Электромобили в Украине могут подешеветь на 25-30 процентов
В Верховной Раде зарегистрирован долгожданный законопроект, слухи о котором уже давно муссировались в среде автомобилистов и обсуждались отечественными автоэкспертами. В документе предлагается снять все действующие налоги при импорте электромобилей в Украину. По утверждению авторов законопроекта, такие изменения могут привести к масштабному развитию рынка электромобилей в Украине, удешевлению и повышению доступности этого вида транспорта. Среди авторов законопроекта 15 народных депутатов от фракций Радикальной партии, Народного фронта, Блока Петра Порошенко и Оппозиционного блока. «ФАКТЫ» разбирались, что конкретно предлагают народные избранники.
После отмены ввозной пошлины на электрокары их продажи в Украине увеличились втрое
Законопроект № 7156 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно удешевления и повышения доступности индивидуального электротранспорта в Украине» был подан в Верховную Раду в начале октября и сейчас находится на рассмотрении в Комитете по вопросам налоговой и таможенной политики.
В сопроводительной записке к документу сказано: его целью было создание на законодательном уровне благоприятных условий для стимулирования покупки и использования экологически чистого транспорта. Как объясняют авторы, основными задачами законопроекта являются: уменьшение налоговой нагрузки на ввоз электрокаров и освобождение от налогообложения услуг по перевозке пассажиров на электромобилях.
Для этого предлагается внести соответствующие изменения в раздел XX Налогового кодекса Украины, задекларировав временное — до 2022 года — освобождение от:
- обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) операций по ввозу на таможенную территорию Украины транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями;
- обложения НДС услуг по перевозке пассажиров на такси, оснащенных электродвигателями, и предоставлению пассажирского транспорта в аренду (лизинг, прокат, перевозки по заказу), в случае, если такой транспорт оснащен исключительно электродвигателем;
- акциза транспортных средств, оснащенных электродвигателями.
То есть в законопроекте предлагается до 2022 года установить безпошлинный ввоз электромобилей в Украину. Напомним, что на сегодняшний день при импорте в нашу страну такого транспорта его официальная растаможка включает оплату фиксированной акцизной ставки (109 евро), НДС (20 процентов от стоимости электрокара и акциза). При этом ввозная пошлина в размере 10 процентов от стоимости машины, которой ныне облагаются все транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания, для электромобилей была ликвидирована еще в конце 2015 года.
Предложенные изменения на руку предпринимателям, занятым коммерческой деятельностью с использованием электротранспорта. Они могут быть освобождены от уплаты довольно внушительной суммы НДС — 20 процентов от полученных доходов.
Авторы документа акцентируют внимание на том, что энергетическая зависимость Украины от импортных энергоносителей (в том числе нефтепродуктов) остается на критически высоком уровне. Так, в январе —июне 2017 года доля импортных нефтепродуктов на украинском рынке составила 60 процентов для бензина и почти 90 процентов для дизельного топлива. В условиях экономического кризиса и вооруженной агрессии на востоке Украины столь высокая зависимость от импорта бензина и дизтоплива — это вопрос не только финансового бремени для бюджета и кошелька каждого гражданина, но и национальной безопасности страны.
И в таких условиях очень важно развивать энергосберегающие и экологически безопасные виды транспорта и соответствующую инфраструктуру. Один из путей, который позволит значительно сократить потребление нефтепродуктов, — это увеличение доли электротранспорта.
«Электричество — национальный продукт, генерируемый в Украине отечественными предприятиями, которые обеспечивают работой сотни тысяч украинцев и платят налоги в государственный бюджет страны, — поясняют авторы законопроекта. — Произведенный в Украине 1 киловатт-час электроэнергии в пересчете в 15—28 раз дешевле бензина в качестве источника энергии для индивидуальных транспортных средств».
Более того, автомобили, работающие на бензиновых и дизельных двигателях, выбрасывают в атмосферу кроме трех тонн углекислого газа (CO2) в год еще и массу вредных веществ: оксид серы, угарный газ и другие ядовитые вещества.
Эксплуатация же электромобилей считается экологически чистой и безопасной для здоровья населения, если не учитывать, что при производстве электроэнергии тоже наносится вред окружающей среде.
Спрос на электромобили в нашей стране демонстрирует четкую положительную динамику: после принятия закона № 822-VIII (о снятии пошлины в 10 процентов от стоимости авто) продажи электромобилей в Украине выросли втрое! Так, за 10 месяцев 2016 года было продано 1123 электрокара, тогда как в 2015 году — всего 401 (данных за 2017 год пока нет).
Конечно, этого явно недостаточно для полноценного перехода на «зеленые» технологии в сфере автотранспорта. Общее количество автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на дорогах Украины составляет около 8 миллионов единиц. Основные причины отложенного спроса на электромобили — высокая стоимость электрокаров и недостаточный уровень развития инфраструктуры для их полноценной эксплуатации.
Часто можно слышать от водителей, что они и хотели бы купить электрокар, но ждут появления моделей следующего поколения с более совершенными батареями, а также развития сетей электрозаправок.
— Я купил Nissan Leafe, но только потому, что у меня уже есть обычный бензиновый Ford, — говорит киевлянин Владимир Березняк. — Держать электрокар в качестве единственного автомобиля в семье пока ненадежно.
«С целью обеспечения масштабного развития рынка электромобилей в Украине, их удешевления, повышения доступности для населения и предлагается дополнительно снизить налоговую нагрузку на операции по поставке таких транспортных средств на территорию Украины и их использованию», — аргументируют целесообразность принятия законопроекта № 7156 его авторы.
Программы бесплатной парковки электромобилей и льготных кредитов на их покупку так и не начали воплощать в жизнь
Упомянутый документ пока первый доведенный до ума (хотя и не принятый пока Радой) проект в сфере развития электротранспорта в Украине. Хотя еще весной глава Министерства инфраструктуры Украины Владимир Омелян презентовал концепцию развития рынка электротранспорта (см. «ФАКТЫ»
- превращение Украины в хаб по производству высокотехнологичной продукции, которой является электротранспорт и элементы его инфраструктуры;
- предоставление всем украинцам реальной возможности приобретения экологически чистого транспорта вместо покупки подержанных авто из Европы, не соответствующих экологическим требованиям;
- предоставление украинскому бизнесу инструментов для развития за счет экономии как на топливе, так и на обслуживании электрокаров.
Под концепцию были подготовлены два законопроекта, до сих пор так и не поданных в Верховную Раду. Правда, некоторые предложения Мининфраструктуры повторяют ключевые идеи, заложенные в законопроекте № 7156.
В проектах Мининфраструктуры были и другие, не менее любопытные, предложения. Например, узаконить бесплатную парковку для электромобилей на государственных и коммунальных площадках и обеспечить на них обязательное обустройство зарядных станций из расчета не менее 15 процентов от общего количества мест для парковки; разрешить езду на электромобилях по полосам, предназначенным для движения общественного транспорта; разработать программу льготного кредитования на приобретение электромобилей через государственные банки.
Мининфраструктуры также считает целесообразным освободить от уплаты НДС поставки в Украину комплектующих, предназначенных для сборки электромобилей и электростанций для их зарядки, а также убрать этот налог с продажи такого транспорта и станций, изготовленных уже в Украине.
Но воз и ныне там. За полгода эти идеи так и не были материализованы в проект закона. Что означает только одно — мы безнадежно отстали от развитых стран (США, Германия), где уже вовсю обсуждают переход автомобилей на беспилотное вождение.
Нет и информации о дальнейшем продвижении переговоров с потенциальными инвесторами, которых собирались привлечь для производства электромобилей в Украине. Напомним, в апреле президент корейской компании Posco Daewoo Ким Йонг-Санга встречался с Владимиром Гройсманом и министром инфраструктуры Владимиром Омеляном, и зарубежная сторона высказала заинтересованность в подобном проекте. Далее — молчание…
Будем надеяться, что, учитывая стратегическую важность вопроса развития электротранспорта в Украине, народные избранники поддержат поданный законопроект. Хотя на этот счет у отечественных экспертов появились сомнения. Например, глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко так пишет на своей странице в «Фейсбуке»: «Есть сомнение. По НДС в Верховной Раде не желают создавать прецедент, потому что потом многие захотят освободиться от этого налога. А вот, к примеру, в Узбекистане производство автомобилей вообще освободили от всех налогов, и теперь там собирают МАN и Ravon, а через пару месяцев Peugeut-Citroen завод открывает!»
Дай-то Бог, чтобы эти сомнения не оправдались.
4839Читайте нас в Facebook