейшим жителям деревни. Причем огонь деды должны были добыть одним из древних способов и до появления на небе первой звезды. Кстати, наши предки приписывали купальским кострам магическую силу. Люди верили, что, прыгая через огонь, можно избавиться от сглаза, наговоров и бесплодия. «За цiлий рiк плигала, усе лихо пiд ноги стоптала!» — приговаривали девчата.
Купальский костер также помогал парубкам и девчатам выяснить, ранним или поздним будет брак. «Ой, на горі горіли купальські вогні. А то не вогні горять, то ж дівчата ходять», — пели парни и девушки, брались за руки и прыгали через огонь. Если пара при этом не разнимет рук, значит, они вскоре поженятся и станут жить дружно и счастливо. Через огонь перескакивали и семейные люди, считавшие, что, чем выше подпрыгнешь, тем здоровее будешь…
На Полтавщине рядом с костром складывали крапиву, через которую тоже нужно было перескочить. На Слобожанщине делали три травяных «вогнища» из колючего бурьяна — чертополоха. Прыгали босиком: с хорошим разбегом — через первую кучу, с небольшим — через вторую и с места — через третью. Считалось, что самые ловкие участники этого обряда здоровыми будут и «не втратять свою долю». Отказываться от испытания не полагалось, чтобы не упустить удачу.
А еще на Ивана девушки гадали, когда будет свадьба и с какой стороны ждать сватов. Вечером красавицы плели веночки из 12 трав. Каждая украшала венок по-особенному, чтобы не перепутать с чужим, а в середину ставила свечку. Ночью девушка у реки зажигала свечу, пускала свой венок на воду и шла за ним по берегу: «Пливи, віночку з барвіночку, за миленьким…»
Если венок плыл ровно и свеча не гасла, это был знак, что девушка скоро выйдет замуж, если крутился на месте — ще дiвуватиме, потухнет свеча — жених бедным будет, утонет венок — готовься к похоронам. А еще следили за тем, к какому берегу венок прибьется, ведь оттуда и любимый придет. Если венок быстро приставал к берегу и свеча продолжала ясно гореть, значит, замуж выйдешь в своем селе.
На Полтавщине и Слобожанщине существовал и такой обычай. Суженый девушки старался перехватить ее венок. Для этого хлопцы даже лодки на воду спускали. В некоторых селах парни прыгали в воду и старались вынырнуть с венком любимой девушки на голове. На следующий день парубки хвастались своими трофеями. А те девицы, чей венок так и не оказался в руках парня, грустили, ведь это означало, что думать о замужестве еще рано.
Кстати, если девушка не решилась бросить на воду свой венок, она забирала его домой и сберегала «на покутті». Раз «він побував на святі», то приобрел лечебные свойства.
Ну и конечно же, купальской ночью смельчаки пытались раздобыть цветок папоротника, который, по поверьям, цветет всего несколько секунд. Легенда обещает, что счастливчику откроются все клады, он будет понимать язык птиц и животных, покорит сердце самой красивой девушки, а также станет удачливым во всем: хто цю квiтку знайде — щастя матиме.
Утром 7 июля, отстояв праздничную службу в церкви, девушки шли на берег реки к деревцу — Марене, водили вокруг него хороводы и пели песни:
«Ходили дівчаточки
навколо Мареночки,
Зелені дубочки —
то парубочки,
Червона калина —
то дівчина…»
Парубков в хоровод не пускали. Пока девушки пели, ребята договаривались между собой, как похитить и поломать Марену. Чтобы уберечь деревце, девушки старались перехитрить хлопцев и подсунуть им вместо Марены охапку колючих сорняков. После шуточной битвы молодые люди вместе купали деревце в реке.
Некоторые смельчаки прыгали за ним в воду, что считалось очень рискованным поступком, так как, согласно поверьям, в этот момент деревце окружено разной нечистью. Искупав Марену, ее с криками и смехом ломали на части так, чтобы каждому досталась веточка. Самые ловкие старались забрать верхушку, приносящую счастье. Веточки несли на огороды и раскладывали там, чтобы лучше росли огурцы. А на Галичине было принято закреплять ветки под крышей дома — на богатство.
Кстати, кроме деревца, наряжали и самую красивую девушку. Ее тоже называли Мареной. На Слобожанщине в день Ивана Купалы парни приносили своим возлюбленным срубленное молодое деревце клена или вишни, а также угощали их ягодами. Сладкий гостинец означал, что парубок вскоре посватается.
А еще наши предки следили в праздник за погодой и делали свои прогнозы на урожай: «Росяний ранок на Івана — буде врожай на огірки та горіхи», «Дощ — на неврожай», «Коли на Йвана буде просо з ложку, то буде i в ложці».
Фото EPA/UPG
1460Читайте нас в Facebook