В Украине собираются вернуть техосмотр машин: что нужно об этом знать
Кабинет министров Украины подготовил законопроект с длинным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами». Этим документом предлагается внедрить еще ряд нововведений, направленных на повышение безопасности на дорогах. В частности, для транспорта, задействованного в сфере грузовых и пассажирских перевозок, предлагается применение тахографов, а для его водителей — получение свидетельства о профессиональной компетентности. Кроме того, Кабмин предложил возвратить обязательный техосмотр для частных транспортных средств, отмененный семь лет назад, в июле 2011 года. Расскажем об основных предложениях нашего правительства.
Частные легковушки будут проходить техосмотр каждые два года
В своем законопроекте Кабмин предлагает ввести так называемую проверку на пригодность транспортных средств к эксплуатации. Предполагается, что она будет обязательной для большинства автомобилей. Исключение составит транспорт:
- скорость которого не превышает 25 километров в час;
- изготовленный или впервые зарегистрированный более 30 лет назад, представляющий историческую ценность и не использующийся в улично-дорожной сети;
- задействованный на спортивных соревнованиях и не использующийся на общественных дорогах;
- на который распространяется дипломатическая неприкосновенность;
- перевозящий оборудование цирков и аттракционов, скорость которого не превышает 40 километров в час;
- с объемом двигателя не более 125 кубических сантиметров;
- а также колесные тракторы, скорость которых не превышает 40 километров в час, и агротехника.
Обязательная проверка на пригодность к эксплуатации (техосмотр) должна проводиться на аккредитованных СТО (расположенных на расстоянии не более 100 километров друг от друга), а выполнять ее будут специально подготовленные эксперты с личной печатью (благодаря этому можно будет проконтролировать, какой именно сотрудник провел осмотр некачественно и выпустил на дорогу технически неисправный автомобиль). Кстати, за подобные прегрешения нерадивым экспертам грозит штраф — от 1700 до 3400 гривен. При обнаружении недочетов машину будут отправлять на их устранение, после чего придется пройти повторную проверку.
При техосмотре будут проверяться:
- система тормозного и рулевого управления;
- внешние световые приборы;
- пневматические шины и колеса;
- светопропускающая способность стекол;
- газобаллонное оборудование (при наличии);
- идентификация транспортного средства, составные части, системы, в том числе установленное оборудование, другие элементы в части, непосредственно касающейся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, в объеме, определенном законодательством.
Законопроектом установлена и периодичность прохождения обязательной проверки на пригодность к эксплуатации. Частным легковушкам придется проходить техосмотр через четыре года с даты первой регистрации, а затем — каждые два года. Для остального транспорта предусмотрены такие сроки:
- для транспортных средств (ТС), предназначенных для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения не более девяти с местом водителя включительно, используемых в качестве такси, — через один год с даты первой регистрации, затем ежегодно;
- для ТС, предназначенных для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более девяти с местом водителя включительно, — через один год с даты первой регистрации транспортного средства, а затем ежегодно;
- для ТС, предназначенных для перевозки грузов с максимальной массой более 3,5 тонны, а также прицепов, полуприцепов с максимальной массой более 3,5 тонны — через один год с даты первой регистрации, а затем ежегодно;
- для ТС, предназначенных для перевозки грузов с максимальной массой до 3,5 тонны включительно — через четыре года с даты первой регистрации, а затем каждые два года;
- для мототранспорта с объемом двигателя более 125 кубических сантиметров и максимальной скоростью свыше 45 километров в час — через два года с даты первой регистрации, а затем каждые два года.
Впрочем, кроме планового, предусмотрен и внеплановый техосмотр. Его предлагают проводить при:
- регистрации/перерегистрации транспортного средства;
- смене собственника;
- переоборудовании, которое влияет на безопасность движения или окружающей среды;
- выезде транспорта за границу Украины.
При успешной сдаче технического экзамена на исправный транспорт предлагают выдавать так называемое свидетельство о пригодности транспортного средства к эксплуатации. В документе будет указываться, на каком аккредитованном СТО проводилась проверка, имя сотрудника, проводившего ее, перечень выявленных технических недостатков (при их наличии), результат проверки, дата очередного техосмотра и другая информация. Все сведения о проведении проверки будут вноситься в Единый государственный реестр транспортных средств, доступ к которому имеет патрульная полиция.
Предполагается, что свидетельство о пригодности к эксплуатации станет необходимым документом для управления транспортным средством и водители будут обязаны предъявлять его по требованию сотрудника полиции. За езду на автомобиле, не прошедшем техосмотр, предлагается установить штраф в размере 1700 гривен.
Грузовики и автобусы оснастят тахографами, а их водителей обяжут иметь при себе новую обязательную «корочку»
Помимо возвращения техосмотра, законопроект Кабмина предлагает введение изменений в сфере пассажирских и грузовых перевозок. В частности, для повышения контроля хотят ввести обязательное применение тахографов — приборов, фиксирующих скорость движения, время нахождения в пути и месторасположение автотранспорта. Они позволят выявить, к примеру, водителя, который едет без отдыха более 500 километров, а также таких, которые превышают в пути разрешенную скорость движения, и других нарушителей Правил дорожного движения.
Предусмотрено, что коммерческие автомобили, осуществляющие международные пассажирские и грузовые перевозки, должны быть оборудованы тахографами с 1 июля 2019 года, а коммерческий транспорт, осуществляющий внутренние перевозки, — с 1 марта 2019 года.
Если закон примут, перевозить пассажиров и грузы смогут только квалифицированные водители. Подтверждением их квалификации станет специальный документ — свидетельство о профессиональной компетентности водителя. Он добавляется к перечню обязательных документов, и в случае его отсутствия нарушителю грозит 1700 гривен штрафа или лишение права управления транспортом на срок до шести месяцев.
Свидетельство о профессиональной компетенции должны иметь водители коммерческого транспорта, осуществляющего международные пассажирские и грузовые перевозки с 1 января 2020 года, а работающие в Украине — с 1 января 2022 года.
Законопроект выставлен на официальном веб-сайте правительства для общественного обсуждения. Таким образом, все небезразличные люди имеют возможность высказать свои предложения и замечания по поводу этой инициативы Кабмина. Общественное обсуждение продлится до 8 ноября 2018 года, после чего проект закона согласуют в Кабмине и внесут на рассмотрение Верховной Рады.
Многие отечественные эксперты в сфере дорожного движения поддерживают возвращение контроля техсостояния частных автомобилей. Подобная практика является обязательной во многих цивилизованных странах, в том числе и в ЕС. Одобряет это предложение даже человек, непосредственно причастный к отмене техосмотра в Украине в 2011 году, глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. Он был в свое время одним из инициаторов ликвидации этой коррупционной процедуры, представлявшей собой банальную покупку талонов техосмотра. По мнению Назаренко, при введении техосмотра очень важно соблюсти несколько принципиально важных моментов:
- техосмотр не должны проходить новые автомобили. Эта норма должна быть четко задекларирована. Новые машины — до четырех-пяти лет эксплуатации — в Европе не подлежат никакому техосмотру, так как ответственность за их техническое состояние несет производитель;
- техосмотр должны проводить абсолютно независимые технические станции, пункты технического осмотра, и невмешательство государства в эту процедуру должно быть гарантировано.
«Главное — чтобы не вернулся прежний техосмотр, который базировался на коррупционных принципах. Ведь его на самом деле никто никогда не проводил — талоны просто продавались. Если Украина обязалась принимать такие законы в соответствии с Соглашением об ассоциации с Евросоюзом, они должны быть европейскими, а не законами в прежней редакции», — подчеркнул Олег Назаренко.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как в Украину завозят машины на еврономерах и как при этом избежать крупного штрафа.
Читайте нас в Facebook