«Невеста заметила необычную родинку у меня на спине. Оказалось, вовремя: это была меланома»
«У тебя на спине какая-то подозрительная родинка, — сказала Ольга. — Пойди проверься!»
— Мне очень не хотелось идти к врачу, но моя девушка настояла, да и сам я чувствовал: организм подает какие-то сигналы, — вспоминает 32-летний Кирилл. — Было ощущение, что на спине есть бугорок, к которому хочется дотронуться. Дерматолог в поликлинике, увидев мою родинку, сразу сказал: «Это что-то плохое». Конечно, я испугался и, не откладывая на потом, отправился в клинику дерматологии Ольги Богомолец. Там доктор заподозрил, что у меня меланома, хотя окончательный диагноз был поставлен после гистологии. С тех пор прошло два года.
— Вы обратились в клинику вовремя?
— Думаю, да. Во всяком случае меланому, которая была размером около сантиметра, мне удалили. Шрам остался большой — до десяти сантиметров, потому что убрать надо было не только саму меланому, но и близлежащие ткани. Порекомендовали регулярно наблюдаться.
— Как часто?
— Поначалу каждые три месяца надо было проверять состояние лимфоузлов, делать УЗИ внутренних органов. Затем проходил обследование раз в полгода. Иммунотерапия, которую назначают в более тяжелых случаях, мне не понадобилась. Очень надеюсь, что все позади.
— Раньше вы знали о существовании меланомы?
— Слово это слышал, знал, что родинки бывают опасными, но чем чревато заболевание, даже представить не мог. Теперь думаю, что мне просто повезло: невеста заметила образование вовремя и фактически спасла мне жизнь.
Читайте также: «Маленькая темная родинка увеличилась и стала выпуклой»: как не пропустить меланому
Почти 30 лет известный дерматолог Ольга Богомолец делает все для того, чтобы люди в Украине знали, что такое меланома, чем она опасна и, увидев признаки перерождения родинки, как можно быстрее обращались к специалистам. Потому что тяжесть заболевания, его смертоносность зависят именно от того, вовремя человек обратился к врачу или опоздал.
— Для того чтобы распознать меланому, не нужно делать рентген, УЗИ, МРТ, КТ, нет необходимости в дорогостоящих исследованиях, в отличие от других видов рака, — говорит руководитель Клиники дерматокосметологии, известный врач Ольга Богомолец. — Достаточно обратить внимание на свою необычную родинку и пойти к врачу. Если он знающий, внимательный и неравнодушный, то обязательно распознает природу родинки, рассмотрев новообразование с помощью дерматоскопа.
— День меланомы в этом году будет проходить 13-й раз. Скольких пациентов в общей сложности уже удалось обследовать?
— Почти полмиллиона. Но, чтобы это стало возможным, надо двигаться в двух направлениях. Прежде всего, научить пациентов определять признаки перерождения родинки. Для этого я придумала простую аббревиатуру — АККОРД. Каждая буква означает один из признаков: А — асимметрия (виртуальная ось делит родинку на неравные половинки), К — край (он становится неровным, с зазубринами и выступами), К — кровоточивость, О — окрас (цвет родинки меняется), Р — размер (образование растет в ширину или становится более выпуклым), Д — динамика (важны любые изменения родинки: выпадают волоски, появляются корочки). Донести эту информацию до людей нам очень помогли журналисты разных изданий, радио и телевидения. Но проблема заключалась еще и в том, что в начале 90-х о меланоме очень мало знали врачи. И мы занялись их подготовкой, организовывая медицинские конференции, практические занятия. В конце концов удалось достичь главного — смертность от меланомы, которая в Украине достигала 95 процентов (для сравнения, в США она тогда составляла пять процентов) постепенно начала снижаться.
«Еще 30 лет назад в душевых студенческих общежитий в США были наклейки с признаками перерождения родинки»
В мае вот уже много лет я пишу о пациентах, которых удалось спасти от меланомы. Их истории в чем-то похожи: случайно попала в поле зрения подозрительная родинка. Человек не стал ждать, что «само пройдет», обратился к врачу (кстати, многие делают это именно в День меланомы) — и оказалось, что пришел вовремя. В одних случаях, как у героя нынешней публикации Кирилла, достаточно было удалить новообразование, в других понадобилась химио- или иммунотерапия. Но история закончилась излечением. К сожалению, так бывает не всегда. И умалчивать этот факт — значит, недооценивать коварство болезни. Ведь смертность от меланомы, особенно от запущенных ее форм, очень высока. Болезнь может давать метастазы, поражая любые органы. Но благодаря упорной и планомерной работе отечественных дерматологов смертность постепенно снижается. А началась эта работа с того, что молодой врач Ольга Богомолец в 1991 году отправилась на Всемирный конгресс дерматологов в США. И то, о чем она узнала в Америке, ее шокировало.
— В то время в Украине диагноз меланома звучал как приговор: он означал, что человеку оставалось жить буквально несколько месяцев или в лучшем случае пару лет, — вспоминает Ольга Богомолец. — А в США, как оказалось, смертность от меланомы составляла пять процентов! Информация стала для меня цивилизационным шоком. Я увидела парней и девушек моего возраста, которые открыто говорили: «Да, у меня была меланома, но я живу, занимаюсь бизнесом, рожаю детей, строю планы на будущее!» Для меня было непонятно, почему у нас не так.
— И почему же?
— Из-за неосведомленности. Методы диагностики были те же, методы лечения были те же, только у нас большинство больных умирало, потому что они не приходили вовремя за помощью.
В Америке в общежитии, где я жила, в каждой душевой кабинке висели две наклейки: на одной были методы самодиагностики рака молочной железы, на другой — признаки меланомы (ABCD of melanoma). Их должен был знать каждый. В американских школах дети знали, как отличить обыкновенную родинку от той, которая перерождается. А у нас этого не знали даже врачи.
Читайте также: Меланому можно определить по родинке, которая блестит, — дерматоонколог Ирина Сидоренко
— Можно ли было это быстро изменить?
— Быстро — нет. Но, вернувшись в Украину, я придумала аббревиатуру АККОРД (в украинском языке АКОРД). Чтобы аббревиатуру нельзя было изменить, я ее даже запатентовала. Параллельно я ходила в Минздрав, пытаясь достучаться до чиновников и доказывая необходимость обучать врачей, знакомить всех — от школьников до стариков — с признаками перерождения родинки. Ведь так делается во всем мире.
Время шло, а государству это было не интересно. Люди по-прежнему умирали. Об АККОРДе я рассказывала на радио, куда меня приглашали на программы авторской песни. Но как дерматолог я еще не была известна, а моя идея мало кого интересовала. И тогда созданная мною частная клиника начала эту работу самостоятельно: в 2009 году мы провели первый в Украине День меланомы, обследовав около 200 человек. В течение двенадцати лет эта цифра постоянно росла, в акции участвовало все больше врачей, все больше частных и государственных клиник. Мы стали участниками программы «Евромеланома». Сегодня об этом заболевании знают уже многие.
«Активные солнечные лучи — главный канцероген»
— В прошлом году вы рассказывали об одной радиослушательнице, которая, услышав от вас о подозрительных родинках, буквально на следующий день пришла на консультацию…
— Эту историю я не забуду никогда, потому что она перевернула мое сознание. Молодая женщина, моя ровесница, пришла на прием и показала мне родинку на ноге. Я сразу поняла, что у нее запущенная форма меланомы. Меня охватил ужас. И, несмотря на то, что врач должен сдерживать эмоции, у меня вырвалось: «Где же вы раньше были?!» А она так спокойно говорит: «Но ведь вы только вчера по радио рассказали о меланоме — и я пришла».
То, что Татьяне удалили меланому, которая не успела дать метастазы, — просто чудо. Женщина полностью выздоровела. Я же решила, что нам надо работать не покладая рук — рассказывать, показывать, обучать, лечить. Мы так и делаем все эти годы. Кстати, и в Европе, и в США День меланомы — это не повод бесплатно обследоваться, а день, в который все СМИ проводят информационную кампанию, рассказывая об опасности меланомы. И в мае акция проводится потому, что активные солнечные лучи — главный канцероген.
— То есть под их воздействием меланома может появиться?
— Да. Но если она только возникла и ее сразу удалили, опасности больше нет. К счастью, сейчас все больше случаев, когда люди обращаются на этой стадии (меланома ин ситу находится в слое кожи, где сосудов очень мало). А прогноз меланомы зависит от того, насколько глубоко она успела прорасти в сосуды. Если это случилось, значит, она отправит метастазы в жизненно важные органы, и довольно быстро. Люди умирают именно от этого.
— Много ли сейчас запущенных случаев?
— Гораздо меньше, чем было раньше. Но так трудно смириться с тем, что они есть! Вот недавний пример: беременная женщина, которой рожать через месяц. На животе меланома. Срочно вмешаться уже не получится… А ведь риск того, что и у ребенка возникнет заболевание, очень высок, потому что меланома может передаваться трансплацентарно. И лечить женщину после родов будет непросто из-за того, что иммунная система ослаблена. Неужели гинеколог не заметил подозрительную родинку на самом видном месте? Или другой пример: молодому человеку год назад в косметическом салоне удалили на руке бородавку. А оказалось, это беспигментная меланома. Агрессивная форма.
Читайте также: Шесть признаков перерождения родинки
— Существует мнение, что родинку лучше не удалять, не трогать, иначе она может переродиться…
— Это миф. Но возник он не случайно. Когда образование удаляют косметологи, они не всегда видят разницу между обычной родинкой и меланомой. На момент удаления это уже злокачественное образование. И если не сделать гистологию, человек посчитает, что избавился от проблемы. А на самом деле это не так.
Подобных случаев немало, и от них хочется предостеречь, потому что меланома не щадит ни взрослых, ни детей. У мужчин меланома иногда возникает на волосистой части головы. И мы проводили курсы для парикмахеров, чтобы у них была настороженность в отношении злокачественного образования. Увидев его, парикмахер может сказать об этом клиенту и таким образом спасти человеку жизнь.
«У тех, кому удалили меланому, высокий риск появления еще одного образования»
Если десять лет назад врачи практически не диагностировали меланому на ранней стадии (меланому ин ситу), то сейчас это случается все чаще.
— Меланома зарождается в верхнем слое кожи (в эпидермисе), где нет кровеносных сосудов, — продолжает Ольга Богомолец. — В дерме (более глубоком слое кожи) сосуды есть, а в подкожной жировой клетчатке очень много. Если мы поймали и удалили меланому, находящуюся на поверхности, можно гарантировать, что человек здоров. Но если она проросла, захватила нашу транспортную систему (сосуды), то угроза жизни велика.
— Как не пропустить момент?
— Осматривать себя и своих близких. Обращать внимание на факторы риска. Особенно внимательными должны быть люди скандинавского типа (по генетическому происхождению): светловолосые, голубоглазые, зеленоглазые, с веснушками, с рыжими волосами. У них более высокий риск появления и меланомы, и рака кожи. Но при этом черноволосые, кареглазые тоже не защищены полностью, потому что к группе риска относятся те, у кого были солнечные ожоги. Три и больше солнечных ожога в детстве увеличивают риск развития меланомы. Три и больше солнечных ожога во взрослом возрасте увеличивают риск развития рака кожи (обычно это шелушащееся пятно, которое не проходит и покрывается корочками). К группе риска относятся также люди, у которых есть много родинок.
— Как понять, много родинок или мало?
— Достаточно сосчитать их на одной руке. Если родинок десять, умножаем это число на шесть (две руки, две ноги, спина и живот). Те, у кого больше 50 родинок, в группе риска. Особое внимание надо обращать на спину. Она чаще сгорает на солнце, что провоцирует образование меланомы. Если есть пять и больше крупных родинок (размером свыше пяти миллиметров в диаметре), человек должен регулярно показываться врачу. Опасны диспластические невусы (риск появления меланомы тогда в 50 раз выше). Меланома может быть похожа на яичницу: в центре темное пятнышко, а по периметру светло-коричневый овал. Надо проверяться людям, у которых есть врожденное большое пигментное пятно или гигантский невус.
Также к группе риска относятся те, у кого уже была меланома. У них может появиться и вторая. Им надо проходить осмотр у дерматолога сначала, после удаления, раз в квартал, затем реже и раз в год делать карту родинок. Перерождение не происходит в один момент. Этот процесс надо отслеживать, и тогда осложнений удастся избежать.
В этом году с 17 по 23 мая все, у кого на коже есть подозрительные родинки, могут прислать качественное фото новообразования на наш портал stop-melanoma.net, заполнить анкету и получить рекомендации специалистов. А 24 мая, во время проведения 13-го Дня меланомы, врачи будут бесплатно консультировать пациентов по поводу меланомы и рака кожи. С подробностями акции также можно ознакомиться на портале.
Читайте также: Можно ли вылечить грибок раз и навсегда и как не пропустить перерождение родинок: отвечает дерматолог
Фото предоставлено Клиникой дерматокосметологии Ольги БОГОМОЛЕЦ
3266Читайте нас в Facebook