Анатолий Подрушняк: «Из-за пародонтоза у меня выпали почти все зубы. Теперь, после протезирования, даже орехи для меня не проблема»
Доктор Василий Нагурный с соавторами создал уникальную технологию производства зубных протезов из эластичного инертного материала, который облегает десны и не требует дополнительной фиксации. Из него же делают искусственные сосуды, сердечные клапаны, детские игрушки.
— То, что случилось с моими зубами, для меня было настоящим горем: пародонтоз уничтожил практически все, и я не только не мог нормально есть, но, как публичный человек, в какой-то мере стеснялся выступать на конференциях, вести переговоры, да и просто улыбаться, — вспоминает известный украинский гигиенист-токсиколог, руководитель отдела «Институт нутрициологии» Научного центра имени Л. И. Медведя Минздрава Украины Анатолий Подрушняк. — А восемь лет назад мне просто повезло: познакомился со стоматологом Василием Нагурным из Черняхова Житомирской области. Встретиться с ним порекомендовали знакомые, которым он уже помог — сделал очень удобные съемные зубные протезы не из акрила, а из какого-то мягкого небьющегося материала. Конечно, я заинтересовался. Удивляло лишь то, что работает доктор в районном центре, а не в большом городе, а его клиника имеет вывеску «Научно-исследовательский центр». При первом осмотре врач сказал, что пораженные пародонтозом зубы, которые я всеми силами пытался сохранять, придется удалить. «И я смогу есть, говорить?» — спросил у доктора. Он ответил: «Конечно! Даже в Верховной Раде выступать, если понадобится. Среди депутатов есть мои пациенты, среди оперных певцов — тоже».
Василий Нагурный сделал первые эластичные протезы почти двадцать лет назад. Тогда он вместе с сыном, зубным техником, приехал в редакцию «ФАКТОВ» и показал свои изделия.
*Василий Нагурный: «По данным статистики, в протезировании нуждаются 90 процентов взрослых людей в городах и 97 процентов — в селах. У них страдает качество жизни». Фото из семейного альбома
— Мне жаль, что о нашей технологии не знают другие стоматологи, — сказал Василий Нагурный. — Если бы ее начали широко применять в Украине, то можно было бы быстро и дешево обеспечить зубами многих пожилых людей. Материал для изготовления пластмассовых изделий доступен всем, он нейтральный, не вызывает аллергии, не вредит организму. Из него делают искусственные сосуды и сердечные клапаны. Но проблема заключалась в том, что серийные изделия из полипропилена выпускать можно: для них отливаются стандартные металлические формы и штампуются тысячи одинаковых предметов. А вот делать индивидуальные протезы было невозможно: к гипсовым формам, использующимся для изготовления акриловых протезов, полипропилен прилипает. Так вот, группа изобретателей, в которую вхожу и я, разработала специальный изоляционный материал — им обрабатывается гипсовая форма. Благодаря этому можно отливать индивидуальный протез для каждого пациента. Технология не требует никаких дополнительных вложений, себестоимость протезов невысока. Но, наверное, поэтому ее и не используют.
«Не мог поверить, что протезирование займет лишь два дня»
— У человека, лишившегося зубов, появляется множество проблем, — говорит Анатолий Подрушняк. — Меняется манера говорить, улыбаться, есть. Например, мне приходилось употреблять в основном измельченную или жидкую пищу.
— И долго это продолжалось?
— В течение пяти лет, не меньше. Зубы «терялись» постепенно. Мне рекомендовали поставить импланты, но в то время в Украине их делали некачественно. А когда я узнал, во сколько обойдется для меня имплантация за рубежом (это около шести—восьми имплантов), был в шоке: сумма превышала стоимость среднего автомобиля.
*Анатолий Подрушняк: «Многие знакомые даже не догадываются, что у меня вставные зубы. Но я этого не скрываю». Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
— Как вы узнали о методике Василия Нагурного?
— Был на отдыхе в Житомирской области. Стоматолог санатория порекомендовал мне съездить в поселок Черняхов к доктору, который работает с новыми материалами и помог уже очень многим жителям области. Я так и сделал. Когда зашел в клинику, поразился количеству разнообразных дипломов, сертификатов и патентов на стенах. Оказалось, один из документов выдан… нашим научным центром. Мы ведь делаем экспертизу безопасности многих материалов для здоровья.
Во время приема Василий Анатольевич показал мне, как выглядят эластичные протезы из полипропилена, рассказал об особенностях этого материала и заверил, что сможет мне помочь. Строго следуя указаниям врача, я вновь отправился в Черняхов. Доктор Нагурный сделал слепок и пригласил приехать на следующий день. Василий Анатольевич предупредил, мол, понадобится несколько часов, чтобы проверить, хорошо ли сделано протезирование. Честно говоря, я не поверил, что его можно выполнить так быстро. Вспомнил, как еще моя бабушка целый месяц ездила в больницу на примерку и исправление акриловых зубов. Тем не менее на следующий день примерка у меня состоялась. Протезы сразу стали на место, после чего их надо было испытать с помощью… яблока.
— И вы смогли сразу есть яблоки?
— Было очень важно решиться откусить первый кусочек. На местном рынке выбрал яблоки помягче, хотя врач советовал брать обычные. Помню, держу яблоко в руке пять, десять минут… Оно аж горячим стало. Наконец, решился — и все нормально. Затем сделал перерыв, съел второе. С тех пор уже восемь лет без проблем ем все, что захочу: овощи, мясо, даже орешки. Это счастье могут оценить только люди, которые долго были лишены таких простых радостей. К доктору Нагурному я уже направил много самых близких друзей. Все остались довольны. По моему мнению, Василий Анатольевич вместе со своим коллективом открыл замечательные возможности в стоматологическом протезировании. Оценить его должны и пациенты, и специалисты.
«У многих людей акрил может вызывать аллергию»
За два десятка лет в стоматологическом центре, которым руководит Василий Нагурный, для пациентов изготовлено 25 тысяч эластичных зубных протезов. В отличие от акриловых, которые легко сломать или разбить, полипропиленовые можно сгибать, ронять — и с ними ничего не произойдет. На повторное протезирование приезжают только те, кому пришлось удалить несколько зубов и кто хочет восполнить «пробел».
— Первый эластичный протез я сделал 20 лет назад для себя, заменив акриловый, — рассказывает главный врач Черняховского стоматологического центра заслуженный врач Украины Василий Нагурный. — Разница в ощущениях была большой: новый материал облегает десны и как бы присасывается к ним. Поэтому дополнительная фиксация не нужна. Качественные наборы искусственных зубов, которые используются в протезах, покупаем за рубежом. Пища, даже крошки, под протез не попадают. А снимать зубы на ночь или нет, каждый решает сам. Делать это необязательно.
— Разве может протез подойти пациенту сразу?
— Да. Главное, чтобы человек вовремя к нам обратился. Не всегда удается помочь тем, кто долго обходился вообще без зубов и протезов, а жевал деснами. Слизистая тогда уплотняется, и протезы будут плохо держаться. Но если человек пришел вовремя, ему можно помочь. На первой примерке бывает, что протез где-то давит, натирает. Но его легко откорректировать с помощью специального ножа — просто срезать лишний материал.
*Сотрудники лаборатории за последние двадцать лет изготовили почти 25 тысяч зубных протезов из полипропилена
— Как возникла идея использовать для протезирования полипропилен вместо акрила?
— Идея принадлежит профессору Эвальду Варесу. К сожалению, он уже ушел из жизни. Зная, что из термопластов медицинской чистоты (к ним принадлежит и полипропилен, который является производным нефти) делают клапаны сердца, заменители сосудов, протезы суставов, что этот материал используется для изготовления детских игрушек, профессор поставил задачу создать технологию, позволяющую производить зубные протезы. Над ней мы работали вместе. И как результат получили патент Вареса-Нагурного. Был изобретен изоляционный состав, или лак, в этом новизна технологии.
— И как он используется?
— Делаем слепок челюсти, изготавливаем индивидуальную гипсовую форму и покрываем ее своим лаком. Затем заливаем расплавленный при температуре 200—250 градусов полипропилен. Когда он застынет, то легко вынимается из формы. Этот участок работы освоил мой сын Андрей, зубной техник. А вообще, у нас в центре работает двадцать четыре человека.
— Бывает, что организм пациента не воспринимает полипропилен?
— У нас не было таких случаев. Дело в том, что это безопасный биологически нейтральный материал (о его свойствах и о том, как мы работаем с ним, можно уточнить по нашему телефону 098−130−88−09). А вот истории болезни тех, кому не подходит акрил, мы коллекционируем. Известно, что акрил токсичен и довольно часто вызывает аллергию. Когда-то он совершил революцию в стоматологии. Получить протезы могли буквально все, кто в этом нуждался. Но сейчас было бы правильно заменить этот материал.
— Еще в 2003-м году я писала о пациентке, которая, поставив «мосты», начала ощущать сильное жжение во рту, но врачи называли это «периодом адаптации». За год женщина сильно похудела, у нее заподозрили онкозаболевание, развилась сильная интоксикация. А выяснилось, что причина тяжелого состояния — аллергия на акрил и… золото (его использовали в припое). После того как вы сделали ей эластичные протезы, все неприятные симптомы ушли, о чем Валентина Витальевна и рассказала в интервью «ФАКТАМ».
— Я хорошо помню этот случай. Меня тогда поразило, с какой настойчивостью пациентка (она была медиком) искала причину болезни. Женщина обратилась в киевскую лабораторию, где делают углубленные анализы, позволяющие точно определить, какое вещество является аллергеном для организма. И получила результат. Это яркий случай. Но были и другие. Например, 30-летняя учительница английского языка, которая не могла преподавать в школе из-за отсутствия зубов… Протезы из акрила вызывали у нее сильнейшую аллергическую реакцию. Нам удалось ей помочь.
— В киевских клиниках один зуб «под ключ» (имплант) стоит несколько тысяч гривен…
— «Высокая» стоматология — это огромные деньги. Наверное, поэтому немногие коллеги хотят заниматься производством литых зубных протезов из дешевых материалов.
— Но ведь потребность в протезировании большая…
— Огромная. Вместе с профессором Варесом мы анализировали статистику. Из-за того, что кариес есть практически у ста процентов жителей Украины, а заболевания десен — у 85 процентов, большинство из тех, кому за 30, нуждаются в протезировании. С помощью нашей технологии можно протезировать от одного до 32 зубов.
— А как крепится один зуб?
— Очень просто. Мы называем это «бабочкой»: одновременно с основой отливаем мягкие «усики», которые цепляются за соседние зубы. Что важно — нет необходимости их обтачивать, портить. А вставной зуб, как на присоске, будет прочно сидеть на десне.
— Неужели все так просто?
— Поначалу пациенты в это тоже не верят. Но самый убедительный аргумент — их собственные ощущения. Можно сделать протез любой конфигурации, восполнив все недостающие зубы и не повредив сохранившиеся. О нашей технологии уже знают, информацию передают из уст в уста. В Черняхов приезжают пациенты со всей Украины и из других стран — Германии, Израиля. И все задают один и тот же вопрос: «Неужели все так просто?» Жаль, что приезжает мало коллег и нет интереса со стороны государства.
13346Читайте нас в Facebook