ПОИСК
Культура и искусство

Аким Галимов: "Как только российская сторона узнавала, что мы ищем сохранившиеся изображения Ярослава Мудрого, общение с нами прекращалось"

12:05 4 августа 2017
Ярослав Мудрый
Авторы проекта «Украина. Возвращение своей истории — 2» воссоздали облик киевского князя. Он впервые будет показан на выставке артефактов на столичной Михайловской площади за несколько дней до премьеры фильма — 22 августа

Ко Дню независимости Украины канал «1+1» подготовил второй фильм из документального цикла «Украина. Возвращение своей истории». На этот раз его автор Аким Галимов решил восстановить истинный облик князя Ярослава Мудрого и его родственников. В создании фильма приняли участие более 150 экспертов. Команде проекта пришлось проехаться по Польше, России, Италии и Украине. Для воссоздания исторической правды Аким Галимов спускался в архивы Ватикана и побывал в суперсовременной лаборатории Университета Копенгагена. В результате облик Ярослава Мудрого найден и впервые будет показан на выставке артефактов в центре Киева, на Михайловской площади, за несколько дней до премьеры «Украина. Возвращение своей истории — 2».

— В первом фильме «Возвращение истории» мы восстанавливали портрет Мазепы, а также делали реконструкцию по черепу жены Ярослава Мудрого Ингигерды, — рассказывает Аким Галимов. — Собственно, когда мы работали с предположительными останками Ингигерды, которые находятся в саркофаге Ярослава Мудрого в Софии Киевской, нам захотелось понять, как выглядел и сам Ярослав. В конце тридцатых годов прошлого века известный советский антрополог Михаил Герасимов восстановил изображение Ярослава Мудрого. Но, когда мы стали советоваться с историками, учеными, изучать факты, поняли, что, скорее всего, князь выглядел иначе.

— Еще из школьных учебников всем знаком его образ — худой мужчина с небольшой бородкой.

— Впалые глаза, выступающие скулы… Но самый главный атрибут его внешности, который вызывает у историков сомнения, — борода. В те времена если и носили бороды, то выглядели они иначе. Один из наших историков отнес советский образ Ярослава к так называемой «бородатой партии». Туда входили те, чьи лица восстанавливали по образу и подобию российского царя Ивана Грозного. Но Ярослав Мудрый жил на пять веков раньше! И черты его лица были совершенно иными.

РЕКЛАМА

— Вы нашли кости князя?!

— Нет, у нас есть лишь предположения, где они могут находиться. Восстанавливали его облик по методике, когда изучаются изображения представителей одной династии по мужской линии и в результате выводятся характерные черты человека. Это усредненный портрет, в который добавляются особенности личности, известные нам из летописных источников. Правда, и с этим возникли проблемы. Поэтому криминалисты предложили третий путь, который и будет показан в фильме. В этом процессе было задействовано огромное количество специалистов: криминалисты, 3D-дизайнеры, антропологи… И в конце концов мы восстановили портрет Ярослава.

РЕКЛАМА

— Насколько вероятно сходство портрета с реальным человеком?

— Это главный вопрос, который мы всем задавали. Специалисты избегают категорических ответов. Не могу сказать, что Ярослав Мудрый на сто процентов выглядел так, как мы его покажем. Но вероятность сходства очень велика. И уж точно этот портрет более достоверный, чем всем нам известное изображение князя, находящееся в Софии Киевской.

РЕКЛАМА


*Облик Ярослава Мудрого, который мы знаем из школьных учебников, по мнению авторов фильма, не имеет ничего общего с реальным портретом князя

— В поисках ответов на вопросы вам пришлось поехать в Москву.

— Мы хотели разыскать останки князей, которые нам нужны были для фильма. Полетели в Москву в надежде попасть в антропологический музей при МГУ, где находится огромное хранилище костей. Собранных, в частности, и на территории Украины.

— Вам разрешили посетить музей?

— Пусть это пока останется загадкой. Формат фильма — документальный детектив, поэтому не хочу открывать все тайны. Могу с уверенностью сказать, что «ядро» Руси было сосредоточено на территории современной Украины — Киев, Переяслав, Чернигов. Соответственно, большинство представителей княжеской династии были захоронены здесь. До определенного времени. То, где они сейчас находятся, являлось предметом наших поисков.

— Как в Москве отнеслись к вашим исследованиям?

— Мы официально получили аккредитацию у российского МИДа, чтобы иметь возможность вести съемки на территории соседнего государства. Отправили миллион запросов во все интересующие нас инстанции. Но конструктивных отношений ни с кем так и не сложилось. Как только российская сторона узнавала, что мы исследуем, общение с нами прекращалось. Более того, Первый канал даже посвятил нашему фильму целое ток-шоу. А в анонсе говорили: «Это не репортаж из психбольницы, а документальный фильм». Бред! Мы никогда не хотели своими работами усилить конфронтацию между странами. Я родился в России, мои родители живут в Крыму. Полагаю, что мы не должны мериться, кто кого старше. Просто есть объективные вещи, влияющие на наше будущее, и их нужно знать.

— Интересно, что вы искали в Ватикане?

— Мы ездили туда за интересным документом Папы Римского, который подтверждал права внука Ярослава Мудрого — Ярополка — на киевский престол. Получается, что при дворе Ярослава и гораздо позже политика была ориентирована на Европу. Слово Папы Римского играло основополагающую роль. Мы изучали свод указов Григория VII. Помню, как замерло сердце, когда в моих руках оказалась книга, которой более тысячи лет. Работали в перчатках, в огромном хранилище под землей, в сердце Ватикана. Правда, в само хранилище никого не пускают. По запросу сотрудники в отдельную комнату приносят под охраной книгу, уже открытую на той странице, где находится нужный документ. Нас сопровождал священник грекокатолической церкви Порфирий Пидручный, который давно исследует архив Ватикана. Он же рассказал о молитвеннике, находящемся в музее небольшого городка Чивидале на западе Италии. Именно в нем сохранилось одно из немногих изображений Ярополка.

— Сложно было попасть в Ватикан?

— Три месяца шли переговоры. Переписывались, посылали в Ватикан синопсис фильма. Собственно, прошли обычную процедуру проверки. В конце концов нам назначили конкретный день, который, как потом оказалось, совпал с визитом в Ватикан Дональда Трампа. Получилось, что Трамп встречался с Папой Римским, а мы в это время находились внизу, в архиве. В связи с его приездом было ограничено движение по Ватикану. Нам запретили снимать на территории. Для работы в архиве дали два часа. Конечно, это ничтожно мало, когда ты получаешь доступ к таким реликвиям. Помню, для первого фильма «Украина. Возвращение своей истории» мы изучали Пересопницкое Евангелие. Знаете, держа в руках старинную книгу в архиве Ватикана, я вновь ощутил то тепло, которое исходит от древних артефактов.


*Для изучения архивных материалов Аким Галимов спускался в подземные хранилища Ватикана

— Для восстановления образов князей вы проводили ДНК-исследования. В какой лаборатории?

— Это было в Дании, в Университете Копенгагена, который сейчас изучает ДНК викингов по всей Европе. Это очень дорогостоящий проект. Но нам удалось договориться, чтобы в него включили два образца из Украины. Изучение одного образца стоит несколько тысяч евро! Мы побывали в лаборатории, которая больше похожа на подводную лодку. Там даже разное давление в помещениях. В лаборатории оно больше, чем в коридоре, чтобы никакие посторонние частички не смогли проникнуть с потоком воздуха и «испачкать» образец. Люди работают в специальных скафандрах. Увы, в нашей стране о подобных лабораториях можно лишь мечтать.

— Кстати, в Софии Киевской рядом с саркофагом Ярослава Мудрого теперь установлен стенд с восстановленным лицом Ингигерды.

— Надеюсь, что рядом с ней уже скоро появится и облик самого Ярослава. Кстати, мы уже думаем над созданием третьего фильма. Он коснется современного периода, ХХ века. Это будет картина о вывезенных из Украины ценностях. На начало прошлого века здесь было собрано огромное количество исторических ценностей, которых сейчас нет. Общепризнанная причина — пропажа во время Второй мировой войны. Но, когда мы копнули поглубже, оказалось, что большинство из них исчезло задолго до ее начала. Есть предположения, где именно находятся ценности, но необходимы достаточно трудоемкие исследования. Для создания картины мы просили о поддержке Госкино Украины, однако нам было отказано. Признаюсь, это странно. Ведь сейчас люди проявляют огромный интерес к историческим фактам. Впрочем, несмотря ни на что, наша команда верит: третий фильм цикла «Украина. Возвращение своей истории» таки будет снят.

2736

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров