«Зеленский и сам не верил, что Путин согласится встретиться с ним в Донецке», — политолог
Вернувшись из Франции после встречи с Эммануэлем Макроном, президент Украины Владимир Зеленский неожиданно выступил с новым видеообращением, в котором потребовал от России, чтобы она отвела свои войска от украинской границы. Но гораздо больший резонанс в обществе вызвало предложение Зеленского, адресованное Путину, встретиться «в любой точке Донбасса».
«Я готов встретиться с вами в любой точке Донбасса», — сказал Зеленский, напомнив, что Россия отказалась поддержать полное прекращение огня, лицемерно предложив встретиться на линии разграничения, чтобы «максимально точно увидеть и понять ситуацию».
Путин на следующий день ответил Зеленскому на предложение о встрече. Правда, не стал этого делать официально. На брифинге по итогам встречи с президентом Беларуси Александром Лукашенко президент России сказал, что проблемы Донбасса Зеленский должен решать с «руководством «республик» «Л/ДНР». И добавил: «А если речь идет о развитии двусторонних отношений, то мы примем президента Украины в Москве в любое удобное для него время».
По сути, Путин отказался от встречи со своим украинским коллегой на Донбассе. Скорее всего, это было предсказуемо. Возможно, и президент Зеленский догадывался о том, что хозяин Кремля не отважится поехать на территорию, не контролируемую Украиной. Но что тогда стоит за предложением Зеленского к Путину? Есть ли вообще смысл встречаться президентам Украины и России на оккупированном Донбассе или в Москве? Какими могут быть последствия таких встреч? Об этом и многом другом «ФАКТЫ» поговорили с политологом Богданом Петренко.
«Просить о встрече с Путиным таким образом, как это сделал Зеленский, унизительно»
— Зеленский выступил со своим обращением сразу же после того, как вернулся из Франции, где встречался с президентом Макроном. Эти два события как-то могут быть связанными между собой?
— Я думаю, что Зеленский надеялся, что ему удастся договориться о какой-то более существенной поддержке Украины Западом. Но этого не произошло, — считает политолог Богдан Петренко. — Скорее всего, Макрон посоветовал Зеленскому самому договариваться с Путиным или даже с главарями так называемых «ДНР» и «ЛНР». Из результативного: возможно, Франция даже предложила продать нам оружие. Не дать — а именно продать. Я думаю, что если встреча с Эммануэлем Макроном прошла бы результативно, то никакого нового обращения Зеленского к Путину не последовало бы.
А вообще, мне кажется, что рассчитывать на какую-то существенную поддержку Украины Францией не стоит. Вспомните, ведь Франция выступала посредником переговоров Грузии с Россией. Но это же не закончилось победой Тбилиси. Это просто завершилось окончанием боевых действий в Грузии, и все. Территориальная целостность восстановлена не была.— Богдан, как вы считаете, есть ли какой-то смысл Зеленскому встречаться с Путиным? Может ли быть толк от этих переговоров?
— Смысл в том, чтобы предложить Путину встретиться, есть. Но единственная проблема — такое предложение президенту России можно было сделать только один раз. Если человек не идет… Нет, наверное, в нашем случае, я бы слово «человек» поместил бы в кавычки. Так вот, если Путин не идет навстречу, я думаю, не стоило свою просьбу повторять дважды.
А вот будет ли толк… Не вижу смысла во встрече ради встречи или ради того, чтобы «посмотреть Путину в глаза», как предлагал господин Зеленский в 2019 году. Думаю, что президент Украины в глаза Путину уже посмотрел и он понял, что в этих глазах нет ничего человеческого. Владимир Владимирович — это тот человек, который будет отстаивать интересы Российской Федерации, такими, какими их видит он, не обращая внимания на интересы Украины. Поэтому я считаю, что просить о встрече с Путиным таким образом, как это сделал Зеленский, унизительно. И так было понятно, что это предложение ни к чему не приведет.
Хотя, с технологической точки зрения, я понимаю Зеленского. У него вырос рейтинг после «нормандской встречи» в 2019 году, на которой присутствовали так же президент Франции Макрон, канцлер ФРГ Меркель и президент России Путин. Но нельзя забывать, что это была первая встреча Зеленского с Путиным и тогда было достигнуто несколько договоренностей, например, об обмене пленными. У народа Украины тогда появилась большая надежда, что переговоры с Путиным к чему-то приведут.
Но ведь в 2019 году Россия не только что-то пообещала Украине, но и навесила на нашу страну ряд обязательств. Еще и до «нормандской встречи» мы выполняли какие-то обязательства. Например, отводили войска от линии соприкосновения. То есть еще до личного контакта Зеленского с Путиным Украина уже выполняла какие-то обязательства. Выполняет их и после. А если гипотетически встреча с Путиным произойдет, то этих самых обязательств станет еще больше.
«Во время предполагаемой встречи президентов Украины и России в Донецке будет сделано все, чтобы с головы Зеленского и волос не упал»
— Создается такое впечатление, что Путин не собирается идти ни на какие уступки Украине…
— Я с вами согласен, и считаю, что если у нас нет возможности заставить Путина со своей стороны так же идти на уступки, то нет необходимости и в проведении новой встречи Зеленского с президентом России, — говорит Богдан Петренко. — Нам нужно искать какие-то механизмы давления на хозяина Кремля, со стороны тех же стран Евросоюза, чтобы Путин сам попросил об этой встрече.
Как вы видите, Путин заявление своего украинского коллеги оставил без внимания. И словом не обмолвился об Украине в своем ежегодном послании Федеральному собранию. Он просто не считает Зеленского равным себе. Вы же знаете, что в российском информационном поле раскручивается месседж о том, что Украина воюет с Донбассом, а не с Российской Федерацией.
— Как мы видим: Путин дал понять Зеленскому, что на Донбасс он не поедет. А сам Зеленский верил в то, что Путин согласится встретиться с ним, скажем, в Донецке?
— Вот именно на том, что сам Зеленский был уверен, что Путин не примет его предложение, и было построено его заявление.
— А если бы Путин вдруг согласился на эту встречу? Чисто гипотетически, мы можем рассматривать такую возможность? Кто мог бы обеспечить безопасность президенту Украины, скажем, в Донецке, где сегодня не существует никаких правил и законов?
— Давайте сначала ответим на вопрос, как на такую встречу Зеленского и Путина в оккупированном Донецке отреагирует народ Украины?
— Но ведь Донецк — это украинский город.
— В этом никто не сомневается, что Донецк — это Украина. Но как это все будет выглядеть со стороны? В любом случае встречи с глазу на глаз там не получится. Путин подтянет для переговоров и Пушилина, и Пасечника. В последнее время — подобное является нормой в российской политике. Не один раз приходилось видеть: когда первый президент Украины Леонид Кравчук дает какое-то интервью российскому телевидению, туда сразу же подтягивается главарь так называемой «ДНР» Пушилин. Тем самым для российского зрителя создается видимость прямого диалога руководителя украинской делегации в ТКГ с псевдореспубликами. Так это — по телевидению. А здесь — президента Украины могут вынудить вести прямой диалог в оккупированном Донецке с представителями оккупационной администрации.
Теперь вернемся к безопасности президента Зеленского в Донецке во время этой гипотетической встречи. Я думаю, что Путин лично был бы заинтересован в том, чтобы там с головы Зеленского не упал бы и волос. Потом можно рассказывать о том, что на Донбассе живут мирные люди, которые хотят мирных переговоров, а не войны.
— А была бы какая-то результативность подобного диалога в Донецке?
— Я думаю, что результативность тут может быть только для Российской Федерации. Своим заявлением Зеленский косвенно дал понять Кремлю, что Запад нам не очень-то и помогает, и мы, возможно, готовы идти на еще большие компромиссы. Это еще больше развязывает Путину руки. Независимо от того, состоится эта встреча или нет. Путин прекрасно понимает, что он может попытаться вынудить Зеленского на переход условных «красных линий».
Если встреча Зеленского и Путина все-таки состоится, в чем я очень сомневаюсь, то она может стать чем-то вроде новых Минских соглашений: неким подобием капитуляции. Ведь сам Путин ни на какие компромиссы идти не собирается. И потому, каждые новые соглашения только ухудшают ситуацию на Донбассе для Украины.
Ранее «ФАКТЫ» писали о том, что 23 апреля Россия начала отводить свои войска от украинской границы.
Фото со страницы Богдана Петренко в Facebook
Фото с сайта president.gov.ua
2145Читайте нас в Facebook